Во имя сохранения жизненного пространства человека…

Автор: Azattyq Rýhy

О мерах, принимаемых для решения экологических проблем в Казахстане, рассказал политический аналитик Айдар Амребаев

Фото: Kazlenta.kz

Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц одной из «бед» современного человечества считает «сужение жизненного пространства человека». Эта проблема не является частной проблемой отдельных заинтересованных людей, компаний, городов и даже стран – это глобальная проблема всего современного человечества.

Не случайно, в ходе Конференции по климату в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Париже 12 декабря 2015 года было принято консенсусом, а затем подписано 22 апреля 2016 года, так называемое, Парижское Соглашение. Как отметили тогда организаторы, что этот «амбициозный и сбалансированный» план стал «историческим поворотным пунктом» на пути снижения темпов глобального потепления», знаменуя собой осознаваемую всеми проблему для всего человечества. Данный шаг демонстрирует собой переход к более осознанному отношению людей к окружающему миру, концепции ноосферы, предложенной когда-то русским ученым В.И. Вернадским, согласно которой эта сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития…

Целью соглашения (согласно статье 2) является «активизировать осуществление» Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в частности, удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °C и «приложить усилия» для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C. Данное Соглашение является символическим выражением стремления человечества к гармоничному сосуществованию с окружающей средой.

Как известно, сегодня мировое сообщество далеко от понимания комплексного и всеобъемлющего осознания не только единства человечества и окружающей среды, но и стран и народов между собой. Даже эта глобальная идея сохранения живой природы как необходимого для существования людей жизненного мира, сегодня становится ареной политической конфронтации и неприятия отдельными странами и народами.

В частности, данное Парижское Соглашение, хоть и подписало большинство государств мира, но многие в силу тех или иных политических и социально-экономических причин, отказались ратифицировать данный Меморандум. В частности, Парижское соглашение отказались ратифицировать (хотя подписали его) такие страны, как Ангола, Эритрея, Иран, Ирак, Ливия, Южный Судан, Турция и Йемен.

1 июня 2017 года президент США Дональд Трамп заявил о выходе из Парижского Соглашения по климату, аргументируя данный шаг тем, что «не выходить из Соглашения от нас требуют те же страны, чьи торговые ограничения обходятся Америке в триллионы долларов, и которые во многих случаях небрежно относятся к своему вкладу в наш критически важный оборонный альянс».

Однако после выборов 2020 года победившая команда кандидата от демократической партии США Джо Байдена в своей программе объявила целью сохранение своего участия в Парижском Соглашении. Эта декларация чрезвычайно важная, поскольку США являются одними из крупных загрязнителей воздуха, занимая второе место в мире, наряду с такими странами, как Китай, Индия, Россия.

В четверке «лидеров» по выбросам СО2 в атмосферу, страны расположились следующим образом (по данным на 2018 год BP/British Petroleum):

  1. Китай – 9 428,7 млн т/год (27,8%)
  2. США – 5 145,2 млн т/год (15,2%)
  3. Индия – 2 479,1 млн т/год (7,3%)
  4. Россия – 1 550,8 млн т/год (4,6%)

Справедливости ради следует отметить, что Китай и Индия ратифицировали данное Соглашение, мотивируя это не только морально-этическими соображениями, но актуальностью для своих стран перехода к возобновляемым источникам энергии и осознанием преимуществ низкоуглеродного развития в интересах быстрорастущего населения своих стран.

Российский президент Владимир Путин изначально выступал за ратификацию Соглашения и необходимости прохождения всех соответствующих процедур, однако в дальнейшем в связи с довольно сильным давлением нефтегазового лобби в Государственной Думе, Россия приняла Парижское Соглашение специальным Постановлением премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева в сентябре 2019 года.

Казахстан находится в середине списка стран-«загрязнителей» – на 26 месте из 71 страны с 248,1 млн т/год (0,7%) вредных выбросов в атмосферу, поддержавшей и ратифицировавшей Парижское Соглашение осенью 2016 года.

Президент Казахстана в своем Послании народу страны 2020 года специальный акцент сделал на экологической тематике в Разделе VII «Экология и защита биоразнообразия».

В частности, предполагается перейти к практическим мерам по улучшению экологической ситуации в стране, более широкому использованию возобновляемых источников энергии, а также утвердить долгосрочные планы сохранения и рационального использования биологического разнообразия в Казахстане.

С этой целью был разработан и подписан уже в новом году Президентом Касым-Жомартом Токаевым Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам экологии» (Экологический кодекс).

Задачами кодекса являются:

  • укрепление законности в сфере охраны окружающей среды;
  • внедрение прогрессивных механизмов экологического регулирования на основе международного опыта и технических и экономических возможностей страны;
  • создание условий для привлечения инвестиций в проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно новым Положениям Кодекса местные исполнительные органы на природоохранные мероприятия будут использовать 100% средств, поступающих экологических платежей. Прежде на это направлялось лишь 10% средств.

Также одним из новшеств Кодекса является стимулирование привлечения новых экологичных технологий на производстве. В частности, на первом этапе планируется перевести 50 крупных предприятий нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей. На данные предприятия приходится порядка 80% общего загрязнения.

Также предусматривается ужесточение санкций за экологические нарушения. Например, за сверхнормативные и несанкционированные эмиссии в окружающую среду размер адмсанкций увеличится в 10 раз, по остальным правонарушениям – в среднем в два раза. Таким образом, будут приняты превентивные меры для предотвращения экологических нарушений, а не компенсация за причиненный ущерб.

В государственной политике для решения экологических проблем в Казахстане предполагается:

  • принять концепцию «Зеленого роста» с включением мер по адаптации к изменению климата и декарбонизации экономики;
  • разработать комплекс мер для решения экологических проблем опустынивания, реабилитации территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона, космодрома Байконур, восстановление северной части Аральского моря;
  • принять программу по оздоровлению экосистемы бассейна реки Урал и проведение работ по очистке озер;
  • будут увеличены на 500 тысяч гектаров площади лесов в стране с высадкой 2 млрд деревьев, в том числе 15 млн деревьев в городах;
  • предусмотрено увеличение объемов экологически чистой энергии к 2025 году в 2 раза до уровня 3000 МВт за счет строительства 13 гидроэлектростанций, 34 ветровых и 12 солнечных станций;
  • до 2025 года будет запущено 6 мусороперерабатывающих заводов в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Атырау, Тараз и Актобе с доведением доли переработки мусора до 30%;
  • продолжится реализация дорожных карт по улучшению состояния воздушного бассейна городов, рациональному использованию водных ресурсов, переработке отходов;
  • будет инициирован вопрос создания экологической комиссии при ЕАЭС для совместной реализации крупных экологических проектов;
  • на системной основе будет проходить экологическая акция «Birge-taza Qazaqstan» для укрепления экологических ценностей в общественном сознании населения;
  • предусмотрено введение в школах программы по экологическому воспитанию, сформирована модель непрерывного экологического образования, развития культуры бережливого использования всех ресурсов;
  • намечается принятие закона о защите животных.

Автор: Айдар АМРЕБАЕВ