Обратная сторона свободы слова
В 2020 году мы стали свидетелями нового обострения исламофобии. Прежде всего, речь идет о Франции – об отдельном ее островке под названием Charlie Hebdo. Издание снова у всех на устах, только какой ценой…
Старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби, PhD докторант, религиовед Елнар Берикбаев по просьбе Azattyq Rýhy проанализировал события, вызвавшие наибольший резонанс.
«16 октября на окраине Парижа обезглавили преподавателя истории и географии из местного колледжа. Незадолго до этого, 5 октября, преподаватель провел занятие по свободе слова для подростков 12-14 лет. Во время урока учитель показал карикатуры на пророка Мухаммеда, которые уже однажды вызвали негативную реакцию среди мусульман. В 2015 году они стали причиной нападения на редакцию издания Charlie Hebdo. Тогда были убиты 12 сотрудников сатирического еженедельника. Недавно журнал Charlie Hebdo переиздал карикатуры на пророка Мухаммеда пятилетней давности. Власти Франции не увидели ничего противозаконного в данных карикатурах, ссылаясь на свободу слова, в том числе и на свободу богохульства.
Да, у каждого есть право на свободу слова. Но права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы других людей. Этот принцип римского права актуален и в наши дни. Вера – это самый ценный ресурс в ситуации, когда у человека больше ничего не остается. Это надо учитывать, особенно в отношении мигрантов и беженцев, покинувших свои дома из-за войн. Французы – люди толерантные, они всегда с пониманием относились к мигрантам. Но, к сожалению, в последние годы из-за частых вооруженных стычек между группировками беженцев разных национальностей, другим преступлениям, совершаемым ими, отношение к мигрантам поменялось. Все это не делает жизнь людей в демократической стране спокойнее. Но то, что под знаком свободы слова Charlie Hebdo публикует карикатуры на пророка ислама, следует рассматривать как намеренное разжигание религиозной ненависти. Разумеется, ни одно изображение не может стать оправданием для убийства. Но не думаю, что редакторы Charlie Hebdo не знали о том, что большинство мусульман считают недопустимыми любые подобные изображения пророка.
Тем более были прецеденты ранее.
Речь идет о так называемом «Карикатурном скандале» - межкультурном конфликте между мусульманами арабского мира и современной западной культурной традицией, базирующейся на свободе слова. Причиной конфликта послужили карикатуры на исламского пророка, напечатанные в 2005 году в одной из датских газет.
А в 2012 году, напомню, вышел антиисламский короткометражный фильм «Невинность мусульман» или «Невиновность мусульман», снятый в США. После того как египетское телевидение показало несколько отрывков из фильма, а трейлер был опубликован в Интернете, у зданий дипломатических миссий США в Египте, Тунисе, Йемене и других мусульманских стран прошли протесты. В Ливии посол США и трое дипломатов были убиты в результате нападения на консульство. В Кабуле из-за того же фильма в результате теракта против иностранцев погибли 10 человек. Мы видим, как страдают невинные простые люди. Такие действия провоцируют насилие по всему миру. Барак Обама заявил тогда, что не может запретить видео, поскольку это будет нарушением свободы слова, несмотря на то, что «оно оскорбляет и миллионы наших граждан».
«Наша конституция предусматривает свободу слова. Так, я как президент США и верховный главнокомандующий этой страны принимаю ужасные вещи, которые люди говорят про меня», - сказал Обама.
Все-таки, на мой взгляд, должна быть какая-то грань. Свобода совести и печати не дает права оскорблять религиозные чувства верующих граждан. Мы правильно делаем, когда запрещаем пропаганду межнациональной и межрелигиозной розни, призывы к нарушению конституционного строя и территориальной целостности. В случае с «Невинностью мусульман» власти Казахстана предусмотрели возможные последствия показа данного фильма. Генеральная прокуратура инициировала судебное производство о признании картины экстремистской.
Позже, Сарыаркинский районный суд Нур-Султана признал фильм экстремистским и запретил его показ на территории Казахстана.
Если журналист или художник берется за освещение религиозной темы, то он должен изучить, какие иллюстрации/темы дозволены, а какие запрещены. Такие темы требуют большого чувства такта со стороны автора, знание элементарных основ вероучения. Необходимо всегда относиться с уважением ко всем людям независимо от их религиозной или этнической принадлежности. Мы должны учитывать тот факт, что большинство населения придерживаются той или иной религии. То, что одним кажется незначительным и несерьезным, для других может оказаться смыслом жизни.
Месяц назад, в первой половине ноября, Духовное управление мусульман России запретило браки с иноверцами. Об этом говорится в вынесенном организацией богословском заключении.
«Одним из нежелательных последствий смешанных браков является и то, что союз мусульман-мужчин с представительницами людей Писания в определенной степени уменьшает шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выходить замуж за немусульман, что канонически запрещено», - сообщили там.
Конечно, Российская Федерация – это светское государство. Решение Духовного управления мусульман не имеет под собой юридической силы и носит больше рекомендательный характер. Но логическое обоснование Духовного управления мусульман России понятно. Действительно, мусульманин имеет право брать в жены христианок и иудеек. А вот в отношении мусульманок, все мусульмане единодушны в том, что они не могут выходить замуж за немусульман. Образованным, активным женщинам мусульманкам трудно найти себе достойного мужа-единоверца. Я бы сказал, что эта проблема существует не только для мусульман России, но и всего мира».