Карантин в доме престарелых. Как живется алматинским пенсионерам?

Автор: Сейтказин Ардак

Накануне пришли результаты их анализов на коронавирус   

В условиях пандемии именно пожилые люди находятся в группе повышенного риска. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют им соблюдать условия карантина. Однако, несмотря на все принятые ограничения, в доме престарелых близ Нур-Султана произошла вспышка коронавируса. Инфекцией там заразились сразу 25 человек.

Анализы на COVID-19 сдали и постояльцы, а также сотрудники алматинского Дома ветеранов. О результатах тестирования и жизни пенсионеров на строгом карантине читайте в материале корреспондента Azattyq Rýhy.

Первой нашей собеседнице Айымторы Тайгариновой в этом году исполнилось 83 года. В Центре оказания специальных социальных услуг № 3, или, как его обычно называют в народе, «доме ветеранов», она живет уже семь лет. О том, как попала сюда, говорит неохотно.

После смерти мужа женщина осталась совсем одна. Ситуацией воспользовались недобросовестные риелторы, обманули и оставили ее без квартиры. Бывшие коллеги, узнав о ее злоключениях, помогли оформить все документы для размещения в этом центре.

«Мне ведь 83 года. Родителей нет, близких почти не осталось. Племянницы сами по себе, у них работа. Совсем мало их, кто общается со мной», – рассказывает она.

Айымторы Каспиевна в Алматы живет с середины 50-х годов, практически всю свою жизнь проработала актрисой в театре юного зрителя имени Габита Мусрепова. Профессия, как говорится, дает о себе знать. Даже будучи на карантине женщина тщательно следит за внешностью. Выбирает яркие платки и расшитые камзолы. Больше всего, по ее словам, она скучает по неспешным прогулкам. Ведь с начала карантина постояльцам центра приходится мириться со строгими условиями. Даже с соседями приходится общаться лишь по телефону. Еду персонал учреждения разносит по комнатам. Вязанием и бисероплетением местные мастерицы теперь также занимаются не в группе, а индивидуально. Из развлечений только прогулки по территории центра, да и то маленькими группами максимум из трех человек. Впрочем, ко всем ограничениям наша собеседница относится философски.

«Все говорят, что у меня самая красивая и уютная комната. Всех обычно к себе приглашаю, но сейчас мы тут живем в абсолютном уединении. В гости друг к другу не ходим. Но все это временное явление, уж поверьте моему жизненному опыту. Это нам испытание такое пришло, чтобы люди не растеряли самое главное в жизни – свои отношения. Сейчас возвращается к нам доброта, люди стали больше общаться друг с другом. А это значит, что все будет хорошо!» – говорит она.

Правда, недавно все постояльцы и сотрудники переживали, можно сказать, нервные времена. 370 человек, 270 из которых старики, ждали результатов тестирования на коронавирус.

Накануне пришли результаты анализов.   

«Мы кричали «Суюнши!». Для нас это была огромная радость. У всех результаты оказались отрицательными. Мы друг другу звонили, делились хорошими новостями. Мы поняли, что это наша победа. Карантин – все-таки испытание для всех, и мы его выдержали», – с гордостью рассказывает Айымторы Тайгаринова.

Хорошими новостями также охотно делится с нами и вторая собеседница – Татьяна Надеина. Говорит, с тревогой следила за новостями из столичного дома престарелых, потому отрицательные результаты тестов без преувеличения осчастливили всех.  

«Вчера уже пришел результат, и у всех он отрицательный. Не дай Бог никому заболеть! Мы же смотрим телевизор, информации очень много, на нас это действует, мы все это держим в голове, в душе переживаем. Не хотим тоже заразиться и заболеть. Раньше каждый день в больницы отправлялись, кто-то в магазин ходил, кто еще – по делам, а сейчас мы все без права выхода, но меня все устраивает. С соседями встречаемся, только когда на улицу выходим, бывает, заговоришься, а потом вспоминаешь, что нельзя же, и уходим. Правила не нарушаем, скандалов не создаем, да и жаловаться не на что, даже еду в комнаты приносят», – делится с нами Татьяна Надеина.

В центре Татьяна Андреевна живет уже 10 лет. Женщина работала учителем рисования, поэтому и на карантине занимается творчеством. Больше всего ее радуют прогулки по территории и разговоры с друзьями по телефону.

«А что нам еще нужно? Мы ведь на пенсии, привыкли к спокойному укладу. Особенно нас радует сейчас наступление весны, весь наш сад цветет, благоухает. У меня в Алматы друзья живут, в субботу мы должны были идти в кафе отмечать мой «туган кун», но не можем, встретимся онлайн. На карантине Интернет освоила, научилась всему», – бодро говорит она.

За безопасность пожилых людей сейчас полностью отвечают сотрудники Центра оказания специальных социальных услуг. С 6 апреля для того, чтобы исключить возможность заражения, более 100 сотрудников переехали жить сюда. Они расположились в свободных комнатах, их обеспечили трехразовым питанием и средствами индивидуальной защиты. На удаленный режим работы перешли в основном сотрудники администрации. Остальные же заняты приготовлением еды, которую нужно разносить по комнатам четыре раза в день. Круглосуточно дежурят несколько медицинских сестер для того, чтобы не оставлять стариков без необходимой медицинской поддержки. По словам директора, проводятся ежедневная уборка комнат и их дезинфекция, ухаживают также за садом, куда постояльцы выходят подышать свежим воздухом. Введен масочный режим.

«Мы стараемся все держать в чистоте, 3-4 раза в день все обрабатываем, дезинфицируем, скамейки все вытираем на улице. Антисептики закупили, маски. Режим изменили, что каждый у себя в комнате должен находиться. Если нужно, книги приносим из библиотеки, для рукоделия материалы все есть, выдаем, у каждого в комнате есть телевизор. Кто вязанием занимается, кто-то – бисероплетением, кто-то рисует, такая возможность есть, все материалы у нас есть. Хотят, конечно, все вернуться к прежней жизни, но это люди с большим жизненным опытом, поэтому с пониманием относятся ко всем вынужденным мерам», – отмечает директор Центра оказания специальных социальных услуг № 3 Раиса Сыпабекова.

Все риски заражения исключены, уверяют в центре. Ведь даже за заказами пенсионеров из магазина никто не выходит. Все доставляют курьеры и оставляют на КПП. За медицинской помощью извне обращались лишь однажды. Женщину забрали на лечение в медицинский стационар. После лечения она вернулась, сдала тест, который оказался отрицательным.

К слову, несмотря на жесткий карантин и запрет посещений, никто из родственников не пожелал забрать стариков домой.

«Мы всем объявили 13 марта, что центр закрывается, никто из родственников заходить не будет, и общаться будете только по телефону, а передачи можно будет оставлять только на КПП. Дали им возможность подумать, но никто не захотел забрать родных. Желающие, а это пять постояльцев, написали заявление и уехали к родственникам», – говорит Раиса Сыпабекова.

Пока ослаблять жесткий режим изоляции в центре не собираются. А постояльцы же ждут завершения карантина и строят планы – на будущее без карантина.

«У нас есть комната долголетия, где мы с детьми занимаемся. Дети приходят, общаются с нами, уроки делают. Я когда-то мастером художественного слова была, я их учу, читаю им стихи, произведения. Первым делом хотелось бы с детьми встретиться», – мечтает Айымторы Тайгаринова.

«Буду с друзьями чаще встречаться. Я уже представляю себе нашу первую встречу. Карантин научил ценить дружбу, больше понимаешь ценность жизни и ценность семейного очага. Мы же сейчас стали тонкими натурами, все воспринимаем по-другому», – заключает Татьяна Надеина.

В завершение хотелось бы пожелать нашим аксакалам терпения и здоровья, а еще поблагодарить персонал центра за чуткое отношение к пожилым.

Алтыншаш СМАГУЛОВА

Теги: