Реабилитация экономики – миссия (не)выполнима
Подробный анализ спасения экономики от Расула Рысмамбетова
В середине мая в экспертных кругах появился документ «Комплексный план по восстановлению экономического роста до конца 2020 года».
Судя по всему, речь идет о плане экономического восстановления, который должны были представить Президенту страны.
Документ утверждается Правительством и запланирован к исполнению до конца нынешнего года.
План состоит из 149 пунктов по 10 направлениям, крайне важным, и затрагивает все важнейшие аспекты экономики государства.
В разделе «Привлечение инвестиций» речь идет о введении понятия синдицированного кредитования. Сложность этого вопроса заключается в том, что у всех банков в Казахстане свои подходы к оценке кредитного риска и оценке залогового имущества. Поэтому, будучи законодательно предусмотренным, синдицированное кредитование – то есть когда ряд финансовых институтов дают совместный заем – не является популярным.
Как говорят сами топ-менеджеры банков, самым главным препятствием является недоверие банков друг к другу из-за того, что фининституты принадлежат крупным олигархическим группам и нередко конкурируют в экономических сферах.
Уже много лет банки не могли решить на горизонтальном уровне проблемы управляющего залогом, распределения рисков и налогового бремени. Поэтому в данном случае вмешательство государства в этот процесс является пусть и запоздалым, но полезным шагом.
Исходя из других пунктов раздела видно, что Правительство планирует продолжать размещать акции госкомпаний на бирже, а также планирует отдельно выделить стратегически важные отрасли, инвестиционные проекты в которых будут находиться под особым контролем государства, и, вероятнее всего, им будет оказана особая поддержка.
Кроме того, Правительство предлагает обеспечить казахстанским бизнесменам доступ к площадке Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) и решению вопросов в рамках английского права. Такая мера, на первый взгляд, выглядит как создание внутреннего офшора, тем более, что один из пунктов предполагает перевод дочерних структур госхолдингов из иностранной юрисдикции в МФЦА.
Мера видится чрезвычайно оптимистичной, потому что есть ряд причин, по которым госкомпании обитают за границей Казахстана. Среди этих причин есть как субъективные (меньший контроль со стороны государства и скорость проведения сделок), так и объективные (развитый корпоративный арбитраж и доверие со стороны иностранных акционеров/партнеров, если компания зарегистрирована в устоявшейся офшорной юрисдикции).
Особое внимание в разделе «Реальный сектор» отведено агропромышленному комплексу. В период карантина Правительство увидело важность своевременного обеспечения граждан продуктами питания.
В эту область входит не просто сбор урожая, но и самое главное – финансирование, логистика и страхование рисков производителей. Например, Правительство поручает признавать договоры обязательной закупки (офтейк контрактов) в качестве твердого залога при получении финансирования из банков.
Ранее такие контракты могли быть признаны лишь Банком развития Казахстана, а коммерческие банки признавали такие документы на свое усмотрение, в общем-то совершенно логично понимая связанные риски.
В сфере АПК предусмотрена очень важная инициатива запуска в нескольких регионах «пилотного проекта по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка», с налаживанием системы постоянного закупа и сбыта аграрной продукции, обучения и повышения агрокомпетенций, с дальнейшей разработкой полноценной программы к июлю 2021 года.
Такая мера является продолжением поручения Президента о потребительской кооперации.
Риск потребительской кооперации в том, что инициатива предполагает затронуть лишь одну сторону цепочки снабжения. Государство обеспечит закупки продовольствия в специально организованную сеть (включая 17-19 оптово-распределительных центров во всех регионах Казахстана), однако не трогая производственную часть.
Следует отдавать себе отчет в том, что в долгосрочной перспективе потребуется провести государственный аудит крупных землевладельцев, пересмотреть денежные субсидии с заменой их на натурные (в виде ГСМ, удобрений, логистических услуг), чтобы не просто покупать всю продукцию, а помочь фермерам и производственным кооперативам снизить стоимость производства и создать необходимый объем для экспорта продукции за пределы Казахстана.
К сожалению, в спешке антикризисных мер Правительство предпочло не пересматривать структуру холдинга «КазАгро», который постоянно подвергается критике сельчанами как неэффективный.
Каждый год Правительство выделяет не менее 60 млрд тенге на нужды холдинга прямым перечислением, однако холдинг остается убыточным. Холдинг остается сложным по структуре и непрозрачным по путям финансирования фермеров и оценки эффективности господдержки сельского хозяйства.
Меры в АПК больше касаются не удешевления услуг и товаров для фермеров, а денежной компенсации их затрат, что потенциально может быть полем для коррупции, как это нередко бывало.
Отдельного внимания заслуживает создание Фонда развития промышленности (ФРП), «направленного на обеспечение доступного кредитования прорывных обрабатывающих предприятий по ставке не более 3%, за счет средств, в том числе собираемых в рамках расширенных обязательств производителей».
В этом случае создание ФРП выглядит сомнительной мерой при наличии такого органа как БРК, который и так призван диверсифицировать нашу экономику через обеспечение длинных и недорогих средств.
Финансирование фонда, вероятнее всего, будет осуществляться из средств, сходных с БРК, а значит будет некоторая конкуренция. Ставка же в 3% является гораздо ниже рыночной и даже ниже инфляции, что может некоторым образом сделать убыточным существование фонда, если финансируемые им проекты не смогут начать работать в ближайшие два-три года.
В сфере строительства запуск программы «5-10-20» кажется сугубо социальной мерой, которая может увеличить импорт строительных материалов, парадоксально подняв цены на строительство.
Кроме того, лучше всего программу «5-10-20» увязать с управлением миграционными потоками, чтобы не продолжить неконтролируемый отток жителей из без того депрессивных регионов в четырех-пяти крупных городах.
Если миграционная составляющая не будет учтена, то на севере Казахстана продолжится депопуляция, а в крупных городах нагрузка на инфраструктуру – как физическую, так и социальную – вырастет до критических величин. Это логично увеличит в данных регионах безработицу, рост преступности и социальную напряженность.
Вместе с тем логичным и правильным выглядят шаги по поддержке малого и среднего бизнеса, который значительно пострадал в период карантинных мер государства. Финансовые и налоговые послабления очень важны, и теперь самое главное – добиться их исполнения от местных органов власти.
Пакет макроэкономических мер, включая налоговые отсрочки, крайне важен, и в то же время Правительство столкнется со сложностями пополнения бюджета. Говоря откровенно, налоговые поступления в 2020 году значительно снизятся, хочет этого Правительство или нет. Тут нет готовых рецептов, и, вероятнее всего, государству придется готовить новый транш из Нацфонда осенью.
Кроме этого, есть, на мой взгляд, сомнительные меры вроде открытия криптовалютной биржи, однако было бы любопытно посмотреть, как Правительство справится с этой непростой задачей.
В целом цифровизация госуправления и документооборота может оказать резко положительное воздействие на страну в целом, в случае, если «Казахтелеком» сможет обеспечить бесперебойную связь во всех населенных пунктах.
Онлайн-учеба в период карантина показала, что школьные учителя и вузовские преподаватели показывали чудеса адаптирования к программам всевозможных каналов обучения. Однако их фантазия и старания все же были сильно торпедированы плохой и нестабильной связью.
Думаю, не за горами значительные государственные вложения в сеть 5G, чтобы решить эту проблему раз и навсегда.
В целом план является достаточно широким и общим, чтобы учесть имеющиеся замечания от общественности и внедрять новые пункты и делать поправки «на ходу».
Несмотря на обилие критики, сам факт, что Правительство готово быстро предложить план, уже является положительным показателем.
В общем, в Казахстане отрасль планирования развита лучше, чем во многих соседних странах. Теперь дело за исполнением и совершенствованием.
Расул РЫСМАМБЕТОВ, экономический обозреватель AR