Кадровый голод и избиение детей: решит ли проблемы аттестация воспитателей?
В сфере дошкольного образования накопилось немало проблем
Аттестовывать не детские сады, а преподавателей. Точку в многолетних спорах и дискуссиях поставил Президент во время своего послания. Не один год детские сады «бились» за это, не раз доказывали эту необходимость. По словам специалистов из этой сферы, за воспитателей уже давно пора браться. Низкие зарплаты, статус, недостаточная квалификация, дефицит кадров – отсюда возникают ситуации, когда детей в стенах детсадов избивают, калечат и даже убивают, передает Azattyq Rýhy.
Председатель казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова рассказывает, что долгие годы в стране не уделяли должного внимания дошкольному образованию. По ее словам, за последние 10 лет в департаментах были расформированы отделы, отвечающие за эту сферу. И в итоге дошколятами занимались пару человек, а все приоритеты отдавались школьному воспитанию.
«Мы писали и говорили, что ребенок формируется с самого детства. Дети – основа нашей нации. И для того, чтобы у нас росли сильные личности, нужно развивать их с самого маленького возраста. А если ему в детстве что-то не заложили, то в школе у него уже интереса не будет», - говорит Лейла Куленова.
В итоге такое отношение чиновников привело к тому, что в стране катастрофически не хватает детсадов. Даже сам Президент в послании подчеркнул, что дошкольным образованием охвачено лишь чуть больше половины детей от 2 до 6 лет.
В дефиците не только садики, но и воспитатели. Рынок уже давно испытывает серьезный кадровый голод. Дошло до того, что детсады вынуждены брать любых преподавателей с разным образованием.
«Ко мне много обращаются. Например, ко мне пришел инженер по образованию и желает работать педагогом. Но мы объясняем, что нам не подходят такие кадры. Часто бывает, что вообще нет желающих людей. Молодежь вообще идти в воспитатели не желает. Это же очень сложная работа. Люди идут в воспитатели не по зову души и образования, а потому, что им нужен заработок. Многие идут нянечками из-за своих детей, чтобы были рядом, а потом втягиваются и уже переходят на воспитателей», - рассказывает глава Ассоциации непрерывного образования.
Престиж профессии уже давно упал, печально констатирует наша собеседница. Она подчеркивает: нам нужно согласиться и принять тот факт, что это – результат того, что долгие годы чиновники не обращали на это внимания. Общественники постоянно поднимали этот вопрос, но должного внимания от государства не было.
«Министерство финансов обрезало финансы и не хватало денег на то, чтобы должным образом заниматься качеством воспитателей. Должным образом финансы на обучение воспитателей детских садов не закладывались, каких-то конкурсов не проводилось, чтобы это всех касалось.
В нашей сфере все равно есть понятие о частной собственности и государственной, что бы система ни говорила о том, что они равны. По факту работники государственных детсадов в приоритете за счет бюджетного кодекса. Они оплачиваются государством. А в частном саду возможности оплачивать это все нет, потому что в первую очередь нет гарантии, что этот воспитатель будет у него работать. Поэтому владелец частного сада не вкладывается в него, потому что при любой возможности воспитатели хотят уйти в государственные детсады», - объясняет Лейла Куленова.
Далее, по ее словам, еще одна проблема – отсутствие методики подушевого финансирования. Деньги заложены неправильно, так как из-за инфляции средств попросту не хватает. В совокупности результат такого положения дел в сфере замыкается на том, что уровень компетенции наших воспитателей очень низок.
Что мы получаем на выходе? Чуть ли не ежедневные порки детей – регулярно новостные ленты пестрят информацией об избиениях и даже смертях в стенах детсадов. Причем такое случается и в садиках на дому. Недавний случай в Талдыкоргане шокировал всю страну – 23-летнюю няню подозревают в убийстве 3-летнего мальчика. После этой страшной трагедии депутат столичного маслихата Каракат Абден предложила государству помочь матерям-одиночкам, а именно открыть круглосуточные детские сады.
«Сейчас Президент вынужден говорить об этом, и он это делает правильно, потому что очень много в последнее время ситуаций, связанных с резонансными случаями, когда детей бьют, ставят в угол. Уровень осознанности воспитателей, уровень образованности и интеллигентности этих людей упал. И соответственно Президент говорит про аттестацию. Да, это хороший инструмент. Но надо подойти к этому поэтапно. Ведь что такое аттестация? Это ведь тоже регуляторная мера», - говорит спикер.
Она пояснила, что сейчас нельзя рубить сплеча, зная что уровень воспитателей желает лучшего, и зная, что они в большинстве случаев аттестацию не пройдут. Поэтому специалист предлагает сначала провести анализ и узнать их компетенции.
«А мы же любим все рубить сразу. А нам нужно сделать так, чтобы понять, что они у нас недообразованы. Многие воспитатели могут обидеться, почему мы видим их именно такими. Мы не можем сказать, что все такие, но, к сожалению факт остается фактом – очень много таких воспитателей есть. Если эта сфера была бы развивающейся, и все было хорошо, разве мы имели бы столько резонансов?», - подчеркнула глава Ассоциации непрерывного образования.
Не стоит забывать, что время было упущено. Поэтому заниматься аттестацией следует размеренно и обдуманно. Если начинать процесс резко, половина воспитателей уволятся и не захотят этим заниматься. Кто же тогда будет воспитывать детей, когда итак в сфере огромная проблема с кадрами, беспокоится эксперт.
«Сейчас нужно поднять уровень воспитателей, обучить их, повысить им компетенцию и уже потом аттестовывать. Если проводить ее сейчас, большинство преподавателей ее не пройдут. Политика Президента, его послание меня очень радует. Не нужно нам украшать стены, надо вкладывать именно в компетенции людей, в развитие человеческих ресурсов. Это очень важно. Самое главное – чтобы педагог был компетентен, чтобы воспитание не зависело от того, какой детский сад – элитный, дорогой, коммерческий или государственный. Главное, чтобы там работал хороший педагог с элементарными ценностями и базовой компетенцией. Это важно», - считает наша собеседница.
При этом эксперт уверена, что к аттестации воспитателей сейчас не готово и само Министерство просвещения. Лейла Куленова отметила, что ассоциация делала им замечания во время аттестации детсадов.
«Они при этом не готовили этих экспертов, у них их и нет. То есть аттестовывают детские сады рабочие группы, где внутри сидят заведующие детских садов. А у этих заведующих тоже нет каких-то критериев, чтобы они проходили и аттестовывали. Вот она проверяет детский сад, а кто проверял знания самого этого заведующего? Может ли она вообще идти и аттестовывать другой детский сад?
Допустим, в прошлом году само министерство заявляло, что все детские сады аттестованы и 70% ее не прошли. Но при этом я знаю, что очень много судебных дел. К примеру, только в Шымкенте 4 человека судилось. И когда мы стали с одной разбираться, то сразу выявили проблемы в том, что неправильно аттестовали. И ведь они это признали, что заведующая неправильно аттестовала. Но это же не ответ. Вот тогда мы и узнали, что их самих не аттестовывают. Я сейчас любого заведующего государственным садиком отправлю в частный сад аттестовывать, потому что я сама почему-то решила, что она грамотная, потому что много лет работает. А может она по-старому все проверяет и немножко отстала от законодательства? Это никто не проверил», - высказала свою точку зрения Лейла Куленова.
Как будут проверять самих воспитателей, пока неизвестно. Но у эксперта есть предложения на этот счет. О них расскажем во второй части материала.