Его называют инфоцыганом. Провал казахстанского автопрома и Анатолий Балушкин

Azattyq Rýhy
26.11.2020, 14:17

История дотационного казахстанского автопрома

Фото: flashpress.kz

Длинная история Анатолия Балушкина подходит к печальному концу. 360 миллиардов наших с вами тенге, полученных в виде субсидий и льгот за 10 лет, он, как указано в открытых источниках, вложил в дилерские центры в десятке сибирских городов и санаторий в Сочи. Выходит, хватило на все, кроме цеха по покраске и сварке, а также зарплат рабочим. «До января, а там посмотрим» – эх, русское авось! И, конечно, нормального пиара: выступить перед пустым цехом (говорят, аплодировали где-то человек 20) и «зажать» денег на повторную встречу с Алибековым – это, конечно, беспощадно.

В конце «бипэковской сказки» не лишним будет вспомнить, с чего все начиналось. Ведь вряд ли все 20 лет длинной карьеры Анатолия Михайловича были такими же плохими, как и последние два, по оценке экспертов. Или?..

«Путевку в жизнь» Балушкину дал покойный Виталий Леонидович Метте – академик, дважды вице-премьер, аким Семипалатинской, а затем и Восточно-Казахстанской области. Ему Балушкин обязан если не всем, то многим. Например, именно Метте, как следует из официальных данных, в 2000 году ездил в САмару подписывать самое первое соглашение о строительстве автозавода в Усть-Каменогорске. И собственно открытие завода пришлось на 2002 год, когда он был акимом. Но в июле 2003 года, когда Метте не выдержал борьбы с тяжелой болезнью, Балушкин будто о нем забыл. Местные говорят, что даже на могилку не пришел. If he dies, he dies, ну вы знаете.

Дальше – больше. В 2004 году российская компания «Евро Лада Интернешнл», которой довелось запартнериться с Балушкиным, обвинила его в махинациях. Судя по публикации в СМИ, сначала совместно ввезенные из Венгрии автомобили конфисковали братья-белорусы, потому что Балушкин не хотел платить НДС и якобы подделал документы. Сообщается, что еще за 200 машин «балушкинские» вообще не стали рассчитываться, что, правда, не помешало на этих самых машинах благополучно ездить. В ответ на вполне конкретные обвинения россиян казахстанская сторона ответила сухо: «это ложь».

В 2006 году в Казахстане полыхнул грандиозный скандал с запретом автомобилей с правым рулем. Эпицентром недовольства стал Усть-Каменогорск – там протестующие владельцы «праворулек» собирались чуть ли не брать штурмом акимат, но обошлось. Уже тогда местные автовладельцы предполагали, что без Балушкина здесь точно не обошлось – слишком уж высока была конкуренция со стороны дешевых «японцев».

Тогда же, в 2006 году, согласно данным KASE, Балушкин открыл кредитную линию до 2010 году в «Казкоммерцбанке». Конечно, в 2010 году она закрыта не была, более того, в 2010 году «Азия Авто» допустило дефолт по облигациям. Но в суд с претензиями «казкомовские» обратились лишь в октябре 2011 года. «Азия Авто» тогда жаловалась на девальвацию 2009 года имени Григория Марченко и обвинять «Казком» в рейдерстве. Возможно, для устькаменогорских автостроителей это было новостью, но банки всегда забирают залоговое имущество за долги. Это вообще-то норма.

Все в том же 2010 году директор по развитию АО «Азия Авто» Дмитрий Павлов со ссылкой на пример России потребовал правительство освободить автопром от НДС и уплаты акцизов. И вот ведь совпадение: именно в 2010 году АО «Азия Авто» начало получать льготы и субсидии на те самые 360 наших с вами миллиардов в счет будущих побед (то есть цеха по покраске и сварке)! Что, впрочем, не помешало руководству «Азии Авто» в 2013 году рапортовать о возрождении «исключительно на свои деньги».

Чудом (на самом деле) дотянув до 2013 года, Балушкин долго и бурно создает СП с «АвтоВАЗом». Правда, для посвященных не было секретом, что для и без того проблемного «АвтоВАЗа» СП с устькаменогорцами – не более чем общественно-политическая нагрузка в рамках свежесозданного ЕАЭС (нужно же было как-то его оправдывать!). Но уже тогда хитрые россияне устами варяга Бу Андерссона говорили о том, что казахстанскому автопрому нужна программа правительственной поддержки на 5-10 лет.

А в это время Балушкин, как показалось со стороны, позабыв о строительстве обещанного еще в 2010 цеха (там же целых два президента были, вы что!), с головой окунается в дела «вазовские». В 2015 году, судя опять же по данным из открытых источников, он выкупает активы четырех убыточных дилерских центров «АвтоВАЗа»: Новосибирск-Лада» в Новосибирске, «Алтай-Лада» в Барнауле, «Омск-Лада» в Омске и «Кузбасс-Лада» в Новокузнецке. Позже количество ДЦ под его управлением будет доведено до десятка, а цены в них будут подозрительно низкими: одни и те же машины продаются в России минимум на миллион тенге дешевле, чем в Казахстане, при этом Балушкин даже не скрывает, что они не совсем устькаменогорские. Не верите – сравните сайты дилеров (например, Lada.ru и Ladaauto.kz).

Ничего не напоминает? Один из комментаторов в Сети назвал подобных деятелей инфоцыганами. Подчеркивая, что их итог неизменно печален.

В 2019 году МИИР РК, поведясь на уговоры устькаменогорцев, продлевает пресловутое соглашение от 2010 года, продолжая «донатить» несуществующий (а начинали его строить в 2013 году) цех. Прошел год, но цех никто и не собирался строить. МИИР одумалось и сказало, что больше субсидий «Азия Авто» не получит. Последовал суд, а затем второй. Неслыханная наглость – от «барона устькаменогорского» (тоже из разговоров местных) потребовали исполнения обязательств! Не бывать такому!

И теперь Балушкину ничего не остается, кроме как опять найти виноватых – не акима или министра, а правительство целиком – и в открытую призывать работников выйти на флешмоб (не митинг, нет), обещая зарплату максимум до января. Это уже со слов самих рабочих.

Мораль сей басни такова: получать всевозможные поблажки ото всех подряд, не выполнять обязательства, но при этом называть себя белым и пушистым, а всех вокруг – виноватыми, можно долго, но не бесконечно. Рано или поздно виноватым придется побыть и самому.

Матвей ЗУЕВ

Вам будет интересно: