$ 503.44  593.35  6.55
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
28.01.2026, 17:42
Авторы

Бизнес под видом благотворительности: сколько зарабатывают мошенники на доверии казахстанцев

Будет ли жесткая регуляция сферы и запрет на сборы физлицами, рассуждают эксперты

Бизнес под видом благотворительности: сколько зарабатывают мошенники на доверии казахстанцев
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото freepik.com

Коробки и плакаты с просьбами о помощи, слезные видео в соцсетях, срочные сборы на лечение и миллионы лайков, репостов и денежных переводов от неравнодушных казахстанцев. Несколько последних прогремевших примеров достаточно ярко продемонстрировали нам, что порой за всем этим скрывается вовсе не доброе дело, а холодный расчет. Некоторые предприимчивые люди уверенно превращают благотворительность в прибыльный бизнес. Пока одни действительно спасают жизни, другие наживаются на доверии и сочувствии, воротя целыми миллиардами. Пора ли браться за жесткую регуляцию этой сферы, будут ли запрещены сборы физлицами, появится ли единый оператор помощи и как не стать жертвой «липовой» помощи, разбираем в материале Azattyq Rýhy

Бизнес под прикрытием

Последние громкие аферы, которые провернули не безызвестные лица, показали, что в этой сфере крутятся просто бешеные деньги, а контроля – минимум. Думается, историю с Перизат Кайрат обсуждали в каждой казахстанской кухне, на всю страну прогремела также фамилия Тотакановых – супругов Даулета и Толкын.

Схема обмана в обоих случаях строится довольно легко, главный посыл – сыграть на чувствах людей. Перизат Кайрат собирала деньги якобы на помощь больным детям, пострадавшим от паводков, Палестине, но в итоге стала героиней скандального расследования: больше 3,5 млрд тенге пошли на ее личные нужды.

Похожая история и с супругами Тотакановыми, которые собрали на лечение сына 1,3 млрд тенге. Правда из этой суммы на ребенка было потрачено всего 6,4 млн тенге, остальные деньги они использовали на машины, путешествия, шопинг и азартные игры.

Все это – явный показатель того, что казахстанцы охотно откликаются на чужую беду. По данным международной организации Charities Aid Foundation (CAF), Казахстан оказался в ТОП-30 стран в рейтинге по щедрости в благотворительности.

Причем для большинства нашего населения это не просто жест доброй воли, а часть культуры – до сих пор общество придерживается древнего обряда «асар», то есть коллективной помощи. Отсюда и благотворительные организации растут как на дрожжах.

Без отчетности и контроля

В том, что последние аферы подорвали доверие казахстанцев к благотворительности, сомнений нет, как, впрочем, и касательно того, что сфера давно нуждается в регуляции. Мало кто из простых обывателей, к примеру, знает, что все эти фонды по закону обязаны публиковать отчеты и аудиты. Или, например, что до 90% поступлений они могут тратить на свои административные нужды. Или то, что государство не может вмешиваться в дела таких организаций.

Как бы то ни было, но именно дела Перизат Кайрат и Тотакановых вскрыли проблемы благотворительности. Потому чиновники решили взяться за эти «гнойники». Сейчас Минкультуры и информации разрабатывает законопроект, который направлен на усиление госконтроля и регулирование этой сферы.

«В настоящий момент рабочая группа разрабатывает поправки, которые необходимо внести в закон о благотворительности, и мы в этой группе участвуем. Вопрос заключается в том, чтобы системно изменить ситуацию в государстве, потому что помимо того, что не всегда качественно прописано, это не всегда исполняется. К примеру, в законодательстве прописана сдача отчетов организациями, но не все соблюдают это. А государство со своей стороны не проводит должного мониторинга: сдана ли отчетность, в должном ли виде она сдана. Здесь, скорее, вопрос заключается не в том, как это прописано в законах, а в том, как это работает», - говорит основатель Добровольного общества «Милосердие» (ДОМ) Аружан Саин.

Как считает депутат Мажилиса Динара Наумова, благотворительность нынче остается недостаточно прозрачной во многом из-за отсутствия четкого законодательного регулирования.

«Многие добросовестные фонды ведут учет средств, но публикация отчетов у них носит добровольный характер. К сожалению, этим пользуются недобросовестные лица, что снижает доверие к сектору в целом. Поэтому крайне важно разработать прозрачные механизмы, единые стандарты отчетности и систему контроля, которая позволит обществу видеть, как расходуются средства, и поддерживать честные инициативы», - считает депутат.

А общественный деятель Бекнур Кисиков предлагает и вовсе штрафовать за отсутствие отчетов, ведь фонды – общественные, соответственно, люди должны знать, на что именно тратят их деньги.

«Нужно сделать ужесточение и штрафовать организации за то, что не публикуют отчеты. Например, годового отчета нет – то штраф. Тогда они быстро начнут размещать свои отчеты. Нет сайта – штраф, потому что сайт сейчас – это элементарная вещь, которую каждый второй может сделать. Или нужно создать какой-то единый государственный ресурс, на котором все фонды будут отчитываться», - предлагает Кисиков.

Ужесточить нельзя регулировать

Мнения экспертов по поводу необходимости ужесточения законодательства в сфере благотворительности расходятся. Некоторые уверены: усиливать контроль – не лучший путь.

«Я думаю, на сегодняшний день законодательно в этой сфере все зарегулировано довольно-таки неплохо. НПО и благотворительные фонды действуют в рамках административного кодекса, налогового кодекса и уголовного кодекса. Поэтому на сегодняшний день, мне кажется, все прописано хорошо и требовать ужесточения не имеет смысла. Если мы пойдем на ужесточение, тогда мы будем говорить о том, что ужесточаются вообще желания людей проявлять свою гражданскую активность», - убеждена Аружан Саин.

«В сфере благотворительности уже есть госконтроль, но дополнительный госконтроль не помешает, главное, чтобы какие-то регламенты не ограничивали благотворительность. А то сейчас под горячую руку могут всю благотворительность загубить. Один кейс Перизат Кайрат не должен влиять на всю благотворительность. Это единичный кейс, из-за которого всех других людей, которые десятилетиями занимаются благотворительностью, их не надо ставить в один ряд и рубить», - считает Кисиков.

В Мажилисе при этом уверены: важно не наращивать контроль, а обеспечить прозрачные правила, при которых злоупотребления будут исключены, а доверие граждан – защищено.

«Необходимо создать прозрачные правила работы фондов, волонтеров и физических лиц, которые собирают средства. Законодательство должно предусматривать обязательную отчетность, контроль распределения средств и проверку достоверности нуждающихся. Это позволит исключить злоупотребления и сохранить доверие общества, при этом не ограничивая добросовестные инициативы», - подчеркнула депутат Динара Наумова.

Один из возможных шагов, который предлагают депутаты, – создание единого реестра организаций, которым действительно можно доверять.

«Необходимо создание единого реестра проверенных благотворительных организаций, который будет содержать сведения о фондах, их деятельности, реализуемых проектах и объемах собранных и использованных средств. Это позволит обществу ориентироваться на проверенные структуры, повысить прозрачность и доверие к сфере благотворительности. Введение единого оператора может быть одним из инструментов», - продолжила она.

В обществе также поползли слухи о том, что на этом фоне могут запретить сборы физлицами. Однако в этом вопросе депутат категорична: подобная мера – все равно что закрыть дверь перед теми, кто просит о помощи.

«Считаю, что запрещать сборы физическим лицам неправильно, поскольку благотворительность у нас в стране – это в первую очередь гражданская инициатива и готовность людей помогать друг другу. Люди по-разному оказываются в сложной ситуации, бывает нужна срочная помощь, а не каждый умеет организовать сбор. Главное – не ограничивать инициативу, а создать прозрачные механизмы, которые помогут направлять помощь тем, кто действительно нуждается, и защищать людей от мошенников», - отметила Наумова.

Как не нарваться на мошенников

Чтобы не стать жертвой обмана, эксперты советуют «включать» не только сердце, но и голову. Если вам давят на жалость, торопят с переводом или просят отправить деньги на личные карты без прозрачного объяснения, то стоит насторожиться.

«Ответственность за то, что появляются такие мошенники, лежит в том числе и на благотворителях. Очень часто люди, которые хотят манипулировать и каким-то образом собирать пожертвование под видом мошеннических интересов они используют очень эмоциональные инструменты, вбросы – очень срочно надо, ребеночек умрет и так далее. А люди реагируют эмоционально на этот контент, который распространяется и отправляют деньги, не задавая вопросов», - подчеркнула Аружан Саин.

Благотворительность – это, конечно, про доверие. Но сегодня доверие лучше строить на фактах, а не только на эмоциях. Чтобы не попасться на удочку мошенников, нужно проверить, существует ли фонд официально, есть ли у него сайт, отчеты, открытые контакты, история реальных дел.

«Избежать мошенничества в этой сфере очень легко. Перед тем, как отправить деньги, нужно поинтересоваться, что это за фонд. Если у него нет сайта – это уже красный флаг. Также обязательно должны быть отчеты. Если есть сайт и нет отчетов – это снова красный флаг. А если есть отчеты, но они опубликованы в хаотичной форме и в них невозможно разобраться, то это, возможно, намеренно так делается. Интернет дает сейчас безграничные возможности для того, чтобы проверить, существующая ли это организация, как она работает и только после этого следует отправлять деньги», - советует Аружан Саин.

История Перизат Кайрат – конечно, не повод перестать помогать. Но это сигнал к тому, что пора защищать саму идею помощи. Прозрачные правила, единый реестр, проверка сборов – все это не про контроль, а про доверие. Ведь чем чище будет эта сфера, тем больше людей получат помощь.

Автор: Дана Мансур