Токаев: итоги 2022 года

Azattyq Rýhy
28.12.2022, 13:14

Президент, так же, как и вся страна, в уходящем году столкнулся с беспрецедентными вызовами 

В 2022 году Казахстан столкнулся с несколькими вызовами, главным из которых стали январские события в самом начале года. Благодаря действиям Касым-Жомарта Токаева попытка дестабилизировать Казахстан провалилась, а Президент продолжил свой курс на проведение экономической и политической модернизации страны. Но надо отметить, что вместе с этими событиями менялся и сам образ Президента.

Қаңтар

Мирными митингами в начале января 2022 года воспользовались деструктивные силы, чтобы дестабилизировать ситуацию. Захват аэропортов, административных и военных зданий, арсеналов оружия, попытки захватов телеканалов и радиостанций и других стратегических центров показывают, что была предпринята реальная попытка организации государственного переворота и силового захвата власти. Целью заговорщиков и экстремистов было создание в обществе атмосферы страха и паралича государственного управления. Существовала реальная угроза государственности Казахстана. Однако, в конечном итоге, этого деструктивные силы не добились.

В те трагические дни зачинщики рассчитывали, что Президент испугается и покинет страну. Токаев, напротив, проявил мужество и решимость, единолично возглавив Совет безопасности, проведя кадровые перестановки в силовых структурах и обратившись за помощью к союзным силам ОДКБ. Оперативные действия Главы государства позволили в короткий срок стабилизировать ситуацию в стране. Коллективные миротворческие силы ОДКБ в итоге занимались только охраной стратегических объектов и оказали в первую очередь психологический эффект на противника. После смены руководства казахстанский силовой блок полностью подчинился воле Президента и самостоятельно восстановил порядок. Миротворцы же успешно выполнили свою миссию, при этом, не произведя ни единого выстрела, и покинули территорию Казахстана через 9 дней после начала операции, продлившейся с 6 по 15 января.

Оперативные действия силового характера помогли нормализовать ситуацию в краткосрочной перспективе, тогда как для долгосрочной устойчивости государства необходимы были глубинные реформы. Следуя интуитивной логике, можно было предполагать ужесточения режима, однако Токаев наоборот ответил на январские события движением к демократизации и либерализации. По его мнению, к январской трагедии в Казахстане привели девальвация идеи справедливости, взаимное отчуждение государства и общества. Ведь сначала на мирные демонстрации вышли люди, долгое время страдавшие от системных социально-экономических проблем.

Президент Токаев по итогам января укрепил свои властные позиции и остается безусловным субъектом, обладающим наибольшими полномочиями и влиянием на выстраивание политической конфигурации Казахстана. Им начата «перезагрузка» страны – прошли большие кадровые перестановки в высших эшелонах власти, были начаты экономические и политические преобразования. Основные идеи Токаева проявились через конституционную реформу после республиканского референдума 5 июня, Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта и 1 сентября, а также президентские выборы 20 ноября. Красной нитью сквозь все выступления Президента проходит идея построения Справедливого Казахстана, основанного на трех основных принципах: справедливое государство, справедливая экономика и справедливое общество.

Справедливый Казахстан

Всего за 2022 год Президент подписал 422 указа, 137 распоряжений, 68 законов, 16 раз выезжал с рабочими поездками в регионы Казахстан, 7 раз выступил с обращениями и 1 раз публично подписал конституционные законы.

5 июня был проведен референдум по принятию поправок к Конституции. Это был первый случай в истории Казахстана, когда изменения в основной закон вносились путем проведения общенационального голосования. Помимо перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом, в Конституцию внесли новую норму – родственникам Президента отныне запрещено занимать высокие государственные должности.

Долгосрочные интересы государства для Токаева важнее рычагов власти и ситуативного влияния. Поэтому он покинул пост председателя партии «AMANAT», предложив законодательно оформить обязанность Президента прекратить членство в партии на период своих полномочий, чтобы у будущих лидеров страны не было желания контролировать политические институты. Также Президент предложил законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий.

Проведенные по инициативе Токаева институциональные преобразования заложили основы принципиально новой политической модели развития Казахстана. Так, однократный 7-летний срок президентства, заложенный в новых поправках в Конституцию республики, придаст новое качество и динамику процессу обновления в обществе и государстве, создаст надежный заслон попыткам монополизации и узурпации власти. Кардинальные изменения в избирательной системе обеспечат деятельное участие граждан в формировании подлинно народных маслихатов и Парламента. А через прямую выборность акимов городов и районов будет сформирована более эффективная система местного государственного управления. При этом отбор на государственную службу будет проходить на основе высоких профессиональных и моральных качеств кандидатов, а карьерное продвижение – осуществляться на принципах меритократии.

Национальный совет общественного доверия, деятельно поучаствовав в реформаторской деятельности Токаева, был переформатирован в Национальный курултай, что придало ему духовную преемственность принципам степной демократии. В состав Национального курултая вошли представители регионов, депутаты парламента, члены АНК, гражданского альянса, общественных советов и организаций, известные общественные деятели и другие граждане. Председатель курултая – Глава государства. Такая структура позволяет сформировать единую институциональную модель общественного диалога и стать связующим звеном между властью и народом.

Важным моментом Послания Президента 1 сентября стало решение об административно-территориальном переустройстве страны. Воссоздание областей Абай, Жетісу и Ұлытау, перенос центра Алматинской области в город Конаев (бывший Капчагай) особенно обрадовали местное население. Президент дал вторую жизнь этим городам и регионам.

С внедрением местного самоуправления сами жители местного сообщества будут управлять своими территориями. В этом вопросе важное значение имеют местные выборные представительные органы - маслихаты, которые, по мнению Главы государства, должны укрепить доверие населения к представительной власти. В целях повышения их роли и обеспечения их самостоятельности внедрена должность председателя маслихата.

По инициативе Токаева изменилась и процедура назначения акимов областей. Теперь Президент имеет право вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения. Окончательный выбор делают местные депутаты маслихатов всех уровней.

«Объективное и независимое правосудие – главное условие построения справедливого государства, устойчивой экономики и гармоничного общества, – подчеркнул глава государства. – Поэтому мы должны сформировать высокопрофессиональный, честный, неподкупный судейский корпус».

Реформе подвергнется институт апелляции, расширятся категории дел, рассматриваемых судом присяжных. Конституционный совет реформирован в Конституционный суд, повышена роль институтов Уполномоченных по правам человека/ребенка/инвалида.

Создание справедливой экономики, по мнению Токаева, означает эффективное использование ресурсов, основанных на равной защите интересов населения, бизнеса и государства.

«Олигополии в нашей стране породили огромное социальное неравенство и системные проблемы в экономике. Деятельность монополий и приближенных к власти бизнесменов препятствовала развитию конкуренции, лишала добросовестных предпринимателей шанса на успех. В результате богатые богатели, а бедные становились еще беднее, теряя веру в государство, – говорил президент. – Поэтому перед нами стоит задача демонополизации отечественной экономики».

Вырабатываются сбалансированная и прозрачная налоговая, бюджетная, денежно-кредитная и тарифная политика, а также принимаются системные меры по сдерживанию инфляции. Для обеспечения справедливого, прозрачного, понятного налогообложения начнет действовать новый Налоговый кодекс. Будут введены дополнительные налоговые ставки на предметы роскоши.

Социальный бюджет при Токаеве продолжает расти – триллионы тенге идут на возведение и модернизацию детских садов, школ, больниц, объектов культуры и спорта, а также на адресную помощь. Глава государства считает, что каждый человек, нуждающийся в поддержке, должен чувствовать персональную заботу государства.

Внешняя политика

«Казахстан на международной арене всегда твердо отстаивал свои национальные интересы и продвигал прогрессивную повестку, – отметил Касым-Жомарт Токаев. – Наш внешнеполитический курс будет неизменно миролюбивым и конструктивным, нацеленным на сотрудничество со всеми партнерами».

Если на внутриполитической арене главным вызовом для Токаева стали январские события, то во внешней политике таковыми стали события февральские. Российско-украинский конфликт резко обострил противостояние лидирующих держав мира, повысив вероятность возникновения новых конфликтных точек, особенно на постсоветском пространстве. Неоднократно подвергался стресс-тесту многовекторный подход во внешней политике Казахстана, но благодаря дипломатическим способностям Президента Казахстан остается одной из немногих стран мира, которой удается сохранять хорошие отношения с основными полюсами притяжения современного мира: США, ЕС, Россией и Китаем.

За 2022 год Токаев совершил 25 зарубежных визитов в 14 стран, принял участие в 31 мероприятии международного уровня, встретился и провел переговоры с главами 19 государств, среди которых:

  • Президент РФ Владимир Путин;
  • Председатель КНР Си Цзиньпин. Казахстан стал первой страной, которую он посетил после начала коронавирусной пандемии;
  • Папа Римский Франциск, нанесший апостольский визит в Астану в рамках VII съезда мировых и традиционных религий;
  • Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель;
  • Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган;
  • Президент Франции Эмманюэль Макрон;
  • Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев;
  • Президент Кыргызстана Садыр Жапаров;
  • Президент Азербайджана Ильхам Алиев;
  • Президент Ирана Ибрахим Раиси;
  • Король Саудовской Аравии Салман бен Абдельазиз аль Сауд;
  • Президент ОАЭ шейх Мухаммед бен Заид аль Нахаян;
  • Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад аль Тани.

В октябре в Астане прошел VI саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) – международного форума по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии. Мероприятие вызвало большой интерес мировой общественности, его посетили множество лидеров азиатских государств, а по результатам работы саммита было принято решение о трансформации СВМДА в полноценную региональную международную организацию.

Сегодня перед Президентом Казахстана, как и перед всем миром, стоят новые вызовы, связанные с изменениями всей архитектуры глобального мира. В такое время необходим лидер, который будет брать на себя ответственность за судьбу страны. В условиях сложной международной ситуации, когда мир столкнулся с новыми угрозами, Токаев показал себя решительным и волевым человеком, способным принимать оперативные и жесткие чрезвычайные меры. Все это делается в интересах страны и ее граждан.

Казахстану нужен эволюционный путь постепенных и поэтапных реформ для успешного развития. Иного пути нет.

Вам будет интересно: