План Токаева: как антикризисные меры спасли экономику
Тогда страна столкнулась с беспрецедентными финансово-экономическими трудностями
Год назад, 16 марта, Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». Пройденный за это время путь выдался непростым – война в Украине, санкционное противостояние, и, как следствие, все это отразилось на всей мировой экономике, в том числе казахстанской. Курс доллара резко взлетел, начался отток нацвалюты, нависла угроза продовольственной безопасности. Именно в этот момент были приняты первоочередные антикризисные меры, озвученные главой государства в Послании. Что же позволило тенге не рухнуть и сохранило стабильность экономики, вместе с экспертами разберем в материале Azattyq Rýhy.
Ровно год назад мировая экономика пошатнулась – обостренная геополитическая ситуация вызвала едва ли не хаос. Рынки оказались в зоне турбулентности, торговые цепочки оборвались, напряженность и неопределенность нарастала буквально ежечасно. Но Президент в этот сложный момент предстал перед народом и заявил, что причин для паники нет – у страны есть все необходимые резервы для преодоления кризиса.
Тогда он обозначил главные проблемы и конкретные пути их решения. Первое из них коснулось ключевого фактора нашей экономической безопасности – нацвалюты, так как именно на нее пришелся основной удар.
«Нестабильность на валютном рынке связана с паникой, выводом капитала, «серыми» трансграничными денежными перетоками. Поэтому в финансовой сфере требуется снизить повышенный спекулятивный спрос, возникший, в том числе, из-за активности покупателей извне», - пояснил тогда Президент.
Чтобы снизить давление на тенге и избежать его обрушения, был подписан указ, который ввел ограничения на вывоз валюты за рубеж.
«Совершенно правильно Президент ввел ограничение на вывоз валюты за рубеж, потому что российские игроки на панике скупили бы у нас все доллары по сто рублей. Соответственно, у нас курс вырос бы в два раза. А отыграть назад было бы очень сложно. Это важно. И многие люди благодаря этому не потеряли свои деньги. Мы избежали этого», - считает финансист Расул Рысмамбетов.
«Такое решение помогло снизить давление на курс. Мы тогда взлетели до 512 тенге за один доллар – это был максимальный курс на бирже. В обменниках он достигал и вовсе 550 тенге. А эта мера помогла снизить давление конкретно на обменный курс», - убежден экономист Андрей Чеботарев.
Дополнительно Президент поручил установить жесткий контроль за банками, чтобы те контролировали и мониторили клиентов, покупающих у них валюту. Он тогда подчеркнул, что спекуляции на рынках ни в коем случае не должны стать причиной неоправданного «сжигания» резервов.
«Обе эти меры были необходимы, потому что сейчас мы видим, что антироссийские санкции ввели надолго. Поэтому потихонечку нам в этой новой реальности нужно понять, кто покупает валюту и зачем. Это нужно и в банках, и в обменниках. Но это не ограничение свобод, это нормальная мера», - подчеркивает Расул Рысмамбетов.
Не только тенге в тот период оказался под ударом. Реальная угроза нависла и над продовольственной безопасностью страны, ведь наш главный торговый партнер – Россия – оказалась со всех сторон обложенной санкциями, а война привела к резкому скачку цен на продукты.
Тогда акцент был сделан на качественное проведение посевной кампании – Президент поручил обеспечить аграриев нужным объемом топлива по адекватным ценам, проверить готовность сельхозтехники, запасы семян и удобрений.
«Год спустя мы видим, что мы получили рекордный урожай зерна в прошлом году. Значит, все было сделано правильно. Антикризисная программа сработала. Казахстанские компании хорошо заработали на экспорте зерна», - отметил Рысмамбетов.
А чтобы не допустить дефицит и бесконтрольное подорожание продуктов, был проработан вопрос закупа продукции в стабилизационные фонды по форвардным ценам. Однако многие путают продбезопасность с контролированием цен. Последнее, как говорят экономисты, не получается ни в одной стране мира.
«Продуктовая безопасность – это когда мы можем обеспечить себя сами. Но это не значит, что обеспеченное нами будет дешевле, чем завозное. Четкий, яркий пример – бананы. Если мы захотим у себя выращивать бананы, они будут раз в десять дороже привезенных из Эквадора, потому что у нас не подходящий для бананов климат. И, к сожалению, по большинству позиций у нас не подходящая ни экономическая структура, ни экономика, ни климат.
При этом взять под контроль цены практически нигде никогда не получается. Наш АПК работает по встречным обязательствам. То есть наше правительство дает деньги в виде дешевых кредитов, а фермеры в ответ не повышают цены. Это работая схема, она используется. Но, опять же, мы не можем остановить рост цен во всем мире. А в прошлом году рост цен на продовольствие в мире установил пятидесятилетний максимум. То есть таких цен не было 50 лет во всем мире. Поэтому, к сожалению, мы не можем остаться в стороне, закрыть полностью всю нашу экономику и говорить, что у нас тут полный контроль цен на продовольствие. Мы – часть мировой экономики. Стабилизационные фонды помогают, как и оборотная схема – все это помогает сдерживать рост цен, но полностью его остановить не получится», - объяснил Андрей Чеботарев.
Еще одно предложение Президента, озвученное в Послании, затронуло госаппарат. В таких стремительно меняющихся условиях чиновники, по его мнению, должны оперативно реагировать.
«На системном уровне нужно искоренить чрезмерную бюрократизацию, которая серьезно тормозит развитие страны. Ее масштабы настолько велики, что многие государственные структуры видят в этом суть своего существования», - подчеркнул тогда Президент.
Чтобы раз и навсегда покончить с чиновничьим формализмом, он подписал указ о дебюрократизации работы государственного аппарата. В целом изменения уже налицо, утверждают эксперты, и все его меры, как показывает время, сработали.
«Президент среагировал очень быстро. И хорошо сработала на тот момент администрация Президента, правительство – быстро приняли вот эти нужные меры», - считает Расул Рысмамбетов.
«Президент получает достоверную информацию достаточно быстро и принимает оперативные, необходимые решения для стабилизации ситуации, для предотвращения ситуации, поэтому все эти антикризисные меры были правильными. Президент, несомненно, держит руку на пульсе. Слышащее государство – это не эвфемизм, это реально то, что есть у нас, то, что мы видим», - подытожил Андрей Чеботарев.