Связана ли выплата 42 500 с уменьшением пенсионных накоплений? Ответ экспертов
Петр Своик и Айдар Алибаев прогнозируют дальнейшее снижение инвестдохода
Пособие в размере 42 500 тенге – главный ньюсмейкер в Казахстане. Причем шумиха разгорается как в СМИ, так и в соцсетях. Надо сказать, способствуют этому и не всегда продуманные действия, а также высказывания чиновников. То с регламентом выплат не могли определиться, то eGov завис, затем и вовсе казахстанцев припугнули ответственностью за начисленные по ошибке деньги. Опять же пришлось оправдываться: мол, такого мы не говорили, никого преследовать не будут. Но, если вы сохранили работу и зарплату, то вернуть пособие вроде как придется. В общем, как сказал один из комментаторов в Facebook, «развели ромашку на уровне министерства». Пользователь, разумеется, намекает на Минтруда.
Казахстанцев всколыхнула и еще одна новость: отложенные на безбедную старость деньги вдруг уменьшились. Причем практически с началом выплат тех самых 42 500. Совпадение? Корреспондент Azattyq Rýhy разбирался в вопросе.
Это всего лишь пара примеров бурного обсуждения в Facebook.
В ЕНПФ поспешили опровергнуть многочисленные слухи. Дескать, деньги вкладчиков к выплатам пособия не имеют никакого отношения. 42 500 тенге берутся из Государственного фонда социального страхования (ГФСС).
«Деньги взяты из Государственного фонда социального страхования. Сама выплата называется «выплата из государственного фонда социального страхования на случай потери дохода в период ЧП», – пояснил пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РК Александр Кононец.
Разъясним, что в ГФСС аккумулируются деньги соцотчислений, которые можно получить, к примеру, при потере работы, трудоспособности, кормильца или при выходе в декрет.
Эти социальные отчисления согласно закону ежемесячно платит работодатель, причем за счет собственных средств. Сумма отчислений составляет 3,5% от заработной платы работника.
С вопросом, откуда же берутся деньги на выплату 42 500, разобрались. Теперь вернемся к деньгам пенсионным. Так почему же вкладчики не досчитались денег?
В ЕНПФ разъяснили, что пенсионные накопления – это сумма взносов и инвестиционного дохода, начисленного на них. Взносы никогда не уменьшаются, так как их сохранность гарантируется государством. Чтобы деньги, как говорится, не лежали мертвым грузом на счетах вкладчиков, их инвестируют. Полученный доход распределяется среди вкладчиков.
Управляет пенсионными активами Национальный банк.
«Пенсионные накопления инвестируются в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, иностранные валюты). Их стоимость постоянно меняется в связи с экономической ситуацией в мире», – отметили в ЕНПФ.
Инвестиционный доход может как увеличиваться, так и уменьшаться.
«Так как инвестиционный доход начисляется ежедневно, то и общая сумма пенсионных накоплений меняется так же. Поэтому при отрицательном инвестдоходе сумма пенсионных накоплений будет уменьшаться, при положительном – увеличиваться. Важно понимать, что доходность инвестирования нужно смотреть за большой промежуток времени, например, за год, а не за несколько дней», – сообщили в пенсионном фонде.
Более того, там утверждают, что результаты инвестиционной деятельности в этом году положительные: на счета вкладчиков было начислено более 661,7 миллиарда тенге инвестиционного дохода (1,6 миллиарда долларов). Рост, по данным ЕНПФ, составляет больше 6% с начала года и почти 12% за последние 12 месяцев.
Последствия пандемии или некомпетентности?
Экономист Арман Бейсембаев также не считает ситуацию критичной. Снижение инвестдоходов он объяснил пандемией и вытекающим из нее мировым кризисом.
«У нас давно обсуждают пенсионный фонд Норвегии, в котором накопилось больше триллиона долларов. Они вкладывались по всему миру, и когда случился этот кризис, то фонд Норвегии отчитался о том, что они зафиксировали убыток. У них сейчас около 20% убытка. Стратегия нашего ЕНПФ консервативна, она не ориентирована на краткосрочную доходность. Если вы в этом месяце получили убыток, это не значит, что нужно поднимать панику и кричать о том, что ЕНПФ зафиксировал убыток. Нет, это конъюнктурно, так бывает. Это нормальная ситуация, которая со временем выправляется. Ротация по активам тоже происходит, из каких-то опасных бумаг выходят, что-то делают. Это не так, что положили деньги в определенные бумаги, купили их и сидим, ждем. Нет. Постоянный идет мониторинг ситуации, то есть перетряхивание портфеля происходит регулярно. Поэтому сейчас, если идет убыток, то скорее всего идет курсовая переоценка, из-за того, что рынки упали. Но ничего страшного сейчас не вижу», – выразил мнение Арман Бейсембаев.
Позитивный настрой коллеги не поддерживают экономисты Айдар Алибаев и Петр Своик.
Айдар Алибаев, например, связывает снижение инвестиционного дохода с неэффективным управлением пенсионными накоплениями. Эксперт, можно сказать, стоявший у истоков пенсионной системы страны, возглавлявший ранее Ассоциацию добровольных пенсионных фондов и совет Ассоциации пенсионных фондов, давно голосует за возрождение рыночной конкуренции в этой сфере.
«Национальный банк получает отрицательный доход от неэффективного управления. Вместо того чтобы инвестировать в производство, в инфраструктуру, в развитие нашей страны, они кидают деньги на поддержку банков, на покупку низкодоходных государственных и иностранных ценных бумаг. В результате они и дают низкую доходность, ниже уровня инфляции. Вот и получается, что когда они получают отрицательный доход, то они распределяют его по счетам, и мы, вкладчики, несем убытки. Кризис не имеет к этой ситуации никакого отношения», – уверен Айдар Алибаев.
Пессимистично настроен и экономист Петр Своик. По его мнению, в нынешние нелегкие времена Нацбанк сможет извлечь доходы только за счет снижения курса тенге.
«Инвестиционный доход будет уменьшаться. Часть пенсионных накоплений хранится в долларах, и когда тенге падает в своей стоимости, долларовая часть относительно упавшего тенге дает очень высокую доходность. Если доллары пересчитать по новому курсу тенге, то получается громадный доход. Например, в 2015 году, когда тенге сильно упал по стоимости, за тот год доходность пенсионных накоплений оказалась выше, чем во все предыдущие годы. Тот же фокус будет произведен и теперь. В этом году благодаря драматическому обесценению тенге ЕНПФ радостно изобразит повышенный доход. Хотя реально покупательная способность наших денег сильно упала, а путем арифметических манипуляций, то есть сравнивая упавшую доходность с выросшей доходностью в долларовых инструментах, будет показана повышенная доходность. Что является неправдой, манипуляцией», – считает Петр Своик.
Выход, по его мнению, один – вкладывать деньги в национальную экономику. В реальный сектор, а не биржевые пустышки с их американскими горками.
«Надо прекратить прокручивание пенсионных накоплений на спекулятивном финансовом рынке и вкладывать все свободные средства ЕНПФ, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования в реальную экономику. Конкретно в те отрасли, которые под государственным тарифным контролем, то есть в электроэнергетику, ЖКХ, железнодорожный транспорт. Тарифный контроль со стороны государства обеспечит возвратность и реальную доходность этих средств», – заключил спикер.
Алтыншаш СМАГУЛОВА