Проблемные вопросы отдыха на озере – отсутствие инфраструктуры, сервиса, дороги и еще с десяток пунктов
Еще 15 лет назад добраться до этой жемчужины Казахстана было практически невозможно. Сегодня эта проблема решается, но весьма медленно. Много причин мешают превратить это место в курортный рай и поднять уровень туризма до турецкого, арабского или египетского показателя. О них поведаем в материале Azattyq Rýhy.
Озеро Алаколь поистине можно называть уникальным по нескольким причинам. Вокруг него – горы и степи, между гор есть проход около 10 километров, именуемый Джунгарскими воротами.
Многие называют озеро морем. И не только из-за его размеров. Дело в том, что его вода по составу больше схожа с морской – тот же сульфат-хлорид натрия. Еще одна особенность в том, что часть озера с одной стороны соленая, с другой – мягкая и практически пресная.
Алаколь расположен на границе двух регионов страны – Жетысуской и Абайской областей. Ближайшие крупные населенные пункты – Ушарал в Жетысуской и Урджар в Абайской областях. А самые популярные курортные поселки – это Акши, Коктума и Кабанбай.
В переводе с казахского языка Алаколь означает «пестрое озеро». Такое название он получил благодаря еще одному необычному свойству. Дело в том, что озеро меняет свой цвет в зависимости от погоды, времени дня и года – от светло-голубого до темно-коричневого. Природа так распорядилась, что здесь часто дуют сильные ветра, из-за которых и развиваются настоящие шторма.
И что самое важное – Алаколь имеет лечебные свойства. Причем эта слава тянется еще с древних времен. В наши дни это не раз подтверждали ученые – ведь вода здесь содержит почти всю таблицу Менделеева, а шунгит – минерал, которым покрыты берега озера, обладает мощными свойствами и полезен при анемии, диабете, артрите, холецистите, проблемах с дыхательными путями и других болезнях.
Помимо этого озеро способно еще и расти. За последние сотни лет глубина и объем увеличились в несколько раз. Сейчас длина Алаколя – 104 километра, ширина – 52 километра, а самое глубокое место достигает 55 метров, хотя еще в двадцатом веке максимальный показатель был на уровне 22 метров.
К тому же Алаколь с площадью 2650 квадратных метров претендует на звание второго внутреннего водоема в мире по величине. Еще он входит в список 100 лучших озер мира и является кандидатом в список природного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на все особенности и уникальные свойства, Алаколь не стал курортом серьезного уровня. Проблем здесь – море. Все начинается от транспорта и дороги. К примеру, маршрут на автомобиле из Алматы занимает до 10 часов. При этом можно спокойно «убить ходовку» машины. На автобусе путь займет еще больше времени. Региональные власти постоянно отчитываются о солидных суммах, потраченных на дорожное строительство, вот только на качестве дорог их доклады никак не отражаются. Дорогу к Алаколю не могут сдать уже больше 4 лет. Для автолюбителей это настоящий квест
«Не спорю, много сделали, но сейчас все тут стоит: рабочих нет, техники тоже нет. Время идет, люди ездят и мучаются. Машина ломается часто, и порой вообще здесь не хочется ездить. Дорогу строят больше четырех лет, и мы все ждем, когда ее закончат. Все устали. Кажется, только в нашем районе такие дороги. По несколько часов тратим на объезды», - рассказал местный житель Оралбек Курмангалиев КТК.
Местные рассказывают, рабочие успели капитально отремонтировать большую часть трассы, но практически все подъезды к населенным пунктам до сих пор не завершены. Из почти 700 километров дороги отремонтировали чуть больше половины. Закончить работу и сдать трассу в эксплуатацию обещали в этом году, но сроки постоянно сдвигаются.
С местным аэропортом тоже проблема. Еще в прошлом году его закрыли на ремонт, однако работы там продолжаются до сих пор. В воздушной гавани почти полностью заменили покрытие взлетно-посадочной полосы, в ближайшее время начнется установка специального оборудования.
«После запуска самолеты сюда смогут летать в любое время года и при любых погодных условиях. Данная полоса будет способна принимать и большие воздушные суда. До этого здесь были старые аэродромные плиты, их срок эксплуатации давно истек, мы заменили их полностью на новое покрытие. Сейчас рабочие завершают обустройство. И после начнут закатывать по краям полосы специальные дорожки безопасности. Думаю, к концу лета все эти работы будут завершены, и мы откроем аэропорт», - говорит начальник испытательной лаборатории строительной компании Даурен Кульбеков.
Инфраструктура Алаколя начала развиваться сравнительно недавно – с 2010 года. За это время появилось, конечно, много пансионатов, зон отдыха, санаториев – на территории одного только Алакольского района, к примеру, насчитывается без малого 250 объектов туризма. Но многие туристы жалуются на то, что нечем заняться вне баз отдыха. Прибрежная территория тоже не развита. Причем такие жалобы стали поступать именно тогда, когда счет отдыхающих на озере повалил за сотни тысяч.
«Конечно, сервис постепенно подтягивается, но он все еще далек от идеала. Здесь, например, даже летом нет больших супермаркетов. Для детей не так много развлечений – они же постоянно не могут быть в воде, их нужно водить на аттракционы. Для стариков нет площадок. Да и на самом берегу нет беседок для отдыха. И туалеты в ужасном состоянии, так ко всему их немного», - говорит Гизат Смагулова, приехавшая на Алаколь из Экибастуза.
Несмотря на отсутствие инфраструктуры и сервиса, поток туристов на побережье Алаколя растет с каждым годом. В 2019 году, к примеру, 1,3 млн человек смогли отдохнуть здесь только со стороны Жетысуской области. В 2021 году вообще был поставлен рекорд по числу путешествующих казахстанцев по красотам своей страны – их количество достигло 7 млн, многие из низ, конечно же, отдохнули на озере.
А в этом году в июне количество пассажиров, отправляющихся в сторону курортной зоны поездом, увеличилось на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в «Казахстан темир жолы». Всего в этом году в направлении озера курсируют пассажирские поезда по 11 маршрутам, два из которых – частные перевозчики. Также организовано курсирование двух поездов вагонами «Тальго» по маршруту Алматы – Достык. А время в пути сократилось с 16 до 14 часов. Купальный сезон открывается здесь в конце июня и продолжается до конца августа или начала сентября.
В последние годы Алаколю уделяется большое внимание со стороны чиновников и бизнеса. Работы идут хоть и медленно, но верно. В этом году, к примеру, 3 миллиарда тенге инвестиций привлекут в развитие туристической инфраструктуры.
Одним из значимых проектов по созданию комфортных и безопасных условий отдыха на Алаколе является строительство ограждающей дамбы. Общая стоимость строительства оценивается в 6 млрд тенге, средства выделяются поэтапно.
Как ожидается, свыше 200 объектов туризма смогут подключиться к центральной канализационной системе. По проекту построено 69,1 км канализационных сетей, установлено 3 из 8 насосных станций. Строительные работы планируется завершить в ноябре.
При этом существенно отстает от сроков сдачи ІІ-ой этап проекта. Так, строительство канализационно-очистного сооружения на 6,5 тыс. куб. м/ сут. должно было решить вопрос очистки стоков канализационной системы на всем побережье, включая туристические объекты.
Кроме того, в Акши решена проблема с водоснабжением. В конце декабря 2021 года в эксплуатацию была принята система водоснабжения побережья Алаколя с учетом зон отдыха. На сегодня разрабатывается ПСД по строительству водопроводных сетей в селах Токжайлау, Коныр, Бибакан, Кенес. Начата работы по разработке ПСД по реконструкции существующих водопроводных сетей в селах Теректы, Лепсы, Коктума, Булакты.
Решаются и вопросы электроснабжения. В этом году на реконструкцию и строительство линий электропередач в селе Акши из местного бюджета выделено 300 млн тенге. Планируется построить и реконструировать 67,4 км линий электропередач. Дополнительно выделены средства на разработку ПСД на строительство двух линий – от Бесколя до Акши и Акши – Коктума – Актогай.
Кроме того, отечественны туризм готовы поддержать и депутаты Мажилиса, члены фракции партии «AMANAT». Недавно они побывали с рабочей поездкой в Алакольском районе Жетысуской области.
В ходе визита депутаты посетили ряд туристических объектов. Как заверили в местном акимате, в соответствии с генеральным планом развития побережья озера, в этом году реализовано 3 крупных инвестиционных проекта, а также открылись крупные базы отдыха. В общей сложности создано около 100 новых рабочих мест.
Депутаты пообещали взять на контроль и реализовать в своей законотворческой работе озвученные в ходе встреч предложения и пожелания избирателей.
Таким образом дело остается за малым – ежедневной работой. Жемчужина Казахстана в ближайшем будущем должна стать курортной зоной не только для казахстанцев, но и иностранных туристов.