Тонкости ввоза авто по новым правилам объяснили эксперты
Новость об изменении правил ввоза машин буквально взбудоражила общество. Оно и понятно, ведь казахстанцы уже давно полюбили покупку заграничных железных коней – сначала штурмовали российский рынок, затем перешли на кыргызские и армянские автомобили, потом захватили грузинский авторынок. Однако теперь ввезти новый транспорт в страну станет сложнее. С 1 декабря этого года чиновники меняют правила импорта. Как они коснутся автолюбителей и юридических лиц, зачем понадобились новые меры и лоббируют ли они интересы дилеров и автопроизводителей, разберем вместе с экспертами в материале Azattyq Rýhy.
Новые правила коснутся прежде всего свежих машин. Ранее в Комитете госдоходов заявили, что теперь авто моложе трех лет смогут ввозить в страну только те, кто официально указан в ОТТС – «Одобрение типа транспортного средства». Многие казахстанцы тут же интерпретировали это по-своему – мол, теперь завозить в страну новенькие авто не получится. Хотя ранее чиновники наперебой призывали пересаживаться на более свежие машины, говоря, что автопарк в стране катастрофически стареет. Однако действительно ли ввоз нового транспорта для рядовых граждан станет под запретом, разберемся детально.
Итак, ОТТС – это документ, который подтверждает, что автомобиль отвечает всем требованиям по безопасности и охране окружающей среды. Причем он выдается на какую-то модель и даже серию машин. То есть это значит, что документ распространяется на большое число автомобилей и необходимости в повторной проверке нет. Так вот, изменения по этому документу коснутся только юридических лиц.
«Эта история не касается физических лиц. Она исключительно о работе серых дилеров, юридических лиц. В этом корневое заблуждение многих СМИ и всех тех людей, по какой-то причине решивших на эту тему публично высказаться. Смысл в том, что нужно изучить документ, прежде чем на эту тему утвердительным тоном высказываться. Дело в том, что это история про серых дилеров. ОТТС – это документ, который никак не затрагивает все процессы, которые проходит физическое лицо, завозя автомобиль», - подчеркнул руководитель Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.
«Согласно новых правил, мы видим, что инициатива Комитета госдоходов направлена более на цивилизованный бизнес. То есть на первичный рынок – это официальные дилеры, производители, а также дистрибьюторы многих марок, которые представлены в Казахстане», - отметил автожурналист Роман Масленников.
То есть, по словам экспертов, изменения коснутся только юридических лиц – ввозить в страну авто моложе трех лет смогут только те, кто официально указан в ОТТС. Ранее по старым правилам компания могла оформить этот документ и подать в заявке любого человека. Теперь же импортировать авто смогут только те, кто оформлял ОТТС от лица компании. Как объяснил Артур Мискарян, это понадобилось для борьбы с «серым» импортом, поскольку частенько компании оформляли этот документ с серьезными нарушениями.
«Серые» дилеры зачастую оформляли ОТТС с нарушениями, подделывали и даже пользовались ОТТС, который выдан не им, при этом не предоставляя документов на право пользования этим ОТТС. По сути, это было грубое нарушение и именно поэтому сейчас есть формулировка, что ОТТС может пользоваться только то лицо, которое вписано в него», - пояснил он.
Особенно большая проблема по этой части имеется в сегменте грузовых автомобилей, говорит эксперт.
«Их зачастую завозили из Китая таким образом: покупали там автомобили с экологическими нормами Евро-2 и Евро-3, привозили сюда и здесь оформляли документы как будто этот грузовик попадает под экологические требования Евро-4 или Евро-5. То есть выдают его за более экологичный, чем он есть на самом деле. И уже в Казахстане продают по цене более низкой, чем грузовик истинный Евро-4 или Евро-5. И делают на этом такой бизнес, нарушая требования технического регламента и экологические требования Казахстана, ЕАЭС и ЕЭК ООН (Европейской экономической комиссии при ООН», - отметил руководитель Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.
Кстати, изменение правил коснулось именно свежих машин не просто так. По его словам, дело в том, ОТТС обновляется каждые три года.
«Соответственно, если автомобиль старше шести или семи лет, то на автомобиль уже выдается не ОТТС, а другой документ – СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Потому что, грубо говоря, это старый автомобиль и смысла получать на него ОТТС никакого нет. Потому что старые автомобили никто партиями не производит, чтобы их завозить. А мы же говорим о «серых» дилерах, которые работают, как раз завозя автомобили партиями. Поэтому на всякий случай сделаем акцент на том, что речь не идет о том, чтобы как-то ограничить ввоз новых или старых автомобилей. Хотя, на мой взгляд, ввоз старых автомобилей ограничивать надо, если не запрещать», - считает Артур Мискарян.
На первый взгляд может показаться, что эта мера является лоббированием интересов казахстанских автопроизводителей и автодилеров, чтобы таким образом стимулировать людей покупать новые машины у них, а не пригонять из других стран. Однако такое мнение ошибочно, убежден наш собеседник.
«Казахстанские автодилеры и казахстанские производители точно так же на общих основаниях получают ОТТС. И точно так же на общих основаниях занимаются сертификацией. Поэтому о лоббировании речи здесь нет. Здесь речь идет о наведении элементарного порядка, поскольку ОТТС оформляют с нарушениями, а порой и подделывают, либо пользуются вообще не своим ОТТС. Вот и все», - подчеркнул руководитель Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.
Что касается машин старше трех лет, то здесь все осталось без изменений. Завезти их компании могут в любом количестве, оформив СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства).
Как будут импортировать машины юридические лица, мы уже разобрали. Но куда важнее то, по каким правилам будут завозить транспорт рядовые казахстанцы. Изменения, к слову, могут коснуться и их, поскольку чиновники хотят ограничить количество ввозимых ими авто – не более одного в год.
«Министр финансов ранее подчеркнул, что для частных лиц остается возможность ввозить автомобиль для личного пользования не чаще 1 раза в год, чтобы избежать эффекты разного рода продаж и исключить себя из списка «серых» дилеров. Позже он также сказал, что попросит правительство проработать этот момент. Поэтому мы все сейчас очень ждем уточнений, проработок и большего понимания того, как частные лица смогут завозить автомобили на казахстанский рынок не чаще, чем один раз в год», - подчеркнул автожурналист Роман Масленников.
Если правило «одно авто в год» все же примут, то физлицам придется ограничиться одной машиной, оформлять ее они будут по СБКТС. Оформление этого документа – процесс более сложный и дорогой по сравнению с использованием готового ОТТС. Все потому что свидетельство безопасности оформляется для конкретной машины, что требует проверки его уникальных характеристик.
Еще одна важная ремарка – растаможивать машину нужно будет как товар для личного пользования, а не коммерческого. То есть после ввоза в страну на этом автомобиле нельзя будет даже таксовать.
«Меня эта схема вполне устраивает. К примеру, я захотел купить себе автомобиль на китайском рынке просто потому, что этот автомобиль не был представлен на казахстанском рынке. Я его приобрел, езжу на нем порядка 6-7 месяцев. И покупать мне автомобиль чаще, чем один раз в год, нет никакой нужды. Думаю, именно с точки зрения разного рода «серого» импорта правительство как раз и хочет закрыть здесь калитку. Поэтому для меня как для физлица, который захотел и купил себе автомобиль, не представленный на казахстанском рынке, для меня в данном контексте ничего не меняется. И так же для меня, как физлица, ничего не меняется, если я покупаю автомобиль у официального дилера, дистрибьютора в дилерском центре», - утверждает автожурналист Роман Масленников.
Подытоживая, выходит, что ввозить автомобили в страну можно будет на следующих условиях.
По словам экспертов, история с корректировкой правил никак не затрагивает ввоз как новых автомобилей, так и старых.
«Против собственных граждан в этой истории никто не выступает. Тут вообще против граждан никто не выступает. Это касается юридических лиц, тех, кто делает бизнес на автомобилях. А найдут ли и здесь лазейку, будет зависеть от того, как это будет работать на практике и в каком виде это будет принято, потому что практика – критерий истины. Посмотрим, как это все заработает, потому что по идее эти правила в прежнем виде могли работать, но видите, имеем то, что имеем», - заключил Артур Мискарян.
В завершение добавим, по данным Министерства финансов, за 10 месяцев этого года казахстанцы оформили 143 тысячи авто, по которым уплатили 291,4 млрд тенге таможенных пошлин и налогов. Большая часть из них – 80% – легковушки.
С вводом новых правил думается, количество импортируемых машин снизится в разы. Завезти в страну авто станет сложнее и затратнее, но все же такая возможность у людей останется. Поэтому, чтобы оградить себя от лишней нервотрепки и рисков, лучше отдать предпочтение покупке транспорта внутри страны. Этот вариант остается самым безопасным. Со временем станет понятно, в чьих же интересах все-таки изменили правила – автопроизводителей и дилеров либо обычных потребителей.