$ 497.26  525.21  4.97
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
14.11.2024, 19:25
Авторы

Растут как на дрожжах: кого обогатят новые тарифы на комуслуги?

Особенно ощутимо подорожали платежи за электричество и отопление

Растут как на дрожжах: кого обогатят новые тарифы на комуслуги?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Асета Кундакбаева

Тарифы на коммуналку нынче растут едва ли не в геометрической прогрессии. Причем дорожает все: отопление, электричество, вода. При этом удар по кошельку потребители ощущают не локально, а по всей стране. И, если верить заявлениям властей, затягивать потуже пояса придется еще долго – чиновники обещают ежегодное подорожание комуслуг в течение аж 7 лет. И речь идет не о малейших колебаниях в тарифах, а о существенном росте на 20-30%. Объяснение такому решению у них простое – срочная модернизация инженерных сетей, ТЭЦ, водопроводов. Однако пойдут ли эти деньги действительно по назначению или кто-то весьма неплохо обогатится? Помогут ли повышенные сборы избежать коммунальных катастроф? Почему «банкет» снова затевается за счет казахстанцев, учитывая, что владельцы этих активов должны платить за ремонт? А также, насколько и в каких регионах уже поднялись тарифы, разберем в материале Azattyq Rýhy.

Тариф в обмен на инвестиции

Едва ли не ежемесячно казахстанцы получают счета с новыми цифрами – дорожает абсолютно все. По данным Бюро национальной статистики, особенно сильно это сказалось на ценах за отопление. В сентябре одна гигакалория стоила 5,2 тысячи тенге, что на 29,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Существенно больше потребители стали платить и за воду: горячая подорожала на 23,5%, холодная – на 23,8%.

Но больше всего люди стали выкладывать за электричество. За год электроэнергия подорожала на треть. Самый сильный удар ощутили жители двух западных регионов – Актюбинской и Атырауской областей. Почти вдвое дороже свет стал обходиться потребителям Павлодарской, Восточно-Казахстанской и областей и области Абай. Меньше всего тарифы выросли в Жамбылской, Кызылординской и Мангистауской областях. А вот жители области Улытау в этом плане настоящие счастливчики – здесь цены на электроэнергию остались стабильны и не выросли ни на тиын.

Печальнее всего то, что останавливаться на этом власти не собираются. Еще в январе этого года тогдашний министр национальной экономики Алибек Куантыров призвал казахстанцев готовиться к ежегодному росту тарифов на все комуслуги в течение семи лет. Он анонсировал, что дорожать они будут достаточно агрессивно – на 20-30% каждый год.

Излюбленный аргумент для объяснения этого решения один и заключается он в том, что советское наследие в виде труб, сетей и ТЭЦ уже не выдерживает. По словам чиновников, вся эта инфраструктура уже отработала свой срок, и ее пора либо обновлять, либо строить новое, иначе коммунальных катастроф не избежать.

По словам экспертов, система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) у нас действительно подошла к критическому износу, так как десятилетиями она не создавалась и не обновлялась, а попросту эксплуатировалась. В итоге этих изношенных мощностей катастрофически не хватает. Вот только опомнились власти поздновато, поскольку повышать тарифы надо было, как говорится, еще вчера.

«У нас есть объекты инфраструктуры – сети электростанций, сети водоснабжения – с износом в 80-90%. Это фактически аварийное состояние и поэтому здесь уже вариантов не остается. У нас действительно долгое время сдерживались тарифы. Я это называю социальным заигрыванием с населением, потому что в стране сдерживали тарифы вместо того, чтобы давать отрасли достаточно средств для поддержания работоспособности и снижения износа. Почему же сейчас решились на такой скачок? Давайте скажем честно, что тарифы – это основной источник возврата инвестиций в модернизацию отрасли. Возможно, государство будет что-то субсидировать, но тарифы – основной источник. И это правильно. Другого пути нет, поскольку сдерживание тарифов было большой ошибкой. И сейчас их повышение просто неизбежно», – пояснил председатель Казахстанской ассоциации энергосберегающих организаций Сергей Агафонов.

Эксперт считает, что безболезненно для кошельков казахстанцев не получится поднять энергетику и ЖКХ с колен. Поэтому всей стране и вправду стоит быть готовыми к новым цифрам в квитанциях.

«Надо быть ориентированным на то, что среднегодовой минимальный рост ближайшие 3-5 лет составит в среднем 20%. Таким образом мы будем нагонять то отставание, которое допустили, заигрывая с населением. По прошествии этого периода тарифы и дальше будут расти, но рост будет зависеть от уровня инфляции», – считает Сергей Агафонов.

Чтобы модернизировать систему ЖКХ и энергетику, правительство официально провозгласило линию «Тариф в обмен на инвестиции». То есть за счет повышенных тарифов будут деньги на ремонт сетей. По сути, весь груз ответственности ложится на потребителей. Проще говоря, «банкет» как обычно устраивается за счет казахстанцев. Однако пойдут ли эти деньги по назначению – большой вопрос.

«Есть большая проблема в том, как осваиваются эти средства. Дело в том, что в связи с несовершенством системы тарифообразования основную долю средств будут осваивать монополисты. Сейчас у нас в тарифах естественных монополий отсутствуют прибыль. Казалось бы, что это хорошо: нет прибыли, значит, ниже тариф. Но на самом деле это не так. Монополисты, лишенные официальной прибыли в тарифе, имеют рычаги воздействия на сопредельные рынки. Например, рынок поставки товаров для ремонта, на который они могут влиять, поскольку они – заказчики. Соответственно, не имея возможности зарабатывать прибыль официально в тарифе, они начинают зарабатывать там. И это выливается в аффилированные с монополистами компании, подрядчики, поставщики», – констатирует наш собеседник.

Проблема их участия в таких рынках заключается в том, что они избавляются от конкуренции и минимизируют прозрачность. А это значит, что непродуктивные расходы самих же монополистов на этих рынках существенно вырастают. 

«По моим оценкам, условная прибыль дополнительно составляет 30-40%. Те есть смысл в чем? Лишив их официальной прибыли в регулируемых тарифах, которая могла бы составлять 10-20%, мы тем самым стимулировали то, что они на сопредельных рынках зарабатывают 30-40%. И все это опять ложится в тарифы. И потребители в результате платят больше, чем если бы у монополистов была бы официальная прибыль», – подчеркнул Сергей Агафонов.

Выходит, что без реформирования системы образования тарифов для монополистов и без регулирования сопредельных рынков все собранные с потребителей миллиарды будут осваиваться неэффективно. И по итогу деньги пойдут отнюдь не на модернизацию, а в карманы все тех же владельцев ТЭЦ и других активов.

«Этими деньгами на сколько-то можно снизить износ, но насколько эффективно это будет происходить – это большой-большой-большой вопрос. Поэтому нужна реформа системы тарифообразования как монополистов, так и сопредельных с монополиями рынков», – заключил глава Казахстанской ассоциации энергосберегающих организаций.

Миссия невыполнима?

Перед правительством, по словам экономиста Петра Своика, нынче стоит сдвоенная задача – обновить то, что изношено, и строить новое. И то, и другое, разумеется, уже есть в правительственных планах. Даже двух. Так, чиновники уже утвердили документ под названием «Национальный инфраструктурный план до 2029 года». Второй находится на стадии утверждения – это национальный проект «Модернизация электрического и коммунального секторов» до 2029 года.

«По национальному инфраструктурному плану в инфраструктуру к 2029 году надо будет вложить более 40 триллионов тенге. В том числе именно в электроэнергетику и в ЖКХ – в районе 12 триллионов тенге. А по национальному проекту модернизации еще столько же. Разница между ними в том, что первое – это новые мощности надо строить. А второе – привести в порядок существующие.

Итого по двум проектам нам надо по 12 триллионов вложить до 2029 года включительно. То есть за шесть лет нам надо ежегодно вкладывать два триллиона в обновление и еще два в наращивание мощностей. А поскольку действует проект «Тариф в обмен на инвестиции», осталось задать вопрос – а в какие именно тарифы это все выйдет? Для этого нам с вами надо знать объем существующего рынка электроснабжения, тепло-, водо- и газоснабжения. А узнать его легко. Согласно статистическим данным за этот год, объем услуг на этом рынке чуть больше двух триллионов. Теперь начинаем соображать: если нынешний рынок весь вместе с электричеством, водой и канализацией стоит чуть больше двух триллионов тенге, то каким образом на него накладывается два триллиона тенге на обновление и два триллиона тенге на расширение? А накладывается таким образом: для того, чтобы обновляться, надо тариф удваивать, а для того, чтобы при этом еще и ликвидировать дефицит, то надо тариф утраивать», – объяснил экономист Петр Своик.

По сути, рынок оказывает населению коммунальные услуги на два триллиона тенге. Чтобы работать по заявленным выше планам, придется дополнительно изыскивать еще два триллиона. А чтобы привлечь эти деньги, надо будет поднимать тарифы в два раза. Вот только в правительстве вряд ли найдется такой безумный смельчак, который решится удвоить сейчас тарифы.

«А если такой и найдется, то все равно из этого ничего не получится, потому что этих свободных триллионов в экономике нет. И если начать задирать тарифы, то какая-то часть денег придет в энергетику и коммуналку из чего-то другого. То есть семьи для того, чтобы лампочка горела и в доме было тепло, начнут экономить на чем-то другом – на еде, на школьной форме», – считает Петр Своик.

В этом случае придется столкнуться с суровой реальностью, когда все будет работать строго по рыночным законам, когда спрос сбалансирует предложение.

«Как только правительство начнет повышать тарифы, чтобы собирать деньги на модернизацию, то просто начнется сокращаться потребление. И в результате может даже вообще отпасть необходимость дальнейших вложений в электроэнергетику и ЖКХ, потому что они уже станут такими дорогими, что люди от них сами начнут отказываться и проблема дефицита мощности исчезнет, и даже на старом изношенном оборудовании можно будет дальше работать, но просто за большую цену. То есть энергетика и ЖКХ из массовой отрасли превратится в удел богатых, а остальным придется по лампочке в квартире сохранить, и то – на этой лампочке экономить», – пояснил эксперт.

Вердикт от всей этой ситуации один. Дело в том, что страна подошла сразу к двум кризисам – бюджетному и инфраструктурному. Первый случай – это кризис исчерпания у правительства средств для поддержания текущей ситуации. А второй – кризис отсутствия финансов для обновления и расширения инфраструктуры. Сможет ли государство перейти эту черту за счет народных денег, покажет лишь время.

Новости партнеров