$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.10.2022, 14:48
Авторы

Углеродная нейтральность: как Казахстан может заработать на продаже воздуха

Наша страна наметила грандиозную цель

Углеродная нейтральность: как Казахстан может заработать на продаже воздуха
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Европейский союз, уже давно озабоченный проблемами экологии, планирует к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55% и достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Казахстан не остается в стороне – прийти к этому наша страна намерена к 2060 году. Под загадочным термином, на минуточку, кроется большая выгода для госбюджета. Идея, о которой грезят многие любители легкой наживы, может принести огромные деньги в казну. Речь идет о продаже воздуха. Как на этом может заработать страна, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Термин «углеродная нейтральность» означает, что заводы и предприятия сократили до нуля выбросы углекислого газа. О его вреде нам говорят со школьной скамьи, но все же не лишним будет вспомнить, что вещество создает парниковый эффект. А уже от него происходят изменения в климате – потепление, таяние ледников, деградация земель, опустынивание.

«Все это происходит от того, что человек создал производство и промышленность, которые делают эти выбросы. Сейчас не только Казахстан, весь мир к этому принуждают. Каждая страна взяла обязательства. Мы должны снизить выбросы к 2030 году на 15%, а к 2060 году должны войти в углеродную нейтральность», - говорит председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева.

Период, надо признать, не быстрый – нам идти к этому еще целых 38 лет. все потому, что сам процесс перехода нелегкий, ведь для этого придется всю промышленность перевести на инновационные рельсы. Целые индустрии со всей своей инфраструктурой должны перестроиться.

«Для этого триллионы долларов должна вложить промышленность, чтобы не было этих выбросов. Поэтому это процесс очень долгий. И там различные технологии существуют, которые снижают эти выбросы. Нам нужно будет менять все технологические процессы, отказываться от углеводородов. От угля в первую очередь, ведь у нас все ТЭЦ на угле, а они делают огромные выбросы. Поэтому идет разговор об атомной электростанции, о ветряной энергетике, об альтернативных источниках», - продолжила наша собеседница.

За промышленных гигантов таким образом наконец-то возьмутся, хоть и со  временем, но они перестанут травить местных жителей. Причем откреститься от обязательств заводы и предприятия уж точно не смогут.

Дело в том, что парниковые газы переходят границы стран. Именно поэтому все мировое сообщество вырабатывает общие правила о том, кто и насколько должен снизить выбросы.

«Существуют единые правила и методологии. И если наша промышленность вырабатывающая медь, или другой металл, должна показывать, что она снизила выбросы. Если нет, то с них будут брать трансграничный налог. Европа будет принимать только чистые безуглеродные продукты. В этом случае предприятиям придется платить налог из своей маржи. То есть они все налоги будут платить, и еще дополнительно будут платить трансграничный налог, если не смогут снизить выбросы до определенного уровня. Каждая страна требует, мол, нам грязный продукт, на угле, допустим, не нужен. И поэтому если кто-то что-то хочет продавать товар – от телефона до металла, то их будут регулироваться этим налогом», - пояснила Айгуль Соловьева.

Помимо прочего, планируется воздействовать на промышленных гигантов и внутри страны. Президент заявил, что пора переходить на платное распределение квот для экспортно ориентированных отраслей экономики. Объясним, что это значит.

Многие не знают этого, но государство пытается регулировать уровень выбросов. Для этого существует квота – каждое предприятие может себе позволить выпустить в атмосферу определенное количество вредных веществ. Именно эти квоты – на выбросы – чиновники выписывают им, причем бесплатно. Но теперь, похоже, эту «лавочку» прикроют.

«Если предприятие сделает выбросы больше положенного, то они платят. Но я считаю, что бесплатных квот не должно быть. Все должны стремиться к снижению углеродного следа. Если предприятие выпустит больше квоты, то оно должно идти на биржу и покупать там квоты, допустим, от лесов. Леса же поглощают углерод. И если мы правильно распределим наши лесные ресурсы, то они могут купить нужный себе объем квоты.

Или еще вариант. К примеру, предприятие выполнило свои обязательства и у них остались излишки от квоты, которые они могут продать. То тогда они могли бы на бирже продать их. Кто больше сделал выбросов, тот покупает у того, кто меньше сделал», - подчеркнула председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана.

Лесные хозяйства, считай, бюджет, могли бы зарабатывать на этом солидные деньги. Специалисты могли бы рассчитать, какой объем углерода леса могли бы поглотить, и продать его.

«Есть методология, которая выработана по всему миру. Каждое дерево поглощает углерод, поэтому можно правильно леса распределить. Вообще, можно было бы целенаправленно сажать деревья, чтобы они поглощали квоты. То есть лесные хозяйства могут зарабатывать на своих деревьях. А им будет платить промышленное производство, которое делает очень много выбросов сверх нормы», - говорит наша собеседница.

Сейчас в Казахстане также обсуждают вопрос о том, чтобы квоты продавались и с земли. Пастбищ в стране достаточно, зелень на их территориях тоже поглощает углерод. Поэтому и они могут подключиться к торговле квотами.

Эффект от углеродной нейтральности не заставит себя ждать, говорит она. Таким образом можно будет не допустить глобальных изменений климата – деградации земель, опустынивания. Бонусом значительно улучшится экология.

«У нас в Казахстане много земель, которые можно пустить в оборот и за счет них зарабатывать. Вдобавок будет соблюдена продовольственная безопасность, сохранится биоразнообразие. Все страны потихоньку займутся посадкой деревьев, и это тоже будет плюс. Ну, и, промышленность приобретет более совершенный вид – они будут устанавливать улавливатели, и вредные вещества не будут попадать в воздух. Вот в таком плане для экологии это будет большой плюс», - заключила Айгуль Соловьева.

Рано или поздно, но мы придет к этому, ведь углеродной нейтральности нужно добиться для того, чтобы замедлить процесс изменения климата и спасти планету и ее обитателей от гибели.

Новости партнеров