«Был женат на другой»: откровения казахстанок, снявших хиджаб

Автор: Azattyq Rýhy

Узнали у эксперта, как в исламе относятся к принудительному ношению хиджаба

Фотоколлаж: Azattyq Rýhy / Әбілқасым Есентаев

В Казахстане с каждым годом активно идет процесс исламизации, особенно среди молодежи. В связи с чем увеличивается количество контента о религии, растет число постящихся, совершающих умру (малое паломничество) и покрывающихся девушек. Особенно вопрос хиджаба стал обсуждаемым в обществе с прошлого года, когда многие инстадивы и блогеры стали покрываться, затем массово снимать мусульманское одеяние. Нередко к платку приходят по воле сторонних людей – родителей, мужа, парня. Журналист Azattyq Rýhy побеседовала с девушками, снявшими хиджаб, и узнала мнение эксперта по этому поводу.

Термин «хиджаб» с арабского языка переводится как завеса, преграда. Одеяние обозначает покрытие женщины, всего тела или головы в зависимости от климатических и географических особенностей. В целом хиджаб относится к фарзам (религиозным обязанностям) в исламе. Не исполнение фарзов осуждается. Вместе с тем, это не делает человека неверным, как трактуют радикалисты.

Кроме хиджаба в мусульманской культуре есть и другие разновидности одежды, скрывающей, согласно нормам религиозного права аурат (незащищенные части тела) женщины. К ним относятся никаб, чадра, паранджа, бурка и так далее.

Религиозные фарзы действуют и в отношении мужчин в исламе. Так, мужчины, согласно исламским обязанностям, должны прикрывать части тела от пупка до колен включительно. Впрочем, нередко мужчины зацикливаются на внешнем виде женщин, забывая о собственных обязанностях. Недавний случай с исполнителем известных тойских хитов Улангасыром Камиевым доказывает актуальность этой темы.

«Надела хиджаб ради довольства любимого»

Героиня нашего материала Кунайым (имена героинь изменены по их просьбе – прим. AR) родом из села Актюбинской области. Росла в традиционной казахской семье, где соблюдают все обычаи. При этом никто из близких родственников девушки глубоко не погружен в религиозные вопросы. Интерес к религии у нее появился в старших классах школы. После окончания учебного заведения, на летних каникулах Кунайым знакомится с парнем в соцсети.

«До знакомства он, оказывается, знал меня. Мы общались в Сети, звонили друг другу, разговаривали обо всем на свете и о религии тоже. Он читал намаз, говорил мне, что надо делать, а что нет. Со временем я влюбилась в него», – вспоминает девушка.

После нескольких месяцев общения на расстоянии парень предложил девушке пожениться. Но было одно условие – его будущая жена должна быть покрытой. В то время Кунайым поступила на грант в столичный вуз. Недолго думая, она все же решила надеть хиджаб. Кардинальное изменение 18-летней девушки шокировало родных.

«Родители поначалу были против ношения хиджаба, потом смирились. Тогда я надела хиджаб не по своей воле, а ради довольства любимого. Он мне говорил, что если муж доволен женой, то Всевышний тоже ею будет доволен. Так я стала выполнять все обязательства ислама», – говорит Кунайым.

Однако через полгода девушка узнала, что будущий муж ее обманывал. Он давно женат и в его семье ждут ребенка. Разбитое сердце Кунайым не выдержало, со временем она перестала носить хиджаб. Между тем другие обязанности верующей исполняла.

«Хотела уже через несколько месяцев снять хиджаб, но боялась осуждения и любила его. Потом все же решилась на этот шаг. Поначалу было непривычно, были те, кто критиковал. Потом я поняла, что ношение или отказ от платка – личный выбор каждой женщины», – отметила она.

Жанна из Караганды проносила хиджаб около года. Когда она встретила свою первую любовь, девушке было всего 20 лет. Парень был на несколько лет старше, читал намаз, занимался спортом. После того, как Жанна поняла, что встретила своего идеала, она стала равняться на него: записалась на спортивную секцию, стала изучать религию. Вскоре надела хиджаб.

«Когда я была не уверена насчет хиджаба, он сказал, чтобы моя красота была лишь для него. Говорил, что хиджаб оберегает меня. Мне кажется, я тогда была слепо влюблена и молода, следовала его словам, хотела быть для него единственной. Так и пришла к платку. Вскоре поняла, что не могу осилить платок. Это не мое, не мой выбор. Так мы поругались и расстались», – рассказывает женщина.

Через два года пара сошлась. По словам девушки, ее будущий муж изменился и оставил выбор ношения хиджаба за ней.

«Он поменял свои взгляды по отношению к платку. Нашел меня, стали общаться, затем предложил создать семью. Сказал, что выбор за мной – буду ли я покрытой или нет. Я приняла его предложение, сейчас у нас ребенок. Но покрыться еще раз я за эти годы не решилась», – говорит женщина.

«Нет принуждения в религии»

Ислам начал защищать права женщин задолго до того, как само понятие прав человека, женщины появилось в Европе, утверждает доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.

«В суре Корана аль-Бакара в 256-ом аяте говорится: “Нет принуждения в религии”. И это правило на протяжении всей истории очень последовательно соблюдалось мусульманскими правителями. Молодые люди, особенно девушки, должны понимать, за кого выходят замуж. Если это религиозный человек, он может ожидать от супруги, что она будет разделять его убеждения. Если же муж стал религиозным уже после того, как они поженились, то он не может заставить жену насильно надеть платок. Если же хиджаб становится поводом для бытового насилия, то тут вопрос не в религии, а в том, что конкретный человек уже был склонен к насилию, и все равно бы его применил или уже применял ранее по другому поводу», – говорит эксперт.

По его словам, наказание за снятие хиджаба в исламе зависит от уровня религиозной просвещенности женщины. Но в правовом и светском государстве, выбор ношения или снятия хиджаба остается за человеком, и никто не вправе ему указывать.

«С точки зрения ислама, если человек нарушает правила, будучи осведомленным о том, что противоречит религии, то тут спрос строже. Поскольку Казахстан – светская страна, то никаких наказаний для тех, кто отказывается от ношения хиджаба, в нашей стране быть не может. Что касается шариата, то тут наказания разнятся, в зависимости от конкретной трактовки в конкретной стране. Кстати, самые жесткие правила на этот счет, не в суннитских странах, а в шиитском Иране, где за это есть конкретные уголовные статьи. В целом, в исламе, конечно же, осуждается такое непостоянство, когда человек то практикует религиозные обязанности, то нет. Это означает, что у него есть проблемы с искренностью, его сердце не подчинилось религии, его разум не воспринял ее доводы», – объяснил Избаиров.

К слову, казахские женщины носили хиджаб  в форме кимешека, женской чалмы и других головных платков. Что касается девочек, их головными уборами были разные такия, украшенные перьями, золотом и серебром.   После достижения балигата (совершеннолетия) они тоже покрывали головы, о чем свидетельствуют исторические фотоматериалы. 

«В целом, противопоставление религии и светского общества в Казахстане, попытки притеснения религии – это давление на то, что является частью нашей национальной идентичности, историческим выбором наших предков, предопределившим судьбу, характер, менталитет и духовность казахов. Роль религии в обществе нельзя переоценить, на ней основаны морально-нравственные ценности, строится традиционное воспитание, культура. Мы видим, что многие практикующие мусульмане в Казахстане – это не отсталая часть общества, но активные прогрессивные айтишники, мощные благотворители, надежные партнеры в бизнесе, олимпийские чемпионы. Ислам на протяжении большей части своей истории был мощным консолидатором, двигетелем развития общества. Попытки удалить ислам из сегодняшней действительности, отрицания его неотделимости от истории и культуры Казахстана, сегодня могут привести только к расшатыванию национальной идентичности, что, в итоге, ставит под удар на нашу независимость, государственность и свободу», – отметил религиовед.

Как бы то ни было процесс исламизации в казахстанском обществе набирает обороты и будет дальше развиваться, соответственно тема хиджаба будет резонировать время от времени в информационном поле. Но не стоит забывать, что в светском, правовом государстве решение надевать или отказываться от хиджаба должно оставаться за женщиной.