Кадровый голод и избиение детей: решит ли проблемы аттестация воспитателей? Часть 2
Причины процветания квартирных детсадов разобрал эксперт
В первой части материала вместе с председателем казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейлой Куленовой мы разобрали несколько моментов касательно аттестации воспитателей детсадов – почему следует проверять их, а не сами детсады, есть ли у нас квалифицированные кадры для самой аттестации и как нужно внедрять эту меру. В этом материале Azattyq Rýhy более подробно остановимся на проблемах и бедах самих педагогов, теневых садиках и участившихся случаях избиений и даже смертей малышей.
Аттестация воспитателей – это то, чего долгие годы добивались специалисты отрасли. Но прежде чем ввести ее, следует задуматься о том, как же нам повысить уровень грамотности воспитателей. Глава казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова утверждает, что сделать это можно в первую очередь, повысив уровень жизни педагогов.
«Как может воспитатель развиваться, заниматься творчеством и любовью к детям, когда у него есть проблемы – что одеть, как закрыть кредит или чем накормить свою семью, потому что у него маленькая зарплата. Все взаимосвязано. Надо понимать тяжесть данной профессии, так как педагог должен воспитывать и уделять внимание группе детей. Мама с одним справиться не может, а у педагога в частной группе 25 деток, а в государственных до 40 и выше», - говорит наша собеседница.
Лейла Куленова рассказывает, что была в регионах и опрашивала воспитателей об уровне заработка. Ответы педагогов шокировали.
«Мне ответили, что получают 70 тысяч тенге. Ну, может у нее дома корова есть, хозяйство, огород, поэтому она за эти деньги работает. А в Астане в садиках 130-150 тысяч зарплаты. Я просто не представляю, как можно жить на такую зарплату. Может муж еще столько же получает, но это на самом деле очень мало. Сейчас зарплата минимум должна быть 250 тысяч тенге. Сейчас все дорого, особенно для тех, у кого есть дети – их одевать и кормить надо. Поэтому человек так и живет – не о работе думает, а как своих детей прокормить», - объясняет эксперт.
Иногда зарплаты поднимают, но на копейки. А для воспитателей частных садиков и вовсе государство не закладывает деньги, говорит спикер. При этом поднять родителям оплату они не могут. Она приводит в пример детсады Алматы и Астаны, где за малышей берут по 40-50 тысяч тенге.
«Сто детей по 40 тысяч – это 4 миллиона. А у них на сто детей аренда помещения только выходит на 2 миллиона, работников надо минимум 25 человек – а это зарплата на 3 миллиона. Представьте, какие расходы. Если бы они брали оплату в размере 20 тысяч тенге, естественно, этот садик не вытянет и не выживет. У них ведь не государственное здание, не бесплатное. Поэтому у детсадов сейчас не хватает ни на что денег. Сейчас даже на ремонт они не могут выделить деньги, так как продукты и коммунальные услуги подорожали. А поднять сумму они не могут, потому что у родителей нет денег. Мы все сейчас понимаем, что ни у кого заработок не повышается, а цены растут. Поэтому мы все сейчас держимся просто на плаву», - пояснила глава Ассоциации непрерывного образования.
Причем не многие родители могут осилить такие суммы. А если детей несколько, то и вовсе едва ли не вся зарплата уходит на садик. Так и возникают «теневые» сады на дому, в которых детей избивают, калечат и даже убивают. Один из последних шокирующих случаев произошел в Талдыкоргане. 23-летнюю няню подозревают в убийстве 3-летнего малыша. После этой страшной трагедии депутат столичного маслихата Каракат Абден предложила государству помочь матерям-одиночкам, а именно открыть круглосуточные детские сады.
«Это как раз был «теневой» садик, когда нянечка в квартире держит 4-5 детей. И ведь таких много. И чем лицензия им поможет? Они что, сделают лицензию и будут стучаться в министерство со словами «Я вас уведомляю, у меня сад и дайте мне лицензию»? Конечно, нет. «Теневые» детские сады как существовали, так и будут существовать, пока на них есть спрос, потому что родителям деваться некуда, и они водят в эти дешевые детские сады. И чем тратить время на то, чтобы бороться с такими садами и закрывать, надо развивать их, помогать им, обучать, давать лицензии и делать такие сады бесплатными. То есть давать им возможность работать, вытаскивать эти «теневые» детские сады, пусть даже квартирные, но давать им деньги на развитие, чтобы они в этом направлении развивались», - убеждена эксперт.
Но самое главное – важно решать проблемы воспитателей, потому что за детьми смотрят они и они же их бьют. Уровень их компетенции снизился, печально констатирует наша собеседница. Нынче на эту работу устраиваются не педагоги, а те, кто не может найти другую работу. А реальные специалисты на зарплату в 70 тысяч не согласны. Добавим, что еще одна причина процветания «теневых» садов – дефицит государственных и частных.
«У нас за время карантина, за последние два года родилось миллион детей – целый город родился. Эти дети уже со следующего года должны пойти в детские сады. А куда они пойдут, когда у нас сейчас 50% дефицита детских садов? То есть проблема будет еще острее, чем сейчас. Потому что одно время был бум, и всем хотелось открывать детские сады, то сейчас охота немного спала. Люди понимают, как это сложно. Нет педагогов, да и заработка большого нет, и бизнесмен на это не идет», - подчеркнула Лейла Куленова.
Поэтому регуляторные действия сейчас отнимают у предпринимателей возможность даже сделать ремонт в саду. Сложная ситуация вынуждает тратить все средства на более нужные вещи, говорит наша собеседница.
«Но это не говорит о том, что не надо проверять сады, так как есть и недобросовестные садики. Но они ужесточили приказы. К примеру, есть 122 приказ, где они (Министерство просвещения – AR) имеют возможность спокойно ходить в сад и проверять его, закрывать, забирать госзаказ. Это не аттестация. Они у них совместно с общественниками есть возможность раз в год проверять или выезжать по жалобам. Они всегда могут недобросовестного предпринимателя найти», - отметила Куленова.
Подводя итог, специалист отметила, что аттестация воспитателей нужна. Но прежде чем ее вводить, следует разработать перечень аттестации и составить критерии для проверяющих.
«Когда все это будет разработано и принято, нужно будет подготовить экспертную группу, которая была бы действительно экспертной, и только тогда допускать к аттестации педагогов. Прежде чем проверять, нужно повысить компетенции педагогов. Это все займет много времени. Двадцать лет рушили отрасль, значит, потребуется много времени, чтобы ее восстановить», - заключила Лейла Куленова.
Возможно, после внедрения аттестации места воспитателей займут настоящие профессионалы своего дела и детей перестанут избивать в стенах детсадов.