Казахи «против» каракалпаков. Ответ на публикацию

Сейтказин Ардак
08.07.2022, 13:27

Современным казахам, то есть нам с вами, указали, что мы якобы презираем каракалпаков, узбеков и даже всю Центральную Азию

Фото: AP Photo / Andy Wong; news1.ru

Говорят, кому много дано, с того много спросится. Люди образованные, с регалиями в настоящее время (впрочем, как всегда) призваны выступать некими маяками для общества, тонущего в военных конфликтах, агрессии и нездоровом фанатизме.

К чему я это?

На малоизвестном интернет-ресурсе asiais.ru опубликована статья, одно название которой уже претендует на скандальность:

«Почему современные казахи презирают каракалпаков, узбеков, вообще Центральную Азию?»

Не слабо, согласитесь? То есть автор взял за аксиому, что современные казахи (не отдельные или некоторые, а все мы ныне живущие) презирают по сути братские народы – каракалпаков, узбеков и даже всю Центральную Азию. На всякий случай напомню, что помимо Казахстана и Узбекистана, эту часть континента представляют Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. Попахивает шовинизмом, не так ли? Неокрепшие зарубежные умы именно так, пожалуй, и подумают: «ох уж эти «станы» с их междоусобицей и бесконечными вооруженными конфликтами». Или, допустим, некие провокаторы наверняка с удовольствием зацепятся за подобное утверждение. Как минимум для отвода от своих внутренних проблем. К этому мы еще вернемся.

А пока предлагаю внимательнее изучить, на чем же основывается столь, мягко говоря, смелое утверждение. Заранее прошу прощения у нашей постоянной аудитории: в данном материале будет очень много цитат, целыми абзацами. Сам я переварить и написать подобное, к счастью, не смогу.

В самом начале автор оговаривается – мол, все изложенное не является официальной повесткой казахстанских властей, это народ, «имеющий в своей ментальности стойкое неприятие Центральной Азии, со всеми его "чурками"-мусульманами». Оказывается, такое радикальное поведение казахов «видно невооруженным взглядом». «Это мы слышим и видим в университетах, в интернете, на улицах. И это – следствие манкуртизма и культурной перекодировки, а не что-то естественное и исторически закономерное», - пишет автор. Кто эти «мы» при этом не уточняется.

«Во-первых, напрочь отсутствует элементарный интерес к центральноазиатскому региону, к культуре и истории соседних родственных народов. В голове среднего казаха и казашки живет стереотип, что эти народы все — "отсталые", бедные, традиционные, также фанатично религиозны (а казахи якобы всегда были лишь номинально мусульманами), также в массовое сознание внедрен страх, будто оттуда, с южных границ (а иногда и Китая) всегда исходит угроза: терроризма, диверсии, наплыва мигрантов, нежелательной мусульманизации, экспорта паранджи и пр.», - говорится в материале (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены).

В качестве аргумента в пользу вышенаписанного приводится ситуация, которая якобы имела место в КазНУ им. аль-Фараби (там, как указывается, автор многие годы читала общий курс «Истории Казахстана»). Так вот, учились там студенты из Таджикистана – «все были очень воспитанные, красивые, настоящие восточные джигиты и девушки». Но учащиеся-казахи совсем не общались с ними, «подлизываясь» (да, это цитата) при этом к сверстникам из Южной Кореи и Китая.

«Я поняла, что причина – в ментальной болезни, в заискивании перед силой и богатством, "чья страна круче", тогда как абсолютно отсутствует историческая память и даже элементарное чувство доброты и товарищества».

В конце семестра, по словам автора, она подарила студентам-таджикам «свои книжки» в знак поощрения.

«Не знаю, тронуло ли это молодых казахов-манкуртов или нет…», - теряется в догадках педагог с «большим стажем».

Вторым аргументом в пользу «презрительных казахов» служит низкая образованность. «Уровень знаний об истории, искусстве, географии соседней Средней Азии среди казахов просто смехотворно низкий. Даже стыдно говорить», - констатирует она.

«Даже на исторические факультеты университетов Казахстана поступают выпускники средних школ с казахским и русским языком обучения, которые порой не слышали слово "Бухара" и путают названия столиц центральноазиатских республик, они могут сказать, что таджики — тюркоязычны, что туркмены живут на Кавказе и т.п.»

В то же время, ее авторский курс для магистрантов-историков оказался очень востребованным. По словам преподавателя, студенты «радуются и искренне благодарят за такой оригинальный и интересный курс».

А теперь собственно «доказательная база». Оказывается, один из студентов не знал, кто такие каракалпаки, назвав их «цыганами».

«Оказалось, что парень (казах, учился на рус. отделении, кажется, был родом из Алматинской области) подразумевал под каракалпаками даже не истинных каракалпаков, а репатриантов-оралманов, т.е. казахов, переехавших из Узбекистана, Каракалпакии. Их у нас презрительно окрестили "каракалпаками", местные казахи смотрели на них искоса, относились как к отсталым, бедным мужчинам и женщинам, одетым в длинные традиционные платья и в платках, имеющим какие-то странные черты в своем менталитете и т.п. После этого мне стало все ясно: при слове "каракалпак" у среднестатистического современного казаха возникает лишь единственная ассоциация с бедными, унылыми мигрантами из этого региона»

Далее автор перечисляет действительно значимые успехи Каракалпакстана и его граждан. Она указывает, что выходцы из этой страны успешно адаптировались в Казахстане – ведут бизнес, работают в аграрном секторе, в строительстве, торговле. Но и тут, как водится, не обошлось без набившего оскомину «казахского презрения».

«Интересно, что многие работодатели, прежде всего русской национальности (поскольку у них нет снобизма и всяких предрассудков и чванства как у местных казахов, а только деловой настрой), сказали, что с удовольствием нанимают на работу именно каракалпакских казахов и оралманов-возвращенцев в целом — ввиду их крайнего трудолюбия и хорошей ментальности, что они — не пьющие, и что женщины их не такие задиристые и нахальные, как местные казашки…»

Далее следует увесистый постскриптум, в котором описывается, как казахи «спасались в объятиях братьев-мусульман». Как гуманные узбеки, таджики, кыргызы, афганцы-пуштуны, каракалпаки и другие приютили нас, открыли двери, выделили земли, спасли от голодной смерти наконец.

В противовес идет описание «коренных жителей современного Казахстана». И тут я вновь вынужден извиниться перед постоянными читателями, так как данную часть материала мне придется привести полностью.

«Это (коренные жители современного Казахстана – AR) – чудом уцелевшая (согласно основательным исследованиям проф. Т. Омарбекова каннибализм, поедание трупов людей, в казахских аулах 30-е годы во время массового голода был повсеместным, так что можно сказать даже, что перед нами в большинстве и во всей красе — потомки каннибалов ХХ в.), жалкая горсточка бывших казахов-мусульман (носивших длинные платья, бритоголовые, в засаленных среднеазиатских чапанах и тюбетейках), которые — поскольку большая часть популяции вымерли от голода, революции и репрессий — смешалась с русскими и другими переселенцами, советизировалась, с горем пополам модернизировалась, забыла всю свою историю, язык, веру, традицию, даже национальный костюм, стала говорить по-русски, пить водку, петь песни на русский лад (истинная музыка и танцы казахов эпохи мусульманской Золотой Орды и Казахского ханства были совсем другие!), облачилась в русско-европейские одежды, женщин переодели в короткие платья и т.д.

После этого эта сомнительная горсточка KZ и родившиеся от них потомки стали уже …не переваривать азиатскую "перенаселенность", "многодетных", "черномазых", "маргиналов" и пр. Благо, миллионы их этнических братьев во время Голодомора своей мученической смертью освободили им территории и облегчили жизнь будущем поколениям, чтобы сейчас не во всем Казахстане было как в Чимкенте или Узбекистане. Они, современные казахи РК, якобы более "культурные" и "цивильные", все время морщат и брезгливо зажимают нос, типа "фу, кто эти, аралманы всякие, понаехали эти узбеки да киргизы….ой, эти бородачи, муллы да салафиты, талибы, не дай бог понаедут…" и пр., — не понимая или не желая понимать, на чьих костях и крови на самом деле выросло их нынешнее более или менее лучшее экономическое, демографическое положение и благосостояние, кому и каким историческим событиям они обязаны тем, что в малонаселенном огромном Казахстане в XX-XXI вв. легче дышится и нет тесноты, и на улицах городов не так уж много мелькает черномазых….»

Прежде чем перейти к выводам, позвольте отметить, что эта статья вышла без авторства. На мой запрос, увы, редакция asiais.ru так и не ответила (прошло больше суток). Но вот, что любопытно: буквально на следующий день (5 июля) такой же материал с небольшими коррективами и в усеченном формате появился на другом ресурсе – vesti.uz. И вот здесь автор не стал скромничать.

Итак, все, что вы прочитали выше, как указано, написано некой Назирой Нуртазиной. Мы помним, что автор неоднократно подчеркивала свою принадлежность к КазНУ им. аль-Фараби. И действительно, на официальном сайте вуза говорится, что Назира Даутбековна Нуртазина является доцентом кафедры истории Казахстана. Разумеется, я обратился в пресс-службу учебного заведения с просьбой подтвердить, на самом ли деле такой человек числится в штате. Хотя куда важнее было выяснить, знает ли руководство вуза об эпистолярном «шедевре» преподавателя. Увы, получить ответы сразу мне не удалось – в КазНУ настаивают на официальном журналистском запросе.

Помните, в самом начале я написал: «Говорят, кому много дано, с того много спросится». Так вот, если автором данного материала является доктор исторических наук, педагог с «большим стажем», то становится страшно за молодые умы. За то, с какими «знаниями» и отношением к родине (уж простите за пафос) они покинут альма-матер.

Все доводы автора в пользу того, что современные казахи «презирают» каракалпаков, узбеков и всю Центральную Азию строятся на том, что некие отдельные студенты не захотели общаться со сверстниками из Таджикистана, «подлизываясь» к корейцам и китайцам.  

Ах да, был еще студент, который назвал каракалпаков «цыганами». И это, по мнению автора, дает ей право обобщать и грести под одну гребенку, легко жонглировать такими словами и понятиями, как «манкуртизм», «маргиналы», «бородачи», писать о «жалкой горсточке» казахов. Чуть не забыл: еще ставить «диагноз» «задиристым» и «нахальным» местным казашкам.

Думаю, не лишним будет подметить тот факт, что отдельные примеры, упомянутые автором, касаются исключительно одного факультета, быть может даже отдельной группы. Ну или курса как минимум. Автор же, я напомню, утверждает, что презрение казахов «видно невооруженным глазом» не только в университетах, но и «в интернете, на улицах». Правда, тут с примерами туговато. Точнее, их нет вовсе.

Еще врезалось в память то, как автор «стыдливо» писала о «смехотворно низком» уровне знаний казахов. Как мы совершенно не интересуемся жизнью, культурой и историей соседей. В то же время, далее она пишет: «…мной было замечено, что в подсознании казахской молодежи все же есть естественная тяга и интерес к Центральной Азии, тюркскому миру, нашей полной драматизма общей истории начала ХХ века».

Противоречие? Видимо, нет, «всего лишь» авторское отступление.

Кстати, тот самый интерес к соседям якобы пробудился благодаря авторскому курсу преподавателя. Об этих чудесных лекциях, конечно, педагог написала красочно и позитивно. Благодарят студенты!

И это мы не берем в расчет стилистику, орфографию и пунктуацию уважаемого специалиста.

Теперь о методичке. В пиковые дни кризиса в Каракалпакстане наблюдался общий нарратив: некоторые Telegram-каналы (исключительно российские) разглядели в конфликте «казахский след». Мол, Нукус взорвался после «антироссийских» высказываний официального Нур-Султана. Ну и про «руку Запада» не забыли по традиции.

«Западные СМИ уже начали разворачивать конфликт в сторону узбекско-казахского конфликта, утверждая, что каракалпаки одно из ответвлений казахов. В региональной конкурентной борьбе, когда становится очевидным, что Ташкент в ближайшие годы может опередить Нурсултан, западные политические элиты по-прежнему делают ставку на Казахстан».

Настораживает и тот факт, что второй ресурс, опубликовавший статью, несмотря на узбекский домен имеет ярко выраженное российское лицо – логотип с триколором.

Очевидно, что подобные конфронтации с последующими обоюдными претензиями – мед на уши кремлевских пропагандистов. Повестка, наконец, заполнится «революцией» «станов», а не только порядком поднадоевшей песней о «загнивающем» и «обнищавшем» Западе. Писанина о европейских гомосексуалистах и дефиците чего-либо (в основном бензина и газа) в какой-то момент перестает перекрывать вой умирающих под «искандерами» украинцев.

И каракалпаки с «казахским презрением» тут как нельзя кстати.

В завершение, позвольте от лица «современного казаха» пожелать братьям-каракалпакам мирного неба, а братьям-узбекам – мудрости в разрешении ситуации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Вам будет интересно: