$ 522.91  548.85  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
28.11.2024, 18:09
Авторы

Импорт авто по-новому: почему меняют правила игры и что изменится для казахстанцев?

Тонкости ввоза авто по новым правилам объяснили эксперты

Импорт авто по-новому: почему меняют правила игры и что изменится для казахстанцев?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Асета Кундакбаева

Новость об изменении правил ввоза машин буквально взбудоражила общество. Оно и понятно, ведь казахстанцы уже давно полюбили покупку заграничных железных коней – сначала штурмовали российский рынок, затем перешли на кыргызские и армянские автомобили, потом захватили грузинский авторынок. Однако теперь ввезти новый транспорт в страну станет сложнее. С 1 декабря этого года чиновники меняют правила импорта. Как они коснутся автолюбителей и юридических лиц, зачем понадобились новые меры и лоббируют ли они интересы дилеров и автопроизводителей, разберем вместе с экспертами в материале Azattyq Rýhy.

Новые правила игры

Новые правила коснутся прежде всего свежих машин. Ранее в Комитете госдоходов заявили, что теперь авто моложе трех лет смогут ввозить в страну только те, кто официально указан в ОТТС – «Одобрение типа транспортного средства». Многие казахстанцы тут же интерпретировали это по-своему – мол, теперь завозить в страну новенькие авто не получится. Хотя ранее чиновники наперебой призывали пересаживаться на более свежие машины, говоря, что автопарк в стране катастрофически стареет. Однако действительно ли ввоз нового транспорта для рядовых граждан станет под запретом, разберемся детально.

Итак, ОТТС – это документ, который подтверждает, что автомобиль отвечает всем требованиям по безопасности и охране окружающей среды. Причем он выдается на какую-то модель и даже серию машин. То есть это значит, что документ распространяется на большое число автомобилей и необходимости в повторной проверке нет. Так вот, изменения по этому документу коснутся только юридических лиц.

«Эта история не касается физических лиц. Она исключительно о работе серых дилеров, юридических лиц. В этом корневое заблуждение многих СМИ и всех тех людей, по какой-то причине решивших на эту тему публично высказаться. Смысл в том, что нужно изучить документ, прежде чем на эту тему утвердительным тоном высказываться. Дело в том, что это история про серых дилеров. ОТТС – это документ, который никак не затрагивает все процессы, которые проходит физическое лицо, завозя автомобиль», - подчеркнул руководитель Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.

«Согласно новых правил, мы видим, что инициатива Комитета госдоходов направлена более на цивилизованный бизнес. То есть на первичный рынок – это официальные дилеры, производители, а также дистрибьюторы многих марок, которые представлены в Казахстане», - отметил автожурналист Роман Масленников.

То есть, по словам экспертов, изменения коснутся только юридических лиц – ввозить в страну авто моложе трех лет смогут только те, кто официально указан в ОТТС. Ранее по старым правилам компания могла оформить этот документ и подать в заявке любого человека. Теперь же импортировать авто смогут только те, кто оформлял ОТТС от лица компании. Как объяснил Артур Мискарян, это понадобилось для борьбы с «серым» импортом, поскольку частенько компании оформляли этот документ с серьезными нарушениями.

«Серые» дилеры зачастую оформляли ОТТС с нарушениями, подделывали и даже пользовались ОТТС, который выдан не им, при этом не предоставляя документов на право пользования этим ОТТС. По сути, это было грубое нарушение и именно поэтому сейчас есть формулировка, что ОТТС может пользоваться только то лицо, которое вписано в него», - пояснил он.   

Особенно большая проблема по этой части имеется в сегменте грузовых автомобилей, говорит эксперт.

«Их зачастую завозили из Китая таким образом: покупали там автомобили с экологическими нормами Евро-2 и Евро-3, привозили сюда и здесь оформляли документы как будто этот грузовик попадает под экологические требования Евро-4 или Евро-5. То есть выдают его за более экологичный, чем он есть на самом деле. И уже в Казахстане продают по цене более низкой, чем грузовик истинный Евро-4 или Евро-5. И делают на этом такой бизнес, нарушая требования технического регламента и экологические требования Казахстана, ЕАЭС и ЕЭК ООН (Европейской экономической комиссии при ООН», - отметил руководитель Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.

Кстати, изменение правил коснулось именно свежих машин не просто так. По его словам, дело в том, ОТТС обновляется каждые три года.

«Соответственно, если автомобиль старше шести или семи лет, то на автомобиль уже выдается не ОТТС, а другой документ – СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Потому что, грубо говоря, это старый автомобиль и смысла получать на него ОТТС никакого нет. Потому что старые автомобили никто партиями не производит, чтобы их завозить. А мы же говорим о «серых» дилерах, которые работают, как раз завозя автомобили партиями. Поэтому на всякий случай сделаем акцент на том, что речь не идет о том, чтобы как-то ограничить ввоз новых или старых автомобилей. Хотя, на мой взгляд, ввоз старых автомобилей ограничивать надо, если не запрещать», - считает Артур Мискарян.

На первый взгляд может показаться, что эта мера является лоббированием интересов казахстанских автопроизводителей и автодилеров, чтобы таким образом стимулировать людей покупать новые машины у них, а не пригонять из других стран. Однако такое мнение ошибочно, убежден наш собеседник.

«Казахстанские автодилеры и казахстанские производители точно так же на общих основаниях получают ОТТС. И точно так же на общих основаниях занимаются сертификацией. Поэтому о лоббировании речи здесь нет. Здесь речь идет о наведении элементарного порядка, поскольку ОТТС оформляют с нарушениями, а порой и подделывают, либо пользуются вообще не своим ОТТС. Вот и все», - подчеркнул руководитель Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.

Что касается машин старше трех лет, то здесь все осталось без изменений. Завезти их компании могут в любом количестве, оформив СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства).

А что же физлица?

Как будут импортировать машины юридические лица, мы уже разобрали. Но куда важнее то, по каким правилам будут завозить транспорт рядовые казахстанцы. Изменения, к слову, могут коснуться и их, поскольку чиновники хотят ограничить количество ввозимых ими авто – не более одного в год.

«Министр финансов ранее подчеркнул, что для частных лиц остается возможность ввозить автомобиль для личного пользования не чаще 1 раза в год, чтобы избежать эффекты разного рода продаж и исключить себя из списка «серых» дилеров. Позже он также сказал, что попросит правительство проработать этот момент. Поэтому мы все сейчас очень ждем уточнений, проработок и большего понимания того, как частные лица смогут завозить автомобили на казахстанский рынок не чаще, чем один раз в год», - подчеркнул автожурналист Роман Масленников.

Если правило «одно авто в год» все же примут, то физлицам придется ограничиться одной машиной, оформлять ее они будут по СБКТС. Оформление этого документа – процесс более сложный и дорогой по сравнению с использованием готового ОТТС. Все потому что свидетельство безопасности оформляется для конкретной машины, что требует проверки его уникальных характеристик.

Еще одна важная ремарка – растаможивать машину нужно будет как товар для личного пользования, а не коммерческого. То есть после ввоза в страну на этом автомобиле нельзя будет даже таксовать.

«Меня эта схема вполне устраивает. К примеру, я захотел купить себе автомобиль на китайском рынке просто потому, что этот автомобиль не был представлен на казахстанском рынке. Я его приобрел, езжу на нем порядка 6-7 месяцев. И покупать мне автомобиль чаще, чем один раз в год, нет никакой нужды. Думаю, именно с точки зрения разного рода «серого» импорта правительство как раз и хочет закрыть здесь калитку. Поэтому для меня как для физлица, который захотел и купил себе автомобиль, не представленный на казахстанском рынке, для меня в данном контексте ничего не меняется. И так же для меня, как физлица, ничего не меняется, если я покупаю автомобиль у официального дилера, дистрибьютора в дилерском центре», - утверждает автожурналист Роман Масленников.

Подытоживая, выходит, что ввозить автомобили в страну можно будет на следующих условиях.

По словам экспертов, история с корректировкой правил никак не затрагивает ввоз как новых автомобилей, так и старых.

«Против собственных граждан в этой истории никто не выступает. Тут вообще против граждан никто не выступает. Это касается юридических лиц, тех, кто делает бизнес на автомобилях. А найдут ли и здесь лазейку, будет зависеть от того, как это будет работать на практике и в каком виде это будет принято, потому что практика – критерий истины. Посмотрим, как это все заработает, потому что по идее эти правила в прежнем виде могли работать, но видите, имеем то, что имеем», - заключил Артур Мискарян.

В завершение добавим, по данным Министерства финансов, за 10 месяцев этого года казахстанцы оформили 143 тысячи авто, по которым уплатили 291,4 млрд тенге таможенных пошлин и налогов. Большая часть из них – 80% – легковушки.

С вводом новых правил думается, количество импортируемых машин снизится в разы. Завезти в страну авто станет сложнее и затратнее, но все же такая возможность у людей останется. Поэтому, чтобы оградить себя от лишней нервотрепки и рисков, лучше отдать предпочтение покупке транспорта внутри страны. Этот вариант остается самым безопасным. Со временем станет понятно, в чьих же интересах все-таки изменили правила – автопроизводителей и дилеров либо обычных потребителей.

Новости партнеров