Туризм после пандемии: справился ли Казахстан с ударом коронавируса?

Azattyq Rýhy
16.08.2022, 18:15

Подводим итоги первых шести месяцев 2022 года

Фото: vcpost.com; vecher.kz; mobillegends.net

Пандемия коронавирусной инфекции, заставшая врасплох мир в 2020 году, внесла свои коррективы во многие сферы жизни людей, в том числе в сферу туризма. В тот непростой год поток туристов во всем мире буквально остановился, исключением не стал и Казахстан. Оно и понятно — стремясь защититься от заражения вирусом, люди были вынуждены оставаться дома, а власти закрывали границы между государствами, передает Azattyq Rýhy.

По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) 2020 г. стал худшим в истории для глобального туризма: число международных поездок сократилось на 74% по сравнению с 2019 г., а восстановление международного туризма не произойдет раньше 2024 года.

Но время прошло, и ситуация в мире стала меняться. Ученые создали вакцины, ВОЗ разработал рекомендации, помогающие обезопаситься от инфицирования, а люди, в целом, научились жить в новых реалиях. Уже с середины 2020 года туристы вновь стали строить маршруты своих путешествий. Сфера туризма стала постепенно восстанавливаться. Однако, надо признать, что вирус COVID-19 все же внес некоторые коррективы. Так, например, казахстанцы стали чаще делать выбор в пользу отдыха внутри страны, нежели за границей.

Уже в 2021 году сфера туризма в мире в целом, и в Казахстане, в частности, стала восстанавливаться. Однако, перед отраслью появились новые задачи: привлечь внимание иностранных и внутренних туристов в Казахстан, создать комфортные и безопасные условия для отдыха, увеличить вклад в экономику государства.

Можно констатировать, что показатели внутреннего туризма стабильно растут второй год подряд. Согласно официальным статистическим данным, по итогам I квартала 2022 года количество внутренних туристов, обслуженных местами размещения, увеличилось на 121,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, составив 1,13 млн человек (1 кв. 2021 г. – 931,1 тыс.).

Указанный показатель за I квартал текущего и прошлого годов выше допандемийного уровня (1 кв. 2019 г. – 917,8 тыс. чел.). Объектами размещения оказаны услуги на сумму 26,3 млрд тг, что больше на 25,7% по сравнению с 1 кв. 2021 г. (19,8 млрд тг). Показатель текущего периода превысил допандемийный уровень (1 кв. 2019 г. –21,5 млрд тг).

Также наблюдается увеличение количества обслуженных местами размещения иностранных туристов почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 97 тыс. человек (2021 г. 1 кв. – 53,7 тыс.). Вместе с тем, за I квартал т.г. количество мест размещения выросло на 70 ед., составив 3 756 ед., единовременная вместимость выросла почти на 3 тыс. ед., составив 195,8 тыс. койко-мест.

В глобальном рейтинге туризма по версии Всемирного Экономического Форума в 2021 г. Казахстан улучшил свои позиции и занял 66 место среди 117 стран (в 2019 году – 80 место из 140). Республика получила высокую оценку по таким показателям, как «Ценовая конкурентоспособность» (1 место), «Сезонность туризма» (26 место), «Природные ресурсы» (33 место), «Количество объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО» (42 место).

По данным британской компании Brand Finance, Казахстан сохранил позиции 2019 г. и являлся одним из самых быстрорастущих национальных брендов. В сотне лучших страна заняла 44-е место, поднявших на 7 позиций. В рейтинге Euromonitor International по устойчивому туризму Казахстан занял 62-е место из 99 стран. Среди стран СНГ Беларусь на 26 месте, Украина на 30 месте, Грузия на 41 месте, Россия на 65 месте.

В 2021 г. зафиксирован исторический показатель роста числа посетителей национальных парков. Их количество увеличилось на 300 тыс. человек по сравнению с 2019 г., составив 1,5 млн человек.

В рамках цифровизации и маркетинга отрасли использованы онлайн-платформы и ресурсы популярных соцсетей и площадки всемирно известных информационных порталов. Прорывным цифровым решением стал продукт E-Qonaq по учету иностранных туристов в местах размещения. Фактически E-Qonaq сейчас представляет актуальную информацию для органов миграции и дает статистический срез по туристам в режиме реального времени.

В 2021 г. принят ряд важных изменений в законодательство, благодаря которым с 1 января т. г. заработали меры государственной поддержки:

  • субсидирование затрат туроператоров за иностранного туриста (15 000 тг);
  • возмещение части затрат субъектов предпринимательства по приобретению оборудования и техники для горнолыжных курортов (25%);
  • субсидирование стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров (Kids go free);
  • возмещение части затрат субъектов предпринимательства при строительстве, реконструкции объектов туристской деятельности (10%);
  • возмещение части затрат субъектов предпринимательства по строительству объектов придорожного сервиса (10%);
  • возмещение части затрат по приобретению туравтобусов (25%);
  • возмещение затрат по содержанию СГУ (83 300 тг./мес.).

Другие внесенные изменения в законодательство:

  • введение понятия приоритетной туристской территории;
  • снижение для инвестиционных проектов туризма порога по объему инвестиций с 2-миллионократного до 200-тысячекратного показателя МРП для получения инвестиционных преференций;
  • введение системы «туристский взнос»;
  • дробление лицензии на туроператорскую деятельность на подвиды – в сфере выездного туризма, в сфере въездного и внутреннего туризма и пр.

Действует безвизовый режим для граждан 77 стран, в том числе введен безвизовый режим до 14 суток для граждан Китая, Индии, Ирана. Восстановлены международные авиасообщения с 28 странами по 111 маршрутам.

За 2021 г. объем инвестиций в основной капитал в сфере туризма (по 14 ОКЭД) по регионам составил 564,4 млрд тг. По итогам 5 месяцев т.г. объем инвестиций составляет 101,9 млрд тг.

Среди введенных проектов: комплекс «Караван Сарай» в Туркестане (88 млрд тг), тематический парка «Тетис Блу» в Актау (47,7 млрд тг), «Swissotel» в Алматы (38,5 млрд тг), «Holiday Inn Express» в Алматы (4,3 млрд тг), гостиница «Дора» в Шымкенте (2,1 млрд тг) и др.

Согласно Нацпроекту по развитию предпринимательства запланировано создание 170 тыс. рабочих мест до 2025 г., в т.ч. 25 тыс. рабочих мест в 2022 г. По итогам 2021 г. фактический показатель составил 31 680 человек из запланированных 22 000 человек (перевыполнение – 44%).

В 2019 г. госпрограммой были определены ТОП-10 туристских дестинаций, по которым определены приоритетные инфраструктурные проекты. Общая потребность инфраструктуры составила 178 проектов на сумму 422 млрд тг. К настоящему моменту финансированием обеспечены 98 проектов на сумму 181,1 млрд тг, из которых завершены строительно-монтажные работы по 47 проектам.

В 2021 г. профинансированы 50 проектов на сумму 63,5 млрд тг, в 2022 году – 23 проекта на сумму 53,4 млрд тг, в данный момент продолжается проработка финансирования проектов на текущий год.

В целях продвижения турпотенциала страны приняты участия на международных туристских выставках KITF в Алматы, ATM в Дубае, IMEX во Франкфурте-на-Майне, организованы роуд-шоу в КСА, Дохе, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске. Организован видеоконкурс с TikTok East Europe Content Cooperation, организованы съемки видеоролика Red Bull Highline Mangistau, реализован совместный проект с Посольством Италии в Казахстане по съемкам клипа популярного итальянского пианиста Александро Мартире в Чарыне. Организована PR-поддержка мероприятий QLF Qazaqstan Live Fest в г. Нур-Султан и заплыв на открытой воде Oceanman в г. Кунаев, планируется PR-поддержка мероприятий Pikeman в Боровом b Baikonyr Film Festival в г. Алматы.

В целях внедрения продуктоориентированного подхода в маркетинге определены 5 действующих маршрутов, которые войдут в основу «Гранд-тура Казахстана». При улучшении инфраструктуры и расширении гранд маршрутов все локации могут быть объединены в один большой маршрут по Казахстану.

В сентябре т.г. планируется запуск акции NeoNomad, в рамках которой сформирован список мест внутри Казахстана, рекомендуемых к посещению. Участники, посетившие все локации, будут награждены ценными призами. Широкое освещение проекта позволит обратить внимание на уникальные локации в регионах, а также повысит спрос к внутреннему туризму.

В целях повышения качества экскурсионных услуг планируется сформировать электронную библиотеку для гидов и экскурсоводов по 5 регионам Казахстана (по основным гранд-маршрутам).

Для формирования позитивного имиджа страны на мировой арене планируется реализация 2 PR-кампании для зарубежной аудитории, а также аудитории стран СНГ, планируется участие на выставках Tourism EXPO Japan-2022 (Токио), World Travel Market (Лондон), TT Warsaw (Варшава), проведение роуд-шоу в Сеуле и Дубае, Бахрейн и КСА.

В рамках развития турпродуктов в первом полугодии 2022 года реализован проект «Живые уроки с охватом» 1080 школьников, которые посетили объекты культуры в целях профориентации. Кроме того, ведется работа по развитию компетенций участников туррынка с проведением обучающих мероприятий. С января по июнь т.г. обучено 629 человек (Онлайн-академия – 573, обучающие семинары по агротуризму – 56). В информационных турах для представителей туристского бизнеса, средств массовой информации и блогеров, приняли участие 64 человека. Поданы 2 заявки на привлечение международных мероприятий в Казахстан, организовано привлечение 4 послов MICE туризма для совместной подачи заявок.

В следующем материале мы рассмотрим ситуацию в Алматинской области. 

Вам будет интересно: