Что будет с тенге в 2026 году и как сохранить свои сбережения?
Есть ли у нацвалюты основания для сильного падения, рассказали эксперты
Прошлый год для тенге выдался непростым: на него продолжают давить скачки курса, бушующая инфляция и внешние факторы. Что же на самом деле происходит с экономикой, стоит ли готовиться к новым антирекордам и почему 2026 год может стать ключевым для курса, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
Что сдерживает «американца»
Несмотря на укрепление к концу прошлого и начало нового года, на протяжении всего 2025-го с тенге все же происходили «американские горки»: курс колебался в диапазоне от 497 до 540 за доллар. Причем максимального значения «американец» достиг в сентябре. В целом же, официальный обменный курс инвалюты за 2025 год значился на уровне 536 тенге.

К концу 2025 года нацвалюта укрепила свои позиции – на последних торгах курс составил 507 тенге за доллар. По итогам торгов за 27 января 2026 года курс составил 501,79 тенге.
«Доллар начал дешеветь в Казахстане. В целом, само укрепление в начале 2025 года было связано с несколькими причинами. В первую очередь это резкое укрепление российского рубля по отношению к тенге, к доллару. Переговорные политические процессы шли в положительном ключе и это тоже повлияло на укрепление рубля. В течение декабря он укрепился на 5-6% и поэтому доллар подешевел. А наши экономики взаимосвязаны. Также сама американская валюта где-то на 1% ослабла в отношении ко всем мировым валютам из-за снижения базовой ставки и экономических причин. А в конце года многие валютные экспортеры начинают продавать доллары, теряют по налогам. У нас есть требование – через какое-то время экспортеры должны продавать свою валютную выручку. Все эти факторы влияют на укрепление тенге», - перечислил экономист Арман Байганов.
Прогнозы: есть ли серьезные поводы для девальвации?
Усиление позиций нацвалюты к концу года казахстанцы же объясняют сдерживанием курса Нацбанком, чтобы закончить год на положительной ноте. Поэтому девальвационные ожидания людей усиливаются, ведь причин для беспокойства немало: во-первых, сохраняется высокая зависимость тенге от внешней конъюнктуры: мировые цены на нефть нестабильны, а геополитическая турбулентность вокруг России и Китая – двух крупнейших торговых партнеров Казахстана – влияет на торговый баланс. Во-вторых, дефицит бюджета, растущая инфляция и отток капитала давят на экономику изнутри. Но эксперты успокаивают – по их словам, обвал тенге в 2026 году – событие маловероятное.
«Давать прогнозы по валюте в целом, а еще и на год вперед – дело неблагодарное, а зачастую и бессмысленное, так как на курсы влияют многочисленные факторы, которые могут радикально меняться в считанные недели, или даже дни. Поэтому мы исходим из той предпосылки, что ничего экстраординарного не произойдет и текущие тренды будут продолжаться. Исходя из них, наш прогноз на 2026 год – это коридор в 540-580 тенге и без крайне негативных для нашей страны и экономики событий доллар не должен пробить отметку в 600 тенге», - прогнозирует экономист Мурат Кастаев.
Арман Байганов солидарен с мнением коллеги. По его словам, многое будет зависеть и от геополитической ситуации в мире.
«Если Россия и Украина придут к соглашению, это позитивно скажется на всех, в первую очередь на соседних странах. Рубль может укрепиться и возможно снятие санкций, что тоже положительно для нашей национальной валюты. Второй момент – НДС, налоговая реформа, поступлений в бюджет будет больше и это будет способствовать сокращению дефицита бюджета, потому что в предыдущие годы налогов поступало меньше, они не покрывали расходную часть бюджета. Из-за этого у нас постоянно рос государственный долг. Казахстан за счет выпуска ценных бумаг, облигаций очень много занимал, из-за высокой базовой ставки обслуживание госдолга было очень высокое. А с увеличением налоговой базы, возможно, будет меньше нагрузка на нацвалюту», - считает Арман Байганов.
Факторы влияния на тенге
Сейчас в Казахстане действует свободно плавающий обменный курс валют. Как говорят аналитики, о степени свободы этого плавания можно дискутировать, однако в целом курс складывается из баланса спроса и предложения. И в случае резких колебаний этого баланса в ту или иную сторону, Нацбанк может принимать меры по сглаживанию таких колебаний, в зависимости от ситуации покупая или продавая валюту.
Поэтому, по словам Мурата Кастаева, резкой, одномоментной девальвации в таких условиях быть не может. А что касается плавного обесценения национальной валюты, то курс тенге может значительно снизиться в следующих гипотетических условиях:
- Фактор нефти – резкое снижение цен на нефть ниже 50 долларов за баррель; любые перебои в работе нефтепровода КТК, через который идет свыше 80% экспорта казахстанской нефти; иные причины, препятствующие свободной добыче и экспорту нефти;
- Макрофинансовые факторы – снижение доходов бюджета вследствие замедления экономики, опережающий рост расходов государства; растущий дефицит бюджета и сокращение объема государственных золотовалютных резервов и Нацфонда; двузначный уровень инфляции;
- Геополитические факторы – вторичные санкции США и Европы (в случае их расширения и попадания в них крупных казахстанских структур, работающих с/через РФ); дестабилизация вокруг Казахстана;
- Политико-социальные факторы – внутриполитическая нестабильность, политический кризис, социальная напряженность и т.д.
Что касается цен на нефть, то они движутся динамично и очень сильно реагируют на происходящие в мире события. Но пока баланс факторов не смещен на сторону снижения цен. На рынке сейчас наблюдается избыток предложения, идет рост добычи, однако потребление не растет с такой же скоростью.
«На Ближнем Востоке наступило относительное затишье, война в Украине в следующем году может также либо остановиться, либо перейти в затяжную вялую стадию. Если не будет новых геополитических шоков и перебоев в мировой логистике, производство нефти в мире будет расти, однако торговое противостояние между США и КНР, пошлины США против большинства стран мира, геополитическое противостояние западных стран с осью Китай-Россия-Иран-КНДР, переход развитых стран и Китая на альтернативные источники энергии и зеленые технологии – все в совокупности замедляют мировую экономику и снижают спрос на сырье. В такой ситуации сырьевые товары не смогут дорожать», - констатирует Кастаев.
С большой вероятностью тренды в политике и экономике России в следующем году будут похожими на уходящий, однако с существенным изменением – санкции против «Роснефти» и «Лукойла» действительно эффективные, а вкупе с ограничением закупок российской нефти со стороны Китая и Индии, состояние государственных финансов РФ в следующем году значительно ухудшится, что приведет к росту дефициту бюджета и активному печатанию денег Центробанком.
«Курс рубля может сильно ослабнуть, однако в условиях отсутствия рыночного курсообразования, официальный курс может отличаться от рыночного, что приведет к развитию черного рынка валюты и может вызвать приток рублей на казахстанский валютный рынок. Без своевременных упреждающих мер со стороны Нацбанка и АРРФР это может значительно снизить курс рубля и кратно увеличить спрос на иностранные валюты. Поэтому в 2026 году рубль с большей вероятностью существенно ослабнет по отношению к тенге в коридоре 4-5 тенге за рубль», - уверен Мурат Кастаев.

Еще один важнейший фактор – инфляция, которая оказывает на тенге прямое влияние. Наши чиновники пытаются ее обуздать – Нацбанк уже повысил базовую ставку почти до предела возможного в текущей ситуации. И если меры правительства по сокращению расходов государственного бюджета будут эффективными, то, по прогнозам аналитиков, казахстанцы увидят замедление инфляции до 9-11% в 2026 году, что уже лучше, чем в 2025 году.
«Конечно, разгон инфляции влияет на ослабление нацвалюты. К сожалению, в этом году инфляция высокая. Этот фактор, а также высокая базовая ставка не дают укрепиться курсу нацвалюты. Так что здесь палка о двух концах. Чтобы привести курс нацвалюты в стабильный уровень, одной монетарной политикой Нацбанка это не решить. Здесь надо совместно работать Нацбанку с Правительством, Самрук-Казына, снизить теневую экономику – тогда стабильность курса валюты будет обеспечена», - считает Арман Байганов.
Как сохранить сбережения?
Что же делать простым казахстанцам в таких непростых условиях, чтобы сбережения не обесценились? По советам аналитиков, накопления лучше диверсифицировать: часть – в тенге, часть – в инвалюте или инвестиционных инструментах. Вопрос только в их пропорциях. Главный принцип таков: по мере увеличения размера капитала и срока инвестирования должна увеличиваться доля валютных активов, и уменьшаться доля инвестиций в тенге.
«Краткосрочные сбережения (которые могут понадобиться на горизонте до 1 года) лучше хранить на тенговых депозитах в крупнейших банках страны; более долгосрочные сбережения лучше диверсифицировать в разные активы. В связи с тем, что долларовые депозиты в нашей стране невыгодны, можно вкладывать в инвестиционные инструменты, номинированные в иностранных валютах – акции, облигации, биржевые фонды, сырьевые товары, драгоценные металлы. Благо, после пандемии рынок инвестиций в нашей стране стремительно развился и сейчас вложения в такие инструменты доступны буквально каждому, так как начинаются от нескольких тысяч тенге. Приложения банков позволяют переводить деньги между тенговыми и валютными депозитами, покупать и продавать финансовые инструменты буквально в несколько кликов», - рекомендует Мурат Кастаев.
Главное – чтобы было что сберегать. Ведь 2026-й обещает быть годом непростым – для экономики, для бюджета, для каждого из нас. И хотя прогнозы по тенге звучат оптимистично, все же следить за курсом нам придется с прежним вниманием. Потому что от его устойчивости зависит слишком многое – от цен в магазине до уверенности в завтрашнем дне.
Автор: Дана Мансур
