Транспортная отрасль Казахстана: основные достижения за 30 лет

Сейтказин Ардак
17.12.2021, 16:24

МИИР представило результаты масштабной работы в сфере транспорта

Фото: vuzopedia.ru

Главное достижение транспортной отрасли с момента обретения страной независимости: Казахстан стал страной с развитым транзитным потенциалом и региональным логистическим хабом. Azattyq Rýhy представляет материал, подготовленный совместно с МИИР РК.

Сегодня по территории Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров – 5 железнодорожных и 6 автомобильных. Интенсивно развивается проект Шелкового пути, ставший крупнейшим транзитным мостом между Востоком и Западом.

Транспортная сфера является серьезным драйвером развития экономики страны, здесь занято более 400 тысяч казахстанцев.

Благодаря стратегически верным решениям, принятым Елбасы, наша страна сегодня транспортно независима, имеет развитую инфраструктуру, регионы связаны со столицей прямыми авиа, железнодорожными и автомобильными маршрутами, сформирована правовая основа отрасли, создана благоприятная конкурентная среда для оказания транспортных услуг. Все это дает серьезный импульс развитию экономики Казахстана.

Огромная территория Казахстана, низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов друг от друга, нарастающие процессы интеграции и глобализации в мире делают транспортную отрасль знаковым приоритетом странового развития.

Сегодня общая протяженность автомобильных дорог республиканского, областного и районного значений составляет порядка 100 тыс. км. Протяженность железных дорог – 21 тыс. км.

Глава государства, руководство правительством и МИИР РК как профильное министерство, прилагают усилия для развития транспортной сферы и транзитного потенциала транспортных коридоров.

Только за последние 15 лет в транспортную отрасль Казахстана вложено порядка 35 млрд долл. США.

Развитие железнодорожного транспорта

Железные дороги для Казахстана имеют стратегическое значение. Особая география страны, обширная территория без выхода в мировой океан, огромные запасы сырьевых ресурсов свидетельствуют о чрезвычайной важности этого вида транспорта для экономики государства.

Железнодорожные сообщения, построенные за годы независимости, позволили оптимизировать железнодорожную сеть, сократились расстояния и время перевозки грузов, тем самым транспортные расходы грузоотправителей и пассажиров существенно снизились.

187 километров первой железной дороги независимого Казахстана были проложены между станциями Аксу и Дегелен. Строительство началось в 1997 году и завершилось через год. Линия позволила на 600 км сократить расстояние перевозок между северными и восточными промышленными регионами страны. Со сдачей линии в постоянную эксплуатацию транспортные расходы грузоотправителей сократились в 3 раза, а время следования пассажирских поездов в этом направлении на 9 часов.

В июне 2001 года Казахстан начал строительство второй магистрали, имеющей стратегическое значение Хромтау – Алтынсарино. Эта дорога сократила связь севера и востока с западными регионами страны на 1,5 тысячи километров или на 15 часов пути.

В рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию в период с 2009 до 2015 года Казахстаном были построены железнодорожные линии Узень – государственная граница с Туркменистаном и Коргас – Жетыген, позволившие сформировать новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг. Первая линия обеспечила прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива, укоротив путь более чем на 600 км. Коргас – Жетыген обеспечила открытие второго международного пограничного железнодорожного перехода между странами и увеличила объем транзитного грузопотока из Китая в Европу и Азию, сократив расстояние на 500 км.

Дополнительный импульс развитию транзитного потенциала страны дала Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол», сопряженная с инициативой «Один пояс – Один путь» по возрождению исторического Шелкового пути, выдвинутой главой КНР Си Цзиньпинем в 2013 году в столице Казахстана.

Строительство линии Жезказган – Бейнеу обеспечило кратчайшее соединение востока и запада Казахстана. Центральный и северный регионы страны соединил участок Аркалык – Шубарколь. За счет строительства вторых линий в два раза увеличена пропускная способность линии Алматы – Шу. Новая линия Боржакты – Ерсай связала с железнодорожной магистралью паромный комплекс Курык.

Всего за годы независимости в Казахстане построены почти 2,7 тыс. километров новых железных дорог. За прошедшие 30 лет ни одна страна в мире не построила больше!

Новые железные магистрали создали прочный инфраструктурный каркас для нашей страны, а также вдохнули новую энергию в жизнь многих малонаселенных пунктов. Появились десятки тысяч новых рабочих мест, построены жилые дома, детские сады, школы и медучреждения.

Демонстрирует свою эффективность стратегия АО «НК «КТЖ», нацеленная на завоевание позиций на рынке трансконтинентальных перевозок транзитных грузов. Именно транзитные контейнерные перевозки стали главным фактором роста. За десять лет они увеличились в 3,7 раза и составили 876 тыс. ДФЭ. Большая часть приходится на маршрут Китай-Европа-Китай. 

Решая задачи по наращиванию объемов по всем маршрутам через территорию страны, большое внимание компания уделяет улучшению сервиса и увеличению скорости. В 2020 году маршрутную скорость пропуска контейнерных поездов в транзитном сообщении в направлении Китай – Европа удалось довести до 1150 км в сутки.

Однако успокаиваться рано. Быстро растущие объёмы транзитных перевозок на казахстанско-китайских пограничных переходах и высокая конкуренция со стороны альтернативных маршрутов требует продолжения работы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры страны.

Для исключения участков, которые являются «бутылочным горлышком» на транзитных маршрутах, намечается строительство новых железнодорожных линий Дарбаза – Мактаарал и Жетыген – Казыбек-бек.

В рамках вновь принятой госпрограммы «Нурлы жол» на 2020-2025 годы на ст. Достык началось строительство новых контейнерных терминалов, которые призваны увеличить мощность перегруза контейнеров на станции с сегодняшних 344 тысяч ДФЭ до 1,7 миллиона ДФЭ в год к 2025 году.

Начата модернизация инфраструктуры от ст. Достык до ст. Мойынты: будут построены вторые пути на отдельных участках, объекты железнодорожной инфраструктуры, раздельные пункты.

Обеспечив внутренние коммуникации между регионами, правительство страны и Министерство активно двигаются по пути модернизации и обновления активов.

Создан кластер машиностроения, выпускающий современные грузовые вагоны, тепловозы, электровозы, материалы верхнего строения пути, отвечающие всем требованиям безопасности и экологичности.

Эти крупные «якорные» проекты, в свою очередь, дали толчок развитию новых отечественных производств железнодорожной продукции (запасные части, комплектующие, узлы и оборудование к подвижному составу). Сегодня в сектор железнодорожного машиностроения входят около 200 предприятий, где работают более 10 тысяч человек.

Наличие собственного производства позволило реализовать программу скоростных пассажирских перевозок. В настоящее время на железной дороге курсируют поезда, составленные из современных, комфортабельных вагонов «Тұлпар-Тальго». За последние десять лет приобретено свыше 1100 вагонов. Пассажирский парк постепенно продолжает планомерно обновляться. В старых вагонах, для улучшения сервиса устанавливаются современные сантехнические модули.

Также, для развития контейнеризации перевозок ведется работа по организации отечественного производства контейнеров на базе действующих промышленных предприятий и наращиванию парка фитинговых платформ.

Железнодорожная отрасль Казахстана сегодня уверенно смотрит в будущее и стала прочным инфраструктурным фундаментом для экономики страны.

Развитие автомобильного транспорта

Полномасштабно ведутся работы по развитию автодорожной отрасли.

Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования Республики Казахстан составляет 96 тыс. км, из которых 25 тыс. км - республиканская сеть, 71 тыс. км - местная сеть.

На сегодняшний день реализован проект по реконструкции международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 787 км, обеспечивающий проезд с Центральной Азии в Россию и Китай.

Продолжается активная работа по реконструкции автомагистралей, связывающих столицу г. Нур-Султан с регионами по лучевому принципу.

Так на сегодня завершены основные работы в направлении севера до Петропавловска, по коридору Центр-Восток завершены работы до Калбатау через города Павлодар и Семей, где на данный момент ведется реконструкция дороги до Майкапшагая, обеспечивающей выход на Китай.

В южном направлении реконструирована дорога до Караганды, до конца следующего года будут завершены работы до Капшагая и этим завершится реконструкция коридора Центр-Юг.

В рамках развития транзитного потенциала страны модернизируется дорога Талдыкорган - Усть-Каменогорск (768 км) международного транзитного коридора, связывающего среднеазиатские республики с Восточной Сибирью Российской Федерации, а также южные регионы Казахстана с Восточным.

В Западном регионе страны ведется реконструкция маршрута Актобе-Атырау-Астрахань, по завершении которого будет обеспечен выход на южный регион России.

В нормативное состояние вся республиканская сеть будет приведена к 2025 году и обеспечена современными объектами придорожного сервиса, отвечающим международным требованиям.

Еще один важный результат 30-летней работы в условиях независимости: заключено 43 двусторонних межправительственных соглашений в области международных автомобильных перевозок.

Международные перевозки грузов в Казахстане осуществляют 8 961 казахстанская автотранспортная компания с парком 32 530 автотранспортных средств.

31% отечественных перевозчиков работают на международном рынке автотранспортных услуг. 7600 из них специализируются на перевозках в дальнее зарубежье.

МИИР РК на постоянной основе продолжает работу с компетентными органами иностранных государств в интересах отечественных перевозчиков.

В регулярной перевозке пассажиров на 2 801 маршрутах задействовано более тысячи казахстанских перевозчиков с парком 15 900 автобусов.

Целенаправленные меры государственной поддержки способствовали снижению износа до 46% и планомерному обновлению парка городских автобусов. В рамках программы льготного лизинга за 2018-2020 годы в регионы поставлено 1618 новых автобусов отечественного производства.

В стране функционируют 38 автовокзалов и 113 автостанций, которые включены в реестр местных исполнительных органов.

Перевозки такси в регионах осуществляют 2 833 перевозчиков с парком 10 600 автомобилей.

Введена в опытную эксплуатацию Единая система управления транспортными документами, которая упрощает водителям процедуры перевозок, исключает необходимость оформлять путевые листы и другие транспортные документы на бумаге, позволяет оформлять их находясь на любой точке мира, обеспечивает сохранность документов и исключает возможность подделки.

Работа по развитию автотранспортной отрасли будет продолжаться в направлении повышения качества пассажирских перевозок и повышения эффективности отечественных перевозчиков на международном рынке транспортных услуг. Прослеживается планомерный рост показателей.

Объем транзитных грузоперевозок автомобильным транспортом за 8 месяцев 2021 года составил 1,8 млн тонн, что на 50% больше показателя 2020 года (8 месяцев 2020 год – 1,2 млн тонн).

Развитие водного транспорта

Водный транспорт Казахстана активный импульс к развитию получил с освоением транспортных корридоров.

В рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) налажен регулярный мультимодальный транспортный сервис по направлению КНР/РК – Курык/Актау – Баку/Алят – Батуми/Поти и далее в третьи страны, а также через новую линию Баку – Тбилиси – Карс.

Развитие данного маршрута и создание привлекательных технических и тарифных условий продолжается.

Наращиваются грузоперевозки через морские порты Актау и Курык. Пропускная способность этих портов составляет порядка 27 млн тонн в год.

Морской порт Актау занимает ведущую позицию в формировании и перевалке грузопотоков Каспийского моря. В 2003-2005 гг. проведена работа по реконструкции причалов порта. В 2015 г. порт Актау был расширен в северном направлении, пропускная способность порта увеличилась до 21 млн тонн грузов.

В целях развития контейнерных перевозок открыты регулярные фидерные линии между портом Актау, азербайджанским портом Баку и иранским портом Каспиан.

В настоящее время принимаются меры по созданию на базе порта Актау «контейнерного хаба». Прогнозируемый рост контейнеропотока к 2025 году составит порядка 100 тыс. ДФЭ в год. 

Также ведется работа по развитию паромного сообщения. В частности, уже в этом году будут открыты паромные линии с портом Анзали (Иран), и в последующем с российским портом Махачкала.

Порт Баутино расположен в Тупкараганском заливе и позиционируется как база продержки морских операций в рамках освоения казахстанского сектора Каспийского моря. В целях обеспечения безопасности мореплавания здесь в 2007 г. введена в эксплуатацию Система управления движением судов, которая позволяет вести контроль за движением судов в радиусе до 20 миль и поддерживает до 5000 судоходов в год.

Порт Курык получил серьезный импульс к развитию в рамках госпрограммы «Нұрлы Жол». В 2015-2018 гг. здесь был построен паромный комплекс, который может обрабатывать до 6 млн тонн в год.

В 2016 году в порту Курык запущен в эксплуатацию железнодорожный паромный терминал мощностью 4 млн тонн.  Основную номенклатуру грузов составляют нефтепродукты, товары народного потребления, химикаты, оборудование и металлопродукция.

В 2018 году завершена вторая фаза строительства порта Курык: здесь появился автомобильный паромный терминал, обеспечивающий обработку колесной техники.

Также Казахстаном введен в эксплуатацию Сухой порт общей площадью 129,4 га, в котором расположены контейнерная площадка на 18 тыс. контейнеров, контейнерный терминал на 6 подъездных путей (3 по узкой колее, 3 по широкой) и два склада на 5,6 тыс. квадратных метров.

Сухой порт находится в технологической увязке с морскими портами, двумя ж/д переходами на границе с Китаем и автомагистралью «Западная Европа-Западный Китай». Он образовывает мощный транспортно-логистический хаб, который позволяет обеспечить эффективное распределение грузопотока из Китая в Европу, а также страны Центральной Азии, Турцию и страны Персидского залива.

В результате мощного инфраструктурного развития пропускная способность морских портов Казахстана доведена до 27 млн тонн.

В государственных морских судовых реестрах Казахстана зарегистрировано порядка 300 судов. А всего 10 лет назад их насчитывалось всего 80.

При этом вхождение отечественного флота на каспийский рынок произошло в 1998 году, когда была создан национальный морской перевозчик «Казмортрансфлот». Основная деятельность данной компании направлена на развитие национального морского торгового флота, что способствует интеграции водного транспорта Казахстана в мировую транспортную систему. С 2005 года начато оперирование собственными нефтеналивными танкерами дедвейтом 12 тыс. тонн.

В 2013 году казахстанский флот пополнился двумя сухогрузными судами грузоподъемностью по 5 тыс. тонн каждый. В 2014 году начата транспортировка экспортных грузов собственными сухогрузами. В      2017 г. построено еще 2 сухогруза грузоподъемностью по 7 тыс. тонн. Также в открытых морях оперируют 2 танкера типа Aframax дедвейтом 115 тыс. тонн.

Доля граждан РК в составе экипажей судов за последние 10 лет выросла в 3 раза.

В 2012 году при Казахстанско-Британском техническом университете в сотрудничестве с ведущей голландской морской школой открыта Казахстанская морская академия, которая осуществляет подготовку моряков международного класса.

Создан морской учебно-тренажерный центр «Ескерткіш Қызмет Қазақстан», осуществляющий обучение моряков по специальным коротким курсам (выживание на море, борьба с пожаром на судне, предоставление первой медицинской помощи, медицинский уход на судне и другие).

В октябре 2021 г. Международная морская организация включила Казахстан в «Белый список», что означает соответствие качества нашей системы подготовки моряков международным стандартам и мировую легитимность их дипломов.

Казахстан присоединился к 12 основным конвенциям, принятым под эгидой Международной морской организации (ИМО) и Международной организации труда. В том числе, к очень важной Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов, которая устанавливает правила удаления затонувших судов и ликвидации последствий морских аварий.

Межправительственные соглашения о сотрудничестве в области морского торгового судоходства подписаны Казахстаном со всеми прикаспийскими государствами.

В реализацию основополагающих нормативных правовых актов в области водного транспорта – законов РК «О торговом мореплавании» и «О внутреннем водном транспорте» принято более 70 подзаконных актов, определяющих порядок осуществления деятельности в сфере водного транспорта.

В 2017 году успешно пройден аудит ИМО.

Для повышения конкурентоспособности отечественного флота торговые суда освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога при осуществлении международных перевозок и уплаты налога на добавленную стоимость при импорте торговых судов.

Благодаря Соглашению о судоходстве, ратифицированному под эгидой ЕАЭС в 2020 году, казахстанские перевозчики получили возможность по упрощенной схеме осуществлять транзитный проход по внутренним водным путям России вплоть до портов на Черном море, расширить речные перевозки в Обь-Иртышском бассейне и между портом Атырау и российскими портами на реке Волга. Это приведет к увеличению объемов речных перевозок до 1,5 млн тонн в год, а транзитных перевозок – до 250 – 300 тыс. тонн в год.

В целях обеспечения сквозного судоходства на всем протяжении казахстанской части реки Иртыш в 2004 году введен в эксплуатацию Шульбинский судоходный шлюз.

В 2005 году завершен проект реконструкции Урало-Каспийского канала. В 2012 году - реконструкция Усть-Каменогорского и Бухтарминского шлюзов, находившихся в непрерывной эксплуатации более полувека с устаревшим оборудованием.

В результате протяженность эксплуатируемых судоходных водных путей в Иртышском, Урало-Каспийском и Или-Балхашском бассейнах увеличилась с 3,5 тыс. км до 4 тыс. км, объемы грузоперевозок выросли со 132 тыс. тонн до 1,2 млн тонн.

Плановая задача: к 2025 году увеличить объем речных перевозок до 3,8 млн тонн, в два с лишним раза.

Развитие авиатранспорта

В 1992 году Казахстан взял на себя обязательство по неукоснительному выполнению стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

За 30 лет независимости показатель по безопасности полетов повышен до уровня развитых стран.

Получено заключение UKCAA от 7 августа 2018 года о соответствии новой модель организации казахстанской авиации соответствует лучшим мировым практикам по регулированию гражданской авиации и требованиям ИКАО. Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) также отметили прогресс Казахстана по внедрению новой модели.

Независимая проверка отрасли аудиторами ИКАО в текущем году зафиксировала повышение уровня обеспечения безопасности полетов в Казахстане с 74% до 84%. Наш показатель на 15% выше среднемирового.

Рост соответствия стандартам ИКАО был продемонстрирован по следующим областям проверки: основное авиационное законодательство (с 61% до 81%); организация гражданской авиации (с 37% до 75%); аэронавигационное обслуживание (с 87% до 95%); аэродромы и наземные средства (c 56% до 90%); расследование авиационных происшествий и инцидентов (с 47% до 53%).

В настоящее время по данному показателю мы находимся в одном ряду со странами-лидерами, такими как: Нидерланды, Бельгия, Португалия, Чехия, Латвия, Дания, Исландия, Польша, Словения.

В рамках 68-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» была проведена кардинальная реформа подходов по управлению гражданской авиации.  1 августа 2019 года начала свою деятельность АО «Авиационная администрация Казахстана», со 100%-ным участием государства, основной функцией, которой является технический контроль и надзор в области безопасности полетов и авиационной безопасности.

Подобная модель управления распространена во всех странах Европейского агентства гражданской авиации (EASA), применяется в развитых странах (Сингапур, ОАЭ, Франция и др.) и признана ИКАО и EASA.

Казахстан стал первой страной среди стран СНГ, внедривший такой подход.

В момент серьезных вызовов новая модель доказала свою состоятельность и эффективность. Авиационная администрация демонстрирует компетентную, объективную и независимую от внешних факторов работу.

За годы независимости Казахстаном было установлено с 26 иностранными государствами. До пандемии, по 97 международным маршрутам выполнялись 430 рейсов в неделю.

Только за 2018 – 2019 годы казахстанскими и иностранными авиаперевозчиками были открыты 26 новых маршрутов.

1 ноября 2019 года в 11 аэропортах Казахстана (Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Караганды, Усть-Каменогорск, Павлодар, Кокшетау, Тараз, Петропавловск, Семей) был введен режим «открытого неба», предусматривающий снятие всех ограничений по количеству рейсов и предоставление иностранным авиакомпаниям пятой степени «свободы воздуха» по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики. В прошлом году данный режим был введен также в аэропорту г. Туркестан, который, кстати, стал первым в независимом Казахстане новым аэропортом, построенным «с нуля».

МИИР РК на регулярной основе проводит работу по либерализации воздушного пространства РК. Вносятся изменения в действующие Соглашения о воздушном сообщении, ведется работа с зарубежными контрагентами по увеличению количества рейсов, в том числе по режиму «открытое небо», увеличивается количество разрешенных рейсов и маршрутов в договорно-правовой базе с зарубежными авиационными властями.

В настоящее время рейсы по внутренним направлениям полностью восстановлены и выполняются по 57 маршрутам с частотой 756 рейсов в неделю, по международным направлениям восстановлены в 20 стран по 63 маршрутам с частотой 249 рейсов в неделю.

1 мая 2019 года был осуществлен первый рейс отечественным лоу-костером «Fly Arystan», открытого в рамках мер по снижению стоимости авиабилетов и повышению конкуренции между авиаперевозчиками.

На сегодня продано уже порядка 5 млн билетов. Тарифы авиакомпании «Fly Arystan» начинаются от 4 999 тенге в одну сторону. В текущем году воздушный парк авиакомпании составляет 10 воздушных судов Airbus 320.

В настоящее время в республике действует 20 аэропортов. За годы независимости проведена реконструкция/строительство ВПП в 18 аэропортах, и реконструкция/строительство терминалов в 13 аэропортах.

На данный момент работа ведется еще на 5 объектах: строительство нового терминала в г. Шымкент, реконструкция аэровокзального комплекса в аэропорту г. Уральск и ВПП аэропорта г. Усть-Каменогорск, реконструкция ВПП, рулежной дорожки и перрона в аэропорту г. Ушарал, ВПП и здания аэровокзала в селе Урджар.

Проводимая работа по модернизации инфраструктуры положительно отражается на туристическом и инвестиционном имидже страны.

Одним из значимых достижений стало изменение трехбуквенного кода Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев TSE на NQZ. Работа по изменению велась Казахстаном с 2014 года.

Серьезное внимание в авиационной отрасли уделяется развитию проектов цифровизации. Так, реализация проекта «e-freight» направлена на внедрение электронного документооборота в область авиационных грузовых отправлений. Перевод порядка 20-ти бумажных документов в электронный формат сокращает сроки обработки груза в среднем с 1-го дня до 1-го часа, что значительно повышает привлекательность грузовых авиаперевозок и транзита через территорию Республики Казахстан.

Также, внедрен Egov Mobile – сервис цифровых документов для подтверждения личных данных на внутренних рейсах без использования оригинала удостоверения личности.

Проект в настоящее время запущен в аэропортах гг. Нур-Султан, Алматы, Актобе, Туркестан, Актау, Атырау, Шымкент, Тараз. До конца года ожидается подключение к сервису всех аэропортов РК.

В качестве основной отраслевой задачи на ближайшие три года МИИР РК ставит успешное прохождение аудита ИКАО в 2023 году с повышением уровня соответствия стандартам безопасности полетов выше 90%, а также восстановление уровня полетов до пандемийного.

Располагаясь между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом, Казахстан имеет естественное конкурентное преимущество в качестве геоэкономического моста между Востоком и Западом, Европой и Азией.

Благодаря стратегически верным решениям руководства страны, неустанной совместной работе государства и бизнеса, это преимущество за годы независимости было максимально усилено оптимизацией железнодорожного, водного, автомобильного и авиационного транспорта страны по всем направлениям.

Вам будет интересно: