Разработчики Атласа провели опрос среди предпринимателей и алматинцев
В ближайшие 5-10 лет в Алматы появятся более 100 новых профессий, в числе которых продюсер цифровых айдолов, битмейкер, креативный экономист, создатель генераторов впечатлений, агент nft, гид космического туризма, дизайнер виртуальной реальности, разработчик новых материалов в фэшн-индустрии, дизайнеры и стилисты аватаров, тьютор цифрового искусства и культуры, цифровой искусствовед и другие. Так считают разработчики первого в Казахстане «Атласа новых профессий и компетенций города Алматы». По их мнению, Атлас позволит прогнозировать потребности в трудовых ресурсах и адаптировать образовательные программы под новую экономику. Azattyq Rýhy изучил 184-страничный документ.
Согласно оценкам специалистов Всемирного Экономического Форума, в течение следующих пяти лет почти 25% рабочих мест будут сокращены в связи с внедрением новых технологических решений. В таких условиях 60% работников потребуют обучения или переобучения до 2027 года. Таким образом, старая модель, когда образование в престижном вузе обеспечивало успешное трудоустройство на всю жизнь, становится неактуальной. Основное значение для будущих специалистов и всей системы подготовки кадров приобретает способность приспосабливаться к постоянным изменениям и умение точно прогнозировать потребности рынка труда и экономики в целом. В этой связи была инициирована разработка «Атласа новых профессий и компетенций города Алматы», которую провел Центр креативных индустрий по заказу управления образования города Алматы. В нем представлен подробный обзор приоритетных отраслей города, тренды, а также новые профессии и компетенции в 6 ключевых отраслях: креативные индустрии, индустрия сервиса, образование, IT, транспорт и логистика.
По словам ректора AlmaU Гульнар Куренкеевой, в процессе создания Атласа команда проекта провела комплекс исследований, чтобы учесть мнения общественности, педагогического сообщества, ведущих отраслевых экспертов, работодателей и бизнес-сообщества.
«Проведены три социологических исследования с охватом более 1500 респондентов, 30 глубинных интервью, 6 форсайт-сессий с участием более 400 участников. Проделана огромная работа, результатами которой мы с радостью делимся сегодня с рынком и общественностью», – сказала она.
Так, согласно опросу, проведенному среди населения Алматы, большая часть опрошенных строят свою образовательную траекторию исходя из понимания о предстоящих изменениях в связи с развитием передовых технологий. Это знание о том, что они кардинально изменят востребованность тех или иных специалистов, оказывает влияние на жизнь 60% населения города Алматы: 37% из них получают дополнительное образование, чтобы идти в ногу со временем, 23% получают основное образование, которое выбрали исходя из критерия его востребованности в будущем. 39% горожан указали, что знание о том, что передовые технологии кардинально изменят востребованность тех или иных специалистов, никак не отразилось на их жизни.
Также алматинцев спросили о том, какие изменения, на их взгляд, произойдут в их деятельности, в связи с развитием цифровых технологий в ближайшие 3–5 лет. Как сообщается в отчете, в числе наиболее распространенных ответов: упрощение деятельности (28%), усовершенствование процессов (25%), повышение эффективности работы (7%). В то же время есть и негативные сценарии: опасения, что возрастет количество работы с информацией или, что будет происходить сокращение кадров. Вместе с тем, доминирующими являются позитивное восприятие происходящих процессов, влияния цифровизации на сферу деятельности горожан.
Руководитель проектного офиса НЦРВО МНВО РК Олжас Сакенов отметил важное значение Атласа для образовательной среды города Алматы: «Данное мероприятие – результат большой проделанной работы, которая должна продолжаться дальше, но уже в прикладном характере, потому что данное исследование обязательно должно иметь практическое применение».
На самый важный вопрос – о готовности к появлению новых профессий и к получению образования, интервьюеры получили такую статистику.
«9% или практически каждый десятый будет искать другую работу, а 13% окажутся в полной растерянности и ничего предпринимать не буду», - говорится в отчете.
Все же большая часть населения Алматы (75%) намерена остаться в этой же сфере деятельности и получать дополнительные знания.
Еще одна интересная цифра. 80% граждан – жителей Алматы работают или планируют работать по специальности. Каждый пятый – нет. То есть тот период, когда люди большей частью не работали по специальности, сегодня отходит в прошлое, образование начинает играть все более значимую роль.
Определенно, новые профессии, которые появятся в ближайшие 5-10 лет, связаны с цифровыми технологиями. Поэтому большое значение имеет уровень цифровой грамотности населения. На вопрос «насколько важно получать знания в области цифровых технологий?», 87% жителей Алматы ответили «важно». Респонденты, выразившие обратное мнение – люди в возрасте от 56 до 63 лет.
Также опрос показал, какими цифровыми устройствами чаще всего пользуются местные жители в работе и в личных целях: мобильный телефон (99%), компьютер (47%), телевизор (47%). Реже всего или никогда пользуются проектором (79%), интерактивной доской (78%), цифровой камерой (55%).
Наиболее значимо разница по использованию указанными устройствами проявляется в возрастном разрезе. Так, если среди населения в возрасте от 56 до 63 больше, чем в других возрастных группах тех, кто никогда не пользовался компьютером (33%), то среди населения в возрасте от 15 до 22 лет тех, кто никогда не смотрел телевизор (16,5%).
Согласно полученным данным, лучше всего граждане Алматы умеют совершать покупки в интернете, оплачивать онлайн услуги и товары, пишут и отправляют электронные письма. Хуже всего, жители города осведомлены о том, как использовать облачные технологии и файлообменники (например, Google Drive, Dropbox), а также использовать технологии искусственного интеллекта (например, нейросеть ChatGPT).
В разрезе половой принадлежности, более компетентными являются женщины. Они выше оценили свои способности по использованию текстовых редакторов, электронных таблиц, в части технологий искусственного интеллекта, а также в поиске и получении доступа к образовательным ресурсам. У женщин лучше получается совершать покупки в интернете и онлайн оплачивать услуги.
Разработчики Атласа провели опрос среди представителей малого и среднего бизнеса Алматы по вопросам обеспеченности кадрами, а также перспектив.
В исследовании приняли участие 74 человека – руководители и собственники бизнеса.
«Ситуацию с обеспеченностью кадрами в собственном предприятии и в целом в городе Алматы большая часть представителей бизнеса оценивают, как проблемную и указывают на дефицит необходимых кадров в городе, когда необходимых сотрудников приходится искать (более 50%)», - говорится в отчете.
Относительно собственного предприятия ситуация с наличием кадров оценивается менее позитивно - каждый четвертый руководитель предприятия нацелен на то, чтобы самостоятельно взращивать кадры – таких всего 24%.
Качество подготовки нынешних выпускников, уровень их профессиональных знаний не устраивает 59% опрошенных представителей бизнеса.
«40% указывают на недостаточность практических знаний, 25% или каждый четвертый отмечают, что выпускники получают устаревшие знания, и как следствие не могут работать с новыми инструментами, 17% представителей МСБ считают, что нынешние выпускники характеризуются проблемами, связанными с софт скиллс или неготовностью работать в команде, отсутствием мотивации, 13% констатируют наличие проблем, связанных с низким уровнем общего образования. И только 5% указывают на проблемы, связанные с низким уровнем дополнительных знаний: иностранных языков, цифровой грамотности», - пишут авторы Атласа.
Кроме этого, бизнес не удовлетворен социально-психологическими характеристиками отечественных кадров. 17% из них выделяют недостаточную развитость софт скиллс и еще 10% таких личных качеств, как ответственность, инициативность, мотивации к развитию.
Опрос показал, обладание эмоциональным интеллектом, коммуникабельностью, умением работать в команде является наиболее значимым или первостепенным по важности качеством, которым должны обладать работники.
В 2023 году Министерство просвещения РК совместно с акиматами областей внедрило целевую подготовку кадров по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства.
Для этого предприятие заключает договор о целевой подготовке с колледжем. При этом предприятие берет на себя обязательства по организации практики, стажировки педагогов на своей базе и дальнейшее трудоустройство выпускников.
Вместе с тем, опрос показал, что в процесс целевой подготовки кадров по госзаказу вовлечены только 9% от общего числа МСБ города Алматы. Сотрудничать с образовательными учреждениями в рамках государственного заказа по профессии готова большая часть опрошенных – 72%. В целом, только половина от общего числа представителей бизнес-сообщества Алматы, принявших участие в исследовании, информированы о нововведениях в образовательной сфере.
Обнадеживающая цифра – 87% представителей бизнеса отметили, что готовы инвестировать в обучение своих сотрудников. Отрицательный ответ дали только 8% из числа бизнес-сообщества города.
«Они объясняют свою позицию следующим образом: отсутствие свободного персонала или средств (40%), а также риск, что после инвестиций в их развитие, сотрудники могут уйти на более престижную или высокооплачиваемую работу (30%)», - говорится в отчете.
Также разработчики проверили гипотезу о возможной непрестижности дипломов ТиПО и спросили у бизнесменов: рассматривают ли они в качестве потенциальных работников выпускников с дипломом колледжа. Каждый третий представитель МСБ город ответил на этот вопрос утвердительно. Большая часть потенциальных работодателей сказали, что для них большее значение имеет не образование, а практические навыки. И только 8% участников исследования ответили на этот вопрос отрицательно.
Эксперты IT отрасли считают, что будут востребованы бизнес аналитики, менеджеры проектов, или специалисты, которые будут способны дирижировать огромными проектами в онлайн-комьюнити. По мнению экспертов креативной экономики, будут нужны разработчики виртуальной реальности, специалисты в области искусственного интеллекта, умеющие работать с дополненной реальностью, программисты и дизайнеры анимаций, художники, в том числе в 3D, архитекторы в 3D, менеджеры клиентского сервиса, специалисты в сфере Database management, Visual content marketing.
По мнению представителей сферы креативной экономики, будет потребность в сценаристах, режиссерах, кастинг директорах, в специалистах технического профиля.
В образовании, опрошенные разделяют точку зрения о том, что будут нужны специалисты из IT сферы, вместе с тем, они отмечают, что будут нужны и специалисты рабочих профессий: сантехники, электрики, пекари, кондитеры, повара.
Также они прогнозируют востребованность в городе Алматы учителей, воспитателей, врачей, медсестер, строителей, в связи с ростом города. Они отмечают, что недостаток этих специалистов фиксируется уже сегодня. Отдельное внимание эксперты обратили на востребованность педагогов в сфере дошкольного и внешкольного образования.
В сфере сервиса считают, что будут востребованы специалисты на всех ступенях деятельности начиная с раннеров (помощники официанта) до менеджеров. Кроме того, они отметили растущий поток туризма в стране, в связи с чем востребованными будут специалисты в сфере туризма. Также они указывают на необходимость разработки новых туристических продуктов.
Эксперты сферы транспорта и логистики убеждены, что отрасль будет развиваться, поэтому уже сейчас нужны кадры по всем специализациям логистики, по таможенной, складской логистике, сложно найти узкопрофильных специалистов – 5PL, 4PL.
В исследовании сообщается, что практически все эксперты, принявшие участие в исследовании, считают, что Алматы однозначно становится все более комфортным городом для проживания. На позитивную динамику повлияла в первую очередь цифровизация, влияние которой, по мнению экспертов, уже дает явные эффекты практически во всех сферах жизни города.
«Получает развитие инфраструктура, сервисная экономика: происходит рост заведений в сервисе, сфере услуг, развивается гастрономия и сфера общепита. Позитивные изменения ощутимы и в экономической плоскости, предприятиям малого и среднего бизнеса стало комфортнее, чем раньше, что связано с поддержкой МСБ в Казахстане», - говорится в отчете.
Отдельное внимание эксперты уделяют развитию туризма в Алматы, город становится все более привлекательным для иностранных туристов. Кроме того, эксперты отметили, что в городе начинают появляться общественные пространства. В то же время, в отношении развития инфраструктуры города, его удобства для жителей и туристов, по мнению экспертов, необходимы значимые доработки.
Также эксперты выразили мнение, что в городе происходят изменения, связанные с трансформацией ценностей на всех уровнях и сегментах. В отношении власти, как пример, указали применение мер стимулирующего характера для реализации тех или иных обязательств гражданами города. В отношении бизнеса – расширение практики социальной ответственности. Среди горожан – рост движения за здоровый образ жизни, и в целом изменение мышления в сторону развития, саморазвития.
По словам руководителя технического и профессионального образования управления образования города Алматы Ерика Абишаева, Алматы стремится стать комфортным и безопасным городом международного уровня с конкурентоспособной экономикой.
«Для реализации заданного курса бизнес-сектор мегаполиса уже внедряет такие технологии, как большие данные, машинное обучение, облачные вычисления и искусственный интеллект, что усиливает потребность города в квалифицированных специалистах в данных областях. Для того чтобы иметь возможность заранее готовить кадры под формирующийся спрос на актуальные навыки и компетенции, важно развивать систему прогнозирования профессий будущего. Потребность в этом есть не только у бизнеса, но и молодежи, для которой в свете ускоренного изменения конъюнктуры рынка и ландшафта рынка труда важно не ошибиться с выбором будущей профессии», - сказал он.