Война в Карабахе: наемники из Казахстана – миф?

Автор: Сейтказин Ардак

Местные диаспоры пресекают любые возможные попытки молодежи присоединиться к воюющим

theepochtimes.com; hurriyetdailynews.com; kolibri.press

Казахстан никогда и никого не поддерживает в военных конфликтах по принципу «это наши» – тюрки или мусульмане. Напротив, участие в военных конфликтах казахстанцев, а уж тем более в качестве наемников, сурово карается законом. И это не теория, а практика, передает Azattyq Rýhy.

В отличие от, скажем, России, где участие в заграничных военных конфликтах за «братьев-славян» или «братьев-православных» – давняя и ненаказуемая традиция.

Псы войны

Например, до сих пор многие россияне открыто гордятся участием в войне «за своих» в Приднестровье (Молдова), Абхазии, Югославии – на стороне сербов. Не говоря уже о Донбассе, где тысячи российских граждан участвовали в боях. В том числе и действующие военнослужащие. Около двух тысяч из них вернулись на родину в цинковых гробах.

При этом в Уголовном кодексе РФ есть соответствующие жесткие статьи. Но действуют они почему-то избирательно – только в отношении тех, кто воевал в составе исламистских группировок.

В Казахстане иная правоприменительная практика: любой наемник – вне закона. Отечественные спецслужбы ведут постоянную профилактическую работу по выявлению лиц, занимающихся вербовкой наших граждан на войну. Для потенциальных рекрутов обычно это ограничивается профилактическими беседами, предупреждением молодых людей и их родителей о том, что их планы отправиться в горячие точки известны, и это чревато уголовной ответственностью. А с вербовщиками и пропагандистами террора и экстремизма КНБ и управления по антитеррору МВД не церемонятся. 

Исключение составляют два случая: в начале 1990-х многие этнические чеченцы выехали на историческую родину – Ичкерию, и затем принимали там участие в боевых действиях. Значительная часть из них погибла… Но в тех реалиях – абсолютно открытых границах – пресечь это было невозможно.

Второй поток – отъезд наших парней на войну в Сирию и Ирак, куда молодые люди отправлялись под видом обучения в медресе. И вот тут силовики стран РК и СНГ, надо признать, сработали недостаточно профессионально. Но горькие уроки были быстро усвоены. 

Что касается Нагорного Карабаха (НК), то по нашей инсайдерской информации пока попыток присоединиться к рядам наемников нашими спецслужбами не выявлено.  

Сегодня в Казахстане мирно проживают примерно 35 тысяч армян и 100-150 тысяч азербайджанцев. Казахстанцы остро переживают военный конфликт в Нагорном Карабахе, и нам бы не хотелось, чтобы ухудшились отношения между двумя диаспорами. Тем более, упаси Бог, чтобы в горячую точку не поехали воевать наши соотечественники. 

«План Лаврова»  

Эти проблемы мы обсудили с одним из наиболее авторитетных людей в армянской диаспоре Казахстана Артушом Карапетяном – известным виноделом, главой республиканского ОО «Ассоциация армянских культурных центров Республики Казахстан «Наири».

– Артуш Месропович, казахстанцам тяжело видеть, как воюют братские по бывшему Союзу народы. Не отразились ли эти события в Нагорном Карабахе на отношениях армянской, азербайджанской и турецкой диаспор уже внутри Казахстана?

– Начну с того, что большинство армян и азербайджанцев прибыли давно – они были репрессированы или приехали на всесоюзные стройки, целину. И Казахстан для всех нас действительно стал общим домом, второй родиной, а для многих, как, например, для меня, который родился и вырос здесь, – первой. В Казахстане созданы все условия для того, чтобы мы чувствовали себя равными независимо от религии и этнической принадлежности. В том числе это реально светское государство, которое не отдает предпочтения ни одной из конфессий.

Поэтому у армян отличные отношения с азербайджанцами и турками, у нас много общего ввиду многовекового совместного проживания, начиная с музыки и заканчивая кухней. Первая карабахская война не смогла омрачить наши отношения, уверен, что и сейчас этого не произойдет. 

Если посмотреть на историю моего народа, то она действительно сложная и даже трагическая: армяне разбросаны и, часто не по своей воле, по всему миру – они живут в 70 странах. Даже в Австралии меня встретил таксист-армянин. Нас на всем свете примерно 11 миллионов.

Многое пережили армяне, в том числе и геноцид со стороны Османской империи в годы Первой мировой войны. Это страшное событие забывать никогда нельзя, но также нельзя ставить в вину действия властей и карателей того времени всему турецкому народу. Так же как сегодня было бы нелепо ненавидеть граждан Германии за преступления фашистов.

Я убежден, что нельзя таить в сердце чувства ненависти и мести к целой нации за трагические события прошлого. Это мое видение проблемы.

Как сказано у Экклезиаста: «Всему есть свое время, и для каждого дела под небом есть свой час…  Время любить и время ненавидеть; время для войны и время для мира». Сейчас настало время для мира.

– Вопрос принадлежности Карабаха является ключевым. Что Вы думаете по этому сложному вопросу?

– Я выскажу сугубо личную точку зрения. Вокруг истории НК много споров, потому что в разные периоды он принадлежал различным государствам. Но это же можно сказать и о многих других землях и странах. В целом, мне кажется, что исторически в Карабахе жили в основном армяне, по крайней мере их там было большинство в последние сто лет. Во времена Союза НКАО имело статус расширенной автономии. Это давало возможность проголосовать за независимость, создание отдельной союзной республики. Возможно, в более спокойные времена этот процесс самоопределения был бы мирным. Но тогда, в 1989 году, незадолго до развала СССР все было очень сложно – экономика рассыпалась, резко упал уровень жизни, а это всегда ведет к социальной напряженности, росту ксенофобии.

И случилось худшее – началась большая кровопролитная война, в ходе которой НК при помощи Армении взял под контроль также и семь прилегающих районов Азербайджана. Как заявили тогда в Ереване и Степанакерте, это был своего рода защитный пояс от возможных действий противника.

Эта пятилетняя война истощила экономики обеих стран, погибло почти 30 000 человек, она породила сотни тысяч беженцев с обеих сторон. Среди них было много смешанных семей. Ни один народ не выиграл в той войне, как это всегда и бывает.

Сегодня всем уже очевидно, что проблема Карабаха не решается военным путем. Нашим народам надо оставить в стороне гордыню и прийти к разумному компромиссу.

– К вопросу о компромиссах: переговоры о статусе НК идут с 1994 года и кроме перемирия они пока ничего практически не принесли. Как сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев, если премьер Пашинян категорически заявляет, что Карабах принадлежит Армении и точка, то нет смысла в переговорах.

Между тем Резолюция Совета Безопасности ООН по Нагорному Карабаху за № 822 от 30 апреля 1993 года требует «немедленного вывода всех оккупирующих сил из Кельбаджарского района и других недавно оккупированных районов Азербайджана». Не считаете ли Вы, что Армении пора уже пойти на уступки со своей стороны – для начала вернуть пять из семи аннексированных районов, как уже ранее намечалось, чтобы двигаться дальше по пути к миру?

– Да, я считаю, что руководству Армении было бы правильно следовать «плану Лаврова» (глава МИД РФ), согласно которому армяне возвращают Азербайджану пять районов, а два района временно оставляют за собой, что обеспечит транспортный коридор с Карабахом.  Никол Пашинян уже заявил о готовности сесть за стол переговоров с Азербайджаном на основе взаимных уступок.

– Как известно, планировалась создание буферной зоны, в которую должны были войти миротворческие войска. Этот вопрос деликатный – на роль миротворцев претендуют Россия и Турция, и обе стороны имеют к ним свои претензии. Особенно к Турции, по понятным причинам…

– Я думаю, вопрос государственной принадлежности миротворцев достаточно просто решаемый с помощью ведущих держав мира, а также ООН. Главное, чтобы была взаимная добрая политическая воля.

Хочу напомнить, что ведущую роль в заключении перемирия между Арменией и Азербайджаном в 1994 году сыграли президенты РК и РФ – Нурсултан Назарбаев и Борис Ельцин. И здесь вклад Казахстана как миротворца, которому безусловно доверяли и доверяют обе страны, огромен.

И возвращаясь к первоначальному вопросу, отвечу: ситуация, в которой бы наши казахстанские армяне поехали бы воевать в Нагорный Карабах – неприемлема. Конечно, мы ведем, так сказать, профилактическую работу среди диаспоры, но мне такие «горячие головы» неизвестны.

Напомню, совместно с председателем Ассоциации азербайджанцев Казахстана Абилфасом Хамедовым мы уже 28 сентября сделали заявление по ситуации в Нагорном Карабахе с призывом к обеим сторонам к прекращению огня и мирному урегулированию конфликта.

«Мы не должны допустить, чтобы кто-то из нас поддавался сиюминутным эмоциям. Только голос мира, добра, взаимного уважения, бережного отношения друг к другу сейчас наиболее нужен всем нам. И здесь, и в Нагорном Карабахе, и везде, где бок о бок мирно живут наши этносы», – говорится в том заявлении.

Близкий сосед лучше дальнего родственника

Глава РОО «Ассоциация Азербайджанцев РК» Абильфас Хамедов считает, что для восстановления мира в Нагорном Карабахе нужно, прежде всего, следовать нормам международного права.

–  Чтобы решить проблему НК необходимо действовать на основе четырех резолюций Совбеза ООН. А именно: признания территориальной целостности и суверенитета Азербайджанской Республики, вывода вооруженных сил Армении с международно признанных территорий Азербайджана и возвращения вынужденных переселенцев к своим родным очагам.

Напомню, Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) была создана в 1923 году. 15 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял постановление о роспуске Комитета особого управления НКАО из-за сепаратистских действий руководства. 28 ноября того же года ВС СССР утвердил это решение.

Для Азербайджана потеря НК и семи районов – это огромный урон. Отсюда вышли многие наши известные люди, в том числе и Полад Бюльбюль-оглы.

В возникновении нынешнего военного конфликта больше всего виновата неконструктивная позиция руководства Армении: за более чем 30 лет сменилось четыре президента, но не сделано никаких реальных шагов навстречу Азербайджану. Только вечный ультиматум: «вернем аннексированные районы взамен на признание независимости НКР».

Если статус НК еще можно было как-то обсуждать, то упорное нежелание возвращать аннексированные семь азербайджанских районов –  это открытый саботаж резолюций ООН и усилий международной общественности. В том числе и Казахстана, который сыграл чрезвычайно важную роль в подписании договора о прекращении военных действий в 1994 году. И все это время Азербайджан проявлял ангельское терпение.

Между тем, по мнению экономистов, НК приобрел бы намного больше, оставаясь в составе Азербайджана, он стал бы процветающим краем, используя свои транзитные возможности. Ведь за это время Азербайджан совершил мощный рывок в экономическом плане, особенно в энергетике, и все это на фоне фактически дотационной Армении. Все, что мог иметь Карабах за счет транзита – например, нефтепровод Баку –Джейхан – прошло мимо нее. К тому же НК оказался изгоем, мировое сообщество не признало его как государство. Поэтому карабахская продукция не может легально продаваться в других странах.

– Как Вы оцениваете достоверность информации о том, что для войны в Карабахе Азербайджан набирает наемников из Сирии?

– Это избитый пропагандистский прием. Премьер Пашинян пытается оправдать свои военные неудачи влиянием внешней силы. В Азербайджане и без того мощная, хорошо вооруженная и обученная армия. Там, в отличие от Армении, объявлена лишь частичная мобилизация. Новейшим вооружением могут пользоваться только профессионалы. Баку и сам не позволит иностранным гражданам участвовать в войне. И это понимают все азербайджанцы Казахстана.

Конечно, сегодня мы все же ведем через филиалы организации разъяснительную работу, чтобы наша молодежь не поддавалась на провокации, фейки, заполнившие Интернет и соцсети. Мы не позволим нашей молодежи поехать на войну.

Казахстан стал для более чем 130 этносов настоящей родиной, и в этом огромная заслуга Нурсултана Назарбаева, нашего Первого Президента. За годы независимости сформировалась единая нация, при этом все этносы, в том числе и азербайджанцы, получили возможность развивать свой язык, культуру, создавать собственные СМИ. И мы хотим жить со всеми без исключения этносами в мире и согласии.

Как гласит азербайджанская пословица, близкий сосед лучше дальнего родственника. 

Ранее, напомним, СМИ со ссылкой на директора Службы внешней разведки России (СВР) Сергея Нарышкина сообщали, что в зону конфликта в Нагорном Карабахе устремились боевики запрещенных в РФ террористических организаций. По словам главы СВР, речь идет о тысячах радикалов, которые планируют принять участие в боевых действиях «для заработка».

Этнический азербайджанец Самед, высокопоставленный военный в отставке, пояснил AR, почему Азербайджан не нуждается в добровольцах и наемниках.

«Баку и без того имеет огромное преимущество в военной силе. Кроме того, рядом Иран, где проживают свыше 20 млн этнических азербайджанцев, плюс Турция. Зачем нужны там малограмотные наемники из Сирии? Это глупость. 

Далее, наемники, включая даже и обученных «игиловцев» (членов террористической организации, запрещенной на территории Казахстана), неспособны управлять продвинутой военной техникой и вооружением, в том числе из Израиля, которая сейчас используется азербайджанской армией. То же самое могу сказать и про миф о 150 турецких офицерах, якобы руководящих войной в НК. Это из разряда фейков про две американские военные базы США в Казахстане. На деле это пропагандистские вымыслы перепуганного господина Пашиняна, таким образом пытающегося втянуть в военный конфликт Россию. Но Кремлю хорошо известно, что происходит на самом деле. Это совсем нетрудно проверить при возможностях ВКС и ГРУ.

Наконец, я точно знаю, что никто из наших азербайджанцев не поедет воевать в Карабах. В этом просто нет необходимости», – заключил наш собеседник.

Марк СЕВЕРЯНИН

Армения vs Азербайджан. Нужна ли Казахстану роль миротворца?

Для справки:

Армяне (самоназвание – хай) – основное население Республики Армения. Проживают в более чем 70 странах мира. Примерная численность армян в мире составляет до 12–14 млн чел., из них в Армении – 3,3 млн чел. (2010).

По данным Ассамблеи народа Казахстана, на территории РК первые переселенцы-армяне появились еще в начале XIX века. В советские годы первый этап связан с централизованным направлением специалистов на стройки первых пятилеток. Второй – с насильственным переселением армян и других народов в военные и предвоенные годы.  

В 1970-89 гг. они составляли 0,1–0,2% всего населения КазССР. В настоящее время в РК проживает более 35 тыс. представителей армянского этноса. Больше всего армян в Алматы – около 14 тысяч, Карагандинской области – около 5 тыс., Северно-Казахстанской обл. – примерно 2 тыс., Восточно-Казахстанской обл. – 1.5 тыс.

Армянский язык является самостоятельной ветвью индоевропейской языковой семьи.    

Верующие армяне – христиане монофиситского толка. Армяне приняли христианство в качестве государственной религии в 301 г. Есть также верующие Русской Православной церкви, мусульмане, иудеи и представители других конфессий.

 

Азербайджанцы (самоназвание – азербайджанлылар) – этническая группа Казахстана и коренное население Республики Азербайджан. Проживают также в РФ, Иране, Грузии, Афганистане, Ираке, Турции и других странах. Общая численность – 50,5 млн чел. (2009). В самом Азербайджане – около 10 млн.  

По данным АНК, первая волна азербайджанцев прибыла в конце 30-х гг., когда репрессированные народы Кавказа были выселены со своей родины, вторая волна – в 1944 г. В 1950-е годы многие азербайджанцы приехали для освоения целинных земель, а в 1960–80-е гг. – новых индустриальных районов.

В 1980–90-х гг. новая волна переселенцев из Азербайджана значительно усилилась. Основной причиной являются межнациональный конфликт в Нагорном Карабахе, снижение уровня жизни населения в Азербайджане. Миграционные процессы способствовали тесному сплочению азербайджанцев, проживающих в разных регионах Казахстана.

Конгресс азербайджанцев «Туран» объединяет азербайджанцев Казахстана. Численность азербайджанцев в РК – около 150 тысяч. Больше всего проживает в Туркестанской области – почти 35 тысяч; Алматинской – свыше 18 тысяч, Жамбылской – около 13 тыс. Алматы – свыше 10 тыс,  Мангыстауской – примерно 6 тыс. чел.

Язык азербайджанцев относится к огузской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность с 1991 г. переведена на латинскую графику.

Религия – преобладает ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), лишь 10% – мусульмане-сунниты.