Холдингу, купившему банк, поступают предложения о покупке
Не успела стихнуть шумиха вокруг одной сделки по бывшему Сберу, а теперь уже Bereke банку, как возникли споры вокруг другой. Нацхолдингу «Байтерек», который стал владельцем банка, уже начала поступать предложения по покупке актива. Вот только общественность до сих пор в недоумении – госмахина еще не раскрыла даже сумму сделки, а уже собирается выставлять на продажу? Однако глава холдинга заверил, что все произойдет не так скоро. Это радует. Но зато другое его заявление – о том, что предпочтение будет оказываться иностранным инвесторам – не вселяет воодушевление. Кому же в итоге достанется этот актив, разберемся в материале Azattyq Rýhy.
Глава холдинга Канат Шарлапаев сообщил, что от заинтересованных лиц уже поступают предложения о покупке. Однако торопиться сбыть только что купленный актив он не собирается. Госменеджер подчеркнул, что сначала банк нужно вывести из-под санкций, а затем уже вести переговоры с потенциальными инвесторами.
«У нас есть уже индикативные предложения. Однако мы считаем, что сначала банк нужно вывести полностью из-под санкций, а потом проводить формальный диалог с инвесторами. Заявление на вывод Bereke Bank из-под санкций было подано 23 сентября. Мы ожидаем решение в течение ближайших нескольких недель от американского регулятора», - сообщил Канат Шарлапаев kapital.kz.
На вопрос, есть ли уже претенденты на покупку банка, Шарлапаев сказал, что холдинг рассматривает различные варианты, поскольку актив считается достаточно интересным для международных инвесторов.Такой ход действий финансисты оценили достаточно позитивно.
«При санкциях сделки с любыми активами запрещены. Так как санкции быстро наложили, но долго снимают, то сейчас мы ждем снятия санкций, чтобы можно было работать с этими активами. Сейчас эти активы заморожены и невозможно с ними ничего делать. Поэтому сейчас они должны подать документы, удостоверяющие, что они теперь новые акционеры, и готовы сотрудничать, если надо – соблюдать санкции, обязуются продавать тем, на кого не наложены санкции. И когда все это будет, тогда можно уже дальше работать с банком», - говорит финансист Расул Рысмамбетов.
Канат Шарлапаев также снова подтвердил, что предпочтение при продаже будет отдаваться иностранным инвесторам. К чему такое разделение, объяснил финансист эксперт.
«Потому что обычно при продаже иностранным инвесторам и регулятор, и холдинг – все ожидают, что иностранный инвестор, а лучше всего профильный, принесет на рынок какие-то новые технологии. Это первое. Второе – новых клиентов из своей страны. Фактически, когда иностранный инвестор в банк войдет, он будет как мостик между иностранным рынком и нашим рынком. И это очень хорошо для открытия Казахстана и для развития рынка у нас», - пояснил наш собеседник.
При этом особо обольщаться насчет иностранцев не стоит, говорит Рысмамбетов. Казахстанские инвесторы обладают не меньшим уровнем компетенций и технологий, поэтому можно не ждать крутых IT-решений от зарубежных покупателей.
«Наш рынок очень развит по клиентским сервисам. Наши 2-3 банка работают лучше, западные банки, банки восточной Европы.IT у нас развит лучше, чем во многих американских и британских банках. Поэтому сказать, что какой-то иностранец внесет очень много хорошего, нельзя. Поэтому я думаю, что просто есть вопрос мостика с другой страной. Например, если у нас откроют англичане. Они как раз недавно вышли из Евросоюза и сейчас с ними можно по-новому торговать. Поэтому не обязательно это будет иностранец. Но если это будет иностранец, это будет хорошо. Но он нас не удивит никакими услугами. Просто облегчит доступ к иностранным рынкам», - убежден Расул Рысмамбетов.
Но все равно не исключено, что владельцем банка станут казахстанцы. Тем более, в соцсетях появилась информация о том, что нынешний председатель правления банка ЦентрКредит Галим Хусаинов планирует не только переместиться в кресло главы Bereke банка, но и купить его.
«Речь, скорее, идет о том, что Галим Хусаинов возглавит Berekeбанк, а купит этот банк, допустим, акционер нынешнего ЦентрКредит, скорее всего. То есть сумма, скорее всего, не маленькая и придется привлечь дополнительное финансирование, которое есть у владельца банка. Если он выкупит его у государства – вполне себе нормальный вариант развития событий. Только нужно будет понять, что «Байтерек» не в убыток себе продает. То есть, чтобы холдинг не купил Сбер, а потом в убыток себе продал акционерам БЦК. Это было бы смешно», - подчеркнул эксперт.
С момента покупки холдингом банка прошло уже немало времени, но людям до сих пор не сообщили сумму сделки. Наш собеседник считает, что причина столь большой скрытности может быть банальной.
«Я думаю, что справедливо было бы раскрыть сумму. Я могу предположить, но в своем предположении могу и ошибаться, что до сих пор «Байтерек» не выплатил все деньги за Сбер его акционерам, которые в России находятся. Часто бывает, что при покупке актива ты договариваешься с продавцом о какой-то премии или пост-оплате. Допустим, вы фиксированные 50% от цены заплатили, и теперь будет остальное платиться в зависимости от успеваемости банка, потому что банк покупается с кредитным портфелем. И если этот кредитный портфель нормальный, хорошо выплачивается, то следующий платеж будет в полном размере. А если кредитный портфель плохой, то можно не доплачивать. Я предполагаю, что такой был договор», - считает финансист.
То есть выходит, что сам холдинг может пока не знать окончательной суммы. Возможно, известно о ней станет по итогам года. Эксперт считает, что «Байтерек» заплатил какую-то часть денег, а другую будет платить от чистой прибыли банка за текущий год.
«Нужно ждать. Вообще, банковская схема достаточно изучена даже с учетом нынешних проблем, поэтому можно делать какие-то прикидки о сумме покупки. После того, как банк выпустит свою отчетность за текущий год, а это должно произойтив феврале-марте следующего года, тогда можно будет понять и посчитать, почем купили банк», - заключил Расул Рысмамбетов.
Похоже, казахстанцам остается одно – ждать. Либо отчетности холдинга, либо продажи инвестору – уж здесь «Байтерек» просто обязан раскрыть сумму сделки.