Эксперты уверяют – железнодорожная производственная отрасль нуждается в перезагрузке и тонет в бюрократии
Чуть меньше месяца назад депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Дюсенбай Турганов заявил о проблеме: казахстанские производители железнодорожной продукции не получают поддержки и льгот. Так, в своем выступлении депутат Дюсенбай Турганов рассказал о жалобе павлодарской компании, которая заявила об отсутствии контрактов с казахстанскими производителями и сообщила, что 80% продукции идет на экспорт в СНГ. Помимо этого, как отмечают эксперты, в отрасли давно назрели и другие глубокие системные проблемы: слабая сырьевая база, зависимость от импорта, падение цен на сталь и пробуксовка господдержки. Подробнее в материале корреспондента Azattyq Rýhy.
Если говорить о конкретно этом случае, то ранее компания уже имела контракты с АО «ЗИКСТО». В компании нам сообщили, что в период 2018–2022 годы более 50% продукции Format Mach было признано бракованной, а поставки часто срывались. Новый контракт был заключен лишь в конце 2024 года.
«Низкое качество продукции и нарушение сроков поставки ставили под угрозу выполнение обязательств перед КТЖ и другими заказчиками», - сообщили в АО «ЗИКСТО».
Аналитики World Steel Association посчитали, что Казахстан в 2024 году произвел всего 4,2 млн тонн стали, занимая 32-е место в мире. Это на порядок ниже внутренних потребностей, учитывая, что только одно железнодорожное колесо требует до 0,5 тонны стали.
Ситуация усугубляется тем, что на внешних рынках сталь стоит дешевле.
По данным рейтингового агентства НРА, в Азии тонна стали стоит 550–650 долларов, в ЕС - 750-800, в США - до 950.
Не последнюю роль в таком положении вещей сыграла Поднебесная.
«Мировой рынок стали испытывает избыток предложения и падение цен из-за сокращения внутреннего спроса, особенно в Китае», - пояснили аналитики S&P Global.
Для сравнения: в России, согласно данным «Газпромбанка», цены на сталь в 2025 году упали на 11%, а в 2026 году ожидается дальнейшее снижение на 5-10%.
Несмотря на ситуацию на рынке, в Казахстане запускаются проекты по локализации производства. В Экибастузе строится электрометаллургический завод на 1 млн тонн стали в год на базе кластера Railways Systems KZ.
А в Атырау ГК TEXOL начала строительство завода по выпуску 60 млн тонн литых изделий. Но, как отмечают эксперты, даже с новыми мощностями отрасль не решает главную проблему - отсутствие нужных марок и геометрий стали для высокотехнологичной продукции, такой как железнодорожные колеса.
Чтобы защитить внутренний рынок, с июля 2025 был введен полугодовой запрет на вывоз железа и полуфабрикатов из нелегированной стали. До этого, в апреле, был введен аналогичный запрет на вывоз лома черных металлов.
«Однако такие ограничения не решают проблему качества. Казахстанские металлурги не выпускают нужные марки стали для сложной продукции», - заявляют специалисты.
Устранить законодательные препоны в таком сложном производстве могут помочь регуляторные песочницы - экспериментальные правовые режимы, при которых инновационные проекты могут развиваться без жестких бюрократических ограничений.
Механизм уже используется в Великобритании, Канаде, Сингапуре, Малайзии и других странах.
«Песочницы позволяют понять, какие законодательные меры необходимы для гибкости, и адаптировать их до масштабной реализации», - говорится в докладе S&P Global
Еще одной проблемой, требующей внимания и решения со стороны государства, является бюрократизм чиновников. Ее неоднократно отмечал Токаев.
В частности, в своем послании 8 сентября 2025 президент сказал: «В стране сложилась громоздкая и разрозненная система взаимодействия с инвесторами. Она неизбежно ведет к бюрократии и дублированию функций. В нынешней сложной ситуации привлечение инвестиций – это первоочередная задача, которая требует от нас новых подходов».
Годом ранее глава государства во время форума Президентского молодежного кадрового резерва говорил о необходимости сделать госслужбу передовой и прозрачной отраслью без волокиты и бюрократии. Однако пока проблема остается не решенной.
Еще одно важное направление государственной работы – выстраивание стабильного сотрудничества как с внутренними агентами, так и с внешними рынками. При отсутствии одного из этих элементов, устойчивое экономическое развитие будет невозможным.
Премьер-министр РК Олжас Бектенов в конце сентября этого года выступил с речью на сессии «Союз новых технологий: создавая промышленность будущего». Он отметил важность международного сотрудничества в развитии промышленности наряду с совместной работой бизнеса и правительств, научных деятелей и новаторов.
По словам главы правительства, государство идет по пути построения сильной инновационной экономики, в которой кооперационные проекты играют важную роль. Благодаря ним появляются решения, выгодные всем сторонам, – конечные продукты и технологии.
Идею о партнерстве с международными компаниями Олжас Бектенов продолжил в рамках заседания Совета глав правительств СНГ. Он назвал СНГ надежной площадкой для сотрудничества, кооперационных проектов и выгодных для всех сторон решений. Это не удивительно, поскольку ежегодный средний рост ВВП Содружества составляет 4,5%.
Сотрудничество Казахстана с другими регионами – возможность повысить свою конкурентоспособность и усилить экономический рост, одновременно придавая импульс деловой активности в стране.
Развитие кадрового потенциала в Казахстане – еще одна важная задача, которую необходимо системно решать государству и бизнесу через совместную работу.
Депутат Турганов отметил, что в Казахстане из-за импортозависимости на производствах не создано 3500 рабочих мест. Однако это лишь верхушка айсберга.
По данным Минтруда и соцзащиты населения РК, дефицит рабочих к 2030 году превысит 400 тысяч человек. Промышленности в первую очередь нужны сварщики, строители-монтажники и связанные с ними рабочие, слесари самого различного оборудования.
Помимо создания рабочих мест необходимо сформировать среду, в которой достаточно учебных мест в вузах и колледжах, когда студенты и выпускники могут нарабатывать опыт на местах и получать профессию в реальной рабочей среде, и когда на производствах создаются условия для развития специалистов вместе с сильной корпоративной культурой.
В то же время необходима масштабная работа над популяризацией рабочих и промышленных профессий. Статистика говорит о том, что каждый пятый казахстанец не работает по специальности. Эта системная проблема требует внедрения новых мер, чтобы повысить престиж рабочих профессий, и активного вовлечения государства, способного в национальном масштабе обновлять культурный код.
Роль государства в обновлении машиностроения и железнодорожной промышленности сложно переоценить. Поэтому, как отмечают аналитики, настал этап для пересмотра текущих мер и внедрения новых, актуальных механизмов, отвечающих современным реалиям. Необходима системная работа, которая позволит создать всестороннюю государственную поддержку отрасли с прозрачными условиями и четким механизмом распределения.