$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Мамы-школьницы: почему число детских беременностей растет в Казахстане?

В прошлом году почти полторы тысячи девочек стали матерями

Мамы-школьницы: почему число детских беременностей растет в Казахстане?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото freepik.com

Для 2 105 казахстанских девочек школьные будни сменились совсем недетскими заботами. Именно столько девочек забеременели в прошлом году. Однако родами закончились далеко не все случаи. И стоит подметить, что в основном дети беременеют в южных и западных областях страны, где царят патриархат и приверженность традиционным ценностям. С чем же связано большое количество детских беременностей – педофилией, региональным аспектом, непросвещенностью родителей и их виной? И пора ли внедрять сексуальное просвещение в школах? На эти и другие вопросы ответили эксперты в материале Azattyq Rýhy.

Беременные дети и кто в этом виноват?

Официальная статистика Министерства здравоохранения по детским беременностям выглядит удручающе. В прошлом году за 11 месяцев забеременели 2 105 несовершеннолетних девочек. Из них 97 сами еще дети – им было от 11 до 16 лет. Матерями в столь юном возрасте стали далеко не все – родили малышей 1 411 девочек. Интересный факт – больше всего беременных школьниц было зафиксировано в Туркестанской, Мангистауской, Алматинской областях.

Недавний случай с беременностью и родами 12-летней девочки из Павлодарской области шокировал всю страну. И это лишь один из фактов, ставших известных на всю страну. По словам экспертов, в любой из этих историй главную вину несут родители детей.

«Эти 2105 забеременевших девочек – это те, кто побоялся говорить маме. В этом основная проблема – не информированности и отсутствии контакта между родителями и детьми. И школы, которая не готова говорить с детьми о столь важных вещах. А те, кто родил, я уверена, находились не дома после родов, а в домах мамы и процент тех, кто оставляет там детей, большой», – считает руководитель Общественного фонда «Ұлағатты жанұя», член Национальной комиссии по делам женщин и демографической политики при президенте РК Марианна Гурина.

Родители нынче перестали разговаривать с детьми, отсюда и высок процент изнасилований. А дети попросту боятся говорить о том, что к ним кто-то прикасался или сделал неприятное. Звучит, конечно, печально, но остается фактом то, что родители подменили духовное общение материальным.

«Вместо того, чтобы общаться с ребенком, почитать сказку, поиграть в игры, сходить погулять, поехать покататься на велосипедах, родители просто покупают очередную дорогую игрушку – сотку, компьютер, чтобы ребенок их не отвлекал от собственных интересов. Они просто откупаются от ребенка и не слышат его. А с детьми надо говорить. Причем одиноким себя может чувствовать ребенок в любой семье, где ему не уделяют внимания. Даже если есть в семье достаток, он всем обеспечен, есть отдельная комната, но нет общения. Если он захотел – ему что-то купили, а вот общения нет, но есть боязнь быть не понятым, не услышанным. Это даже может быть в семье миллионеров», – подчеркнула Марианна Гурина. 

О том, что главная вина за детскую беременность лежит на родителях, говорит и семейный психолог. По словам Светланы Богатыревой, из опыта ее работы основная причина – это низкая грамотность в этом вопросе.

«Родители сами не беседуют с детьми, а если беседуют, то только в морально-нравственном аспекте без аспектов здоровья. В школах такого предмета нет и, соответственно, процветает безграмотность, не информированность, которая приводит к тому, что поведение безответственное и потом уже подростки сталкиваются с последствиями», – утверждает семейный психолог, суицидолог, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева.

Действительно, если происходит беда, то школа «показывает пальцем» на родителей, те же в свою очередь кивают в сторону школы. Но не стоит забывать, что в первую очередь ответственность за детей несут родители, поэтому они – первые в списке недоглядевших.

«Пока родители не возьмут эту ответственность, решение доносить информацию до детей, так и будет происходить. А родители сейчас настолько заняты, что они не обращают внимание на то, что происходит с ребенком. Хотя родители должны не только говорить с детьми, но и слышать детей. Поэтому мысль о том, что родители упустили ребенка и сделали что-то не так, должна приходить к родителям раньше, а не когда все уже случилось», – убеждена Марианна Гурина.

С точки зрения психологии 

Быть мамой в 11-18 лет не готова ни одна девочка – ни физически, ни психологически. Согласитесь, мало кто готов к этой роли даже после 30. Поэтому заботы о новорожденном в основном ложатся на плечи родителей девочек.

«В целом беременность и материнство – это большая нагрузка и на детскую физиологию, и на психику. У них еще слабая кора головного мозга, которая отвечает за поведение, она дозревает только к 23-24 годам. Соответственно, картина материнства отличается от того, что возможно в более зрелом возрасте. И часто мамы берут на себя ответственность за детей, потому что дочь сама еще ребенок», – констатирует семейный психолог Светлана Богатырева.

Но далеко не все родители способны принять новое положение несовершеннолетней дочери. Поэтому половина беременностей и закончилась абортами.

«Семьи разные бывают. Где-то принятие беременности дочери проходит  мягче, где-то сложнее. Потому что мама сама еще молодая и не рассчитывала в таком возрасте становиться бабушкой. Это очень индивидуально и в каждой семье по-разному в историю семьи вплетается», – отметила психолог.

При этом полагать, что детские беременности случаются в основном в неблагополучных семьях, – ошибочно.

«Я вывела бы критерий психологического благополучия. Там, где общение между родителями и детьми теплое, где дети могут прийти к родителям не только с хорошим, но и с проблемами, где есть доверие и контакт, там меньше таких проблем. Я бы сказала, что там не возникают такие проблемы, потому что ранний поиск сексуального опыта – это поиск любви, которую ребенок недополучает в семье. И ребенок начинает искать это на стороне, принимая сексуальный контакт за теплоту, за любовь. И здесь профилактикой является хороший контакт с ребенком», – считает Светлана Богатырева.

Но вот региональный аспект все же не стоит сбрасывать со счетов. Напомним, что в основном подростковые беременности были зафиксированы в Туркестанской, Мангистауской и Алматинской областях. Далеко не секрет, что в этих регионах силен патриархат и приверженность традиционных ценностям, но при этом в этих же областях и процветает педофилия. Однако эксперт считает, что связь здесь в другом.

«Это области с большим количеством сельского населения. В городах информация о сексуальном репродуктивном здоровье доступнее. Она циркулирует даже среди тех же подростков, а в селе это все более закрыто. Я связываю это с недостатком информированности и знаний в этой области и стереотипами, что об этом нельзя говорить», – подчеркнула она.

Просвещение приведет к распущенности? 

Когда беременеет ребенок, никто не хочет брать на себя вину – все кивают в сторону друг друга. В итоге это забота исключительно родителей или заниматься нравственно-половым воспитанием пора со школьной парты? Однако не все стороны нынче готовы заниматься сексуальным просвещением. По словам психолога, в последнее время эта тема в родительской среде встречает большое сопротивление и основная причина тому – что новые познания приведут к распущенности. 

«Считается, что это табуировано и общество воспринимает в штыки. Родители считают, что это не проблема, у них подход «Моя хата с краю и мой ребенок ни за что не должен это знать, а если он об этом узнает, то он начнет этим заниматься». Есть такой стереотип, что информированность ведет к тому, что рано начнется половая жизнь. Мне кажется, что над этим стереотипом надо работать, потому что нет таких исследований, которые бы рассказывали, что от узнавания способов контрацепции дети становятся бесстрашными и идут во все тяжкие. Я не встречала таких никогда. А вот ранние беременности процветают. И мне кажется, что эти стереотипы надо прям подсвечивать и разъяснять, что просвещение не ведет к распущенности. Нужно, чтобы дети знали, как пользоваться презервативами, чтобы смогли себя уберечь от беременности, от венерических заболеваний», – убеждена семейный психолог Светлана Богатырева.

Конечно, будет лучше, если неискаженную и правдивую информацию ребенку донесут любящие люди. Однако если говорить начистоту, то процент родителей, способных откровенно говорить с детьми на эту тему, крайне низок. Многие родители нынче сами не просвещены в этих вопросах.

«Обычно говорят: это должно быть по любви, до свадьбы ни-ни и на этом тема закрыта. А ведь нужно обсудить много вопросов: и контрацепция, и заболевания. Вопрос в том, что родители могли бы компетентно без стыда, без стеснений и стереотипов спокойно говорить. Но если сейчас провести опрос среди самого взрослого населения о способах контрацепции и половых вопросах, то вы удивитесь, насколько безграмотны взрослые в этих вопросах», – отметила она.

Поэтому если родители не хотят, чтобы чужие и посторонние люди говорили об этом детям, им следует самим подтягивать знания в этих вопросах и учиться разговаривать с детьми на интимные темы.

«Когда я провожу тренинги для взрослых, то они тушуются, стесняются, хихикают и поэтому у меня большой скепсис по поводу способности родителей корректно доносить эту информацию. Так что либо надо родителей обучать, либо доверить это школе, но главное, чтобы доносил информацию до школьников профессионал. В мое время это был гинеколог для девочек и уролог для мальчиков. Все-таки эта тема связана с медициной. Поэтому говорить об этом должен не учитель ОБЖ, а медик-профессионал. Сейчас очень важно доносить эту информацию. Это часть нашей жизни, причем одна из важных частей», – заключила психолог.

Статистика сама говорит нам о том, что пора за этот вопрос браться всерьез и принимать меры. Причем на самых высших уровнях. Родителям же стоит помнить, что беременность ребенка – не приговор и девочке в этот период как никогда нужна будет поддержка и понимание близких.

Новости партнеров