«Одно мучение!»: как казахстанцы удаленно «общаются» с eGov

Автор: Сейтказин Ардак

Цифровизация госуслуг ежегодно обходится казахстанцам в миллиарды тенге

Нежданный коронавирус оголил проблемы абсолютно по всем фронтам. Сфера новых технологий, над которой трудятся чиновники второй десяток лет, – не исключение. И речь отнюдь не о космических ракетах, системе распознавания лиц или искусственном интеллекте. Нет-нет, для наших – это что-то из сферы фантастики.

Речь идет о более приземленных вещах. Портале электронного правительства, например, который в очередной раз доказал, что он на самом деле правительственный. А как иначе его назвать, если чиновники пользуются им без проблем, а простой люд сутками напролет не может одну услугу получить? Ладно, без лишних прелюдий приступим: из этого материала Azattyq Rýhy вы узнаете, как «ответственные» должностные лица «заботятся» о нашем с вами удобстве, не жалея миллиардов на подобные инновационные «проекты».

Путеводитель по девяти кругам ада

12 апреля 2020 года портал электронного правительства eGov отметил 14-й день рождения. Разработчики, конечно же, не преминули напомнить об этом в социальных сетях. Но вместо ожидаемых поздравлений на них посыпались жалобы и гневные упреки, мол, за столько лет толком не налажена работа одного сайта.

«Нам 14 лет! 12 апреля 2006 года портал электронного правительства egov.kz увидел своих первых пользователей. Немало времени прошло с тех пор, сейчас на портале каждый пользователь может заказать справку не выходя из дома. И с большой гордостью мы можем сказать, что нас сегодня миллионы! Для удобства пользователей в 2019 году запущено приложение Egov Mobile, также функционируют онлайн чаты FB, VK и телеграм бот EgovKzBot 2.0», – похвастались разработчики годовым результатом работы на странице портала в Facebook.

Вот это результат! За целый год команда программистов запустила приложение для телефона и несколько ботов. Ребята из Силиконовой долины сейчас аплодировали бы стоя. Только у меня возникло несколько вопросов: зачем нужны многочисленные чаты и боты, если взрослое поколение даже не понимает смысл этих слов? Зачем нужны чаты и боты, когда в онлайн надо было переводить самую нужную процедуру – получение ЭЦП? За 14 лет почему-то министры и программисты eGov не додумались до этого, а сделали лишь когда коронавирус «прижал».

Однако у благих намерений традиционный в казахстанских реалиях печальный конец. Получение на портале элементарной услуги превращается в самый настоящий квест. Чтобы получить ЭЦП или любую другую услугу, надо пройти все круги ада: установить и запустить программы NCALayer, Java, корневые сертификаты. Человеку без диплома айтишника сложно понять даже смысл этих терминов. Мне пришлось изрядно попотеть, чтобы, наконец, во всем разобраться, не говоря уже о родителях, бабушках и дедушках. Вот поэтому ЦОНы превращаются в базары. Чтобы быть объективной, приведу несколько отзывов пользователей eGov.

«Я не могу получить ЭЦП удаленно уже вторую неделю. В call-центре не помогли, в службу поддержки обращалась, писала на почту, в социальных сетях в надежде, что кто-то отзовется. Нам нужно оформлять инвалидность. При получении ЭЦП удаленно на сайте eGov прохожу в digital id, после перенаправляется страница на сайт pki.gov.kz, а там выходит ошибка. Данные не совпадают с государственной базой данных. Смысл тогда онлайн-услуги, если сайт выдает ошибку, и никто не может понять в чем проблема? Казалось, как хорошо, когда можно получить услугу онлайн, но на самом деле это не так. Одно мучение! Сижу у компьютера вторую неделю с 8 утра до ночи и безрезультатно, пытаясь вновь и вновь», – жалуется Меруерт Абдрахманова.

Многие не могли получить водительские права или сменить удостоверение личности еще до коронавируса и наплыва пользователей в систему.

«У eGov и Центра занятости населения разные базы? В центре выходит отметка, что я встала на учет как безработная, а у вас стоит «вам не присвоен социальный статус». И начинаются гонения по инстанциям. Центр занятости отправляет к вам, а вы – к ним. Тогда зачем нам нужны ваши сайты и информационные технологии?» – вопрошает Кларенция Ман.

Пользователи недовольны и новоиспеченными продуктами разработчиков.

«Мобильное приложение mGov для iOS вылетает, если в профиле нажать на пункт меню «Социальный статус». Так же, когда нажимаешь на паспорт здоровья, то приложение предлагает сохранить его в формате xml. Что это? Это ведь не приложение какого-нибудь интернет-магазина, это приложение, разработанное на бюджетные деньги, по сути, от имени правительства. И вы его не тестируете, получается!» – высказал критику Роман Шалабай.

И таких отзывов огромное количество. Реальная жизнь оказалась совсем далека от виртуальной, которую нам так старательно рисуют некоторые чиновники.

Банкет за счет клиентов

Жалеть денег на сервис чиновники не стали изначально. С 2006-го до 2016 года на портал потратили 46 миллиардов тенге. Просто любо-дорого смотреть на сайт. Дорого – в прямом смысле слова. Сколько средств налогоплательщиков влили за последние три года – неизвестно, финансовых отчетов нет. Известно лишь, во сколько обходится нам «сопровождение электронного правительства. Для создания нам с вами удобств каждый год из бюджета исправно выделяются солидные суммы – от 40 до 120 миллионов тенге.

А теперь о тех, кто разработал систему. За работающим со сбоями и ошибками eGov стоит акционерное общество «Национальные информационные технологии». С 2007 года оно разрабатывает все инновационные сайты, сервисы не только коммерческим компаниям, но и госструктурам. АО «НИТ» из бюджета выделяют около 35 миллиардов тенге ежегодно, об этом сообщал глава общества Асет Турысов. Отсюда и размах заоблачных налоговых отчислений.

С 2015 года налоги резко возросли – с 5 миллионов до почти 2 миллиардов тенге. Возможно, это связано с возросшим количеством госзакупок. Но об этом позже. За 13 лет работы «НИТ» перечислил в бюджет 21 миллиард 60 миллионов тенге. Максимальные выплаты зафиксированы в 2019 году – 5,5 миллиарда

У руля многомиллиардного бизнеса стоит Асет Турысов. На должности председателя правления он с февраля 2018 года. В разные годы был управляющим директором различных госструктур – «Казпочты», столичного ЦОНа. В 2017 работал независимым директором Совета директоров госкорпорации «Правительство для граждан» и уже оттуда перешел в кабинет председателя правления «НИТ». Кстати, судя по данным из открытых источников, сейчас за ним числится штраф в 12 625 тенге – за езду без пристегнутого ремня безопасности.

Учредитель же «НИТ» – национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». Это крупнейшая госкомпания, созданная для развития современных технологий. Что интересно, «дочка» «Зерде» зарабатывает в разы больше материнской компании. Налоговые отчисления холдинга не достигают даже полумиллиарда.

Бездонный колодец

Госкомпания «Зерде» через дочку «НИТ» ежегодно осваивает гигантские суммы бюджетных денег.

Интересен и тот факт, что «НИТ» занимает второе место в топ-100 поставщиков на портале госзакупок по суммам сделок. То есть госкомпания – один из ключевых исполнителей, ежегодно получающий государственные миллиарды. А главный поставщик госуслуг в нашей стране – корпорация «Правительство для граждан». На третьем месте в списке скромно расположился Bazis Construction.

Так вот, за время своего существования «НИТ» заключил сделки с госорганами на 168 миллиардов 831 миллион тенге. Цифры опять же взяты из открытых источников. Самые «жирные» предложения компании делает Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. И, как правило, из одного источника путем прямого заключения договора. Выходит, что ведомство даже не пытается найти другого поставщика услуг, предлагая тендер напрямую «НИТ».

За три месяца 2020 года «НИТ» успел заполучить тендеры на 4 миллиарда тенге.

Ромина МАКАРИМОВА