Профессия без случайных людей

Автор: Сейтказин Ардак

О ценности информации в условиях пандемии

Фото: accountingweb.co.uk; kaskad.tv

Эту профессию называют по-разному. Кто-то – творческой, а нередко – ремеслом. Я неоднократно сталкивался с разными определениями. И вот сегодня, имея опыт, могу поделиться и своими выводами. Профессия модернизируется, меняется как весь человеческий прогресс. Но остаются в ней только те, кто предан, верен и по-настоящему влюблен. Я закрутил роман с «журналистикой» почти 20 лет назад.

Выбор есть всегда

Куда пойти, куда податься. С этим выбором сталкивается каждый. Еще в советское время, чтобы поступить на факультет журналистики, нужно было пройти бешеный конкурс. До 15 человек на место не только в московских вузах, но и в прославленном казахстанском КарГУ, куда случайных абитуриентов не зачисляли. Сегодня профессия писать, рассказывать правду открыта для всех желающих. Проходной балл невелик, и, если вы недобрали, стремясь овладеть «престижной профессией», сюда двери открыты. Из личного опыта скажу: еще 10 лет назад из 15, к примеру, выпускников, двое-трое могли сразу встать к «журналистскому станку». Сегодня, увы. Были времена, когда профессией болели, приходили в редакции просто за опытом. Бесплатно. Сегодня мало кто позволяет себе личные визиты, оставляют резюме с краткой биографией, незаполненной строкой об имеющемся опыте. Зато пожелание получить место с высокой заработной платой указывают все. В общем, штампуем, к сожалению, дипломы. Журналистами становятся единицы. Мои коллеги из разных СМИ не раз высказывались о кадровом голоде. Просто нет кандидатур. Поэтому нередко берем в штат тех, у кого горят глаза, у кого очевиден потенциал, из кого можно «лепить» специалиста. Что интересно, это оказывается самым правильным вариантом. 

Призвание или ремесло

Одного желания работать журналистом мало. Это труд, работа над собой, над своими принципами и даже жертвование чем-то личным. Беспристрастность – вот основа этой профессии. Называть себя журналистом лишь только потому, что ты умеешь складывать стихотворную рифму – мало. Журналист – это экономист, политик, врач, производственник... С виду обычная профессия вбирает в себя много, много всего. Быть просто хорошим мало. Порой пока не пропустишь через себя ту или иную ситуацию, выдать материал просто не получается. Ступор. И вот как раз возвращаясь к определениям. Я бы ремеслом журналистику не назвал никогда, хотя называют. Ремесло можно освоить. Без врожденной способности эту профессию – никогда.

Наравне со всеми 

Эпидемия коронавируса изменила жизнь всех нас. С ног на голову перевернулся привычный ритм работы, ситуация заставила посмотреть на вещи совсем другими глазами. Все чаще звучат фразы, что наши врачи сегодня как на фронте, на передовой. И это безусловно. Без ложной скромности скажу, что в похожих условиях оказались журналисты. Информацию, которую с нетерпением ждут тысячи людей, необходимо собрать, обработать, подать. Подать правдиво, адекватно, без лишних выводов. Только вспомните, сколько наших коллег заразились COVID-19. А они выполняли свой долг, и сейчас выполняют. Нагрузка двойная. Очень сложно изолироваться, когда вокруг тебя события. А события нужно освещать. При этом я испытал на себе волнение, когда идешь домой и думаешь: а вдруг заразился? Страшновато становится не за себя, а за близких. И ни о каком геройстве речи идти не может. Это профессия, без которой нет смысла. А остальное – потом. Если ты однажды завел роман с журналистикой, прервать эти отношения очень сложно. Судьба.

Как рассказать правду

В сегодняшних реалиях, выполняя свой профессиональный долг, каждый журналист сталкивается с массой сложностей. Возникают определенные рамки. Бывают ситуации, когда уходит масса сил и времени на подготовку материала, и вот уже опубликовать бы, как герой отказывается от своих слов и требует не использовать его интервью. Это мы обязаны учесть. Право на собственное изображение сегодня также закреплено законом. Понятное дело, когда это касается детей, иллюстраций из свободных источников. Но увы, если следовать нормам, то мы обязаны получить разрешение от каждого на использование «лица». Конечно за исключением массовых мероприятий. Что говорить, это настоящие палки. Учитывать необходимо столько всего, чтобы не оказаться в нелепой ситуации, а то и отправиться в зал судебных заседаний. Требование диктует Гражданский Кодекс РК: «Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти – без согласия наследников» (статья 145 – Право на собственное изображение). В качестве примера напомню историю, правда не связанную с Казахстаном и СМИ в целом. Жительница российского Екатеринбурга Екатерина Колбасина была вынуждена подать иск в суд, когда узнала, что фотосалон использует ее снимок, сделанный для документов около 8 лет назад, в качестве образца на надгробный памятник. Женщина заявила о недопустимости ситуации и потребовала компенсации морального вреда. Что касается нашей деятельности, то вот еще один пример. Эксперты по сей день спорят почему в судах журналистов порой заставляют не снимать, фотографировать или вообще требуют удалиться. По большому счету законности в этом нет. Все слушания носят публичный характер. За исключением тех, когда в процессе фигурируют несовершеннолетние, либо дело связано с некими гостайнами. Но заставить учитывать этот факт, к сожалению, не всегда удается. Ходить приходится по лезвию. 

Сегодня, чтобы подготовить материал на заданную тему или авторскую статью, журналисту недостаточно сбора информации, встречи с героем. «Запрос для получения официальных комментариев». Этот документ сегодня как бельмо на глазу. Чтобы добиться истины, отправить бумагу обязан, а чиновники порой считают, что отвечать вовсе не должны. Затягивается время, уходят сроки, информация устаревает. И если это проблема, то цель, которую преследует журналист, одна – изменить ситуацию к лучшему, указать на промахи. В конце концов – помочь. Хочу напомнить, что согласно Закону РК «О СМИ», журналист имеет право: осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию. Посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением служебных обязанностей. Производить записи, в том числе с использованием аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку. Присутствовать при предъявлении удостоверения журналиста в районах стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях. Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственные секреты. 

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законом РК ответственность. 

Матвей ЗУЕВ

P.S. В канун праздника все журналисты стали принимать поздравления. И каждый из нас слышит о том, какой вклад мы вносим, как меняем жизнь к лучшему, не правда ли? Чиновники говорят в эти дни о том, что очень ценят критику, острые слова, правду о своих ошибках и бездействии. О «жареных фактах» ни слова. День журналистики странным образом превращает нас в коллег.