Казахстанцы жалуются на неработающую систему медстрахования
Сколько зарабатывают руководители и сотрудники Фонда социального медстрахования, пока казахстанцы сидят в ожидании «бесплатной» медпомощи?
С 2017 года новый одиозный проект под названием «Обязательное социальное медицинское страхование» представляли нам как совершенное чудо: мол, посмотрите, вас будут лучше лечить, снабдят всеми видами диагностики и лекарств, медицина станет бесплатной, мы расширяем перечень услуг, снижаем нагрузку на врачей и поднимаем им зарплаты. Крупные города и регионы наперебой рапортовали об «успешном» прикреплении населения, «кидая» людей от одной клиники в другую без их ведома. Чиновники на местах пели в унисон, дескать, какие же райские условия они создали для внедрения системы и обеспечения качества медицинской помощи. Глава фонда медстрахования ежегодно взахлеб рассказывал о заоблачных суммах, поступивших на счет, и о возможности каждого казахстанца лечиться на эти деньги. В 2020-м эти сказки перестали литься из их уст, ожидание райского и бесплатного медицинского обслуживания сменилось суровой, незашоренной реальностью: люди продолжают платить за здоровье из собственного кармана, записываться на прием к врачу на месяц вперед, а обещанные дорогостоящие услуги МРТ (магнитно-резонансная томография) и КТ (компьютерная томография) получают лишь редкие счастливчики. Azattyq Rýhy представляет материал о провале системы ОСМС.
Любой каприз за ваши деньги, или Праведные потуги от фонда медстрахования
Обещанные золотые горы остались лишь на словах. На деле, по сути, ничего не изменилось: коридоры по-прежнему битком набиты людьми, попасть на прием к нужному врачу невозможно – запись забита на несколько месяцев вперед, пациентам по-прежнему отказывают в своевременном обследовании и лечении, не говоря уже об услугах МРТ и КТ. Я ни в коем случае не виню в этом медиков, хотя в первую очередь злость и возмущение людей выливаются на них. В этой ситуации вина полностью ложится на тех, кто запустил непродуманную схему, не учел подводные камни системы и не решил проблем в здравоохранении, коих скопилось немало. А коронавирус, с последующими карантином и режимом ЧП, лишь оголил и без того заметные недоработки.
Карагандинец Игорь Суворов, к примеру, три месяца не мог добиться для пожилой мамы столь распиаренной услуги КТ. Это при том, что Карагандинская область – первопроходец в вопросах медстрахования. Именно здесь в пилотном режиме стартовала система.
«Мать у меня инвалид II группы. Мы постоянно обращаемся за разного рода медицинскими услугами – это поддерживающая терапия, дневной стационар в том числе. Мы больше трех месяцев не могли добиться компьютерной томографии. Постоянно нет на участке невропатолога, постоянно меняются врачи на участке. Нет четко прослеживающейся связи проблемных пациентов, хотя уже вся история известна.
За эти три месяца поменялось пять врачей и добиться от них что-то невозможно. Как будто выпрашиваешь что-то постоянно. Мало того, что в очередях надо высидеть, а маме, извините, 74 года, так еще и часто бывает, что врачи не приходят. Чтобы чего-то добиться, приходится просто в лепешку расшибаться, орать, кричать, чтобы тебе выдали то, что полагается по закону», – возмущается мужчина.
Из-за постоянных проблем со здоровьем мамы приходится часто наведываться в больницу. Сейчас семья столкнулась с другой проблемой. Маме-пенсионерке не выдают положенных бесплатных лекарств.
«Маме, помимо прочего, сделали операцию в столице – прижигали аритмию и выписали ей «Ксарелто» на постоянной основе принимать. Это очень дорогой препарат – 18-20 тысяч стоит. Несколько лет она принимала эти лекарства, ей выдавали бесплатно, проблем не было. В последнем месяце поменялась процедура выдачи лекарств. Теперь надо, чтобы был написан диагноз. Мама поехала вот на днях в наш карагандинский кардиоцентр, который отправил ее на операцию в столицу. Попросила в кардиоцентре написать ее диагноз – хроническая фибрилляция.
Зачем это все нужно? Я не могу понять: три года давали лекарства, а сейчас «извините, вы не можете это получать». При том, что постоянно перебои с этими лекарствами. Вроде бы их закупают, но их постоянно нет на участке. Как будто облздрав не ведет учет таких препаратов. Может, воруют, между собой распределяют, я не знаю. У нас чуть ли не каждый день в высших органах какие-то коррупционные скандалы всплывают, а на «низах» уж точно есть какие-то дележки», – предполагает Игорь Суворов.
Проблемы возникают и со сдачей различных анализов.
«Я не могу понять – зачем нужна пертурбация, если ничего не меняется? В ОСМС ввели миллиарды, которые теперь сливаются. Люди не могут получить то, что им положено. Я очень сильно недоволен системой здравоохранения в целом. Ситуация из раза в раз повторяется. Чтобы взять направление на какие-то анализы дорогостоящие, нужно натурально переругаться со всеми, со всей 5-й поликлиникой Караганды, дойти до руководства, чтобы тебе как положено все сделали», – заключил он.
Далеко ходить за подобными рецензиями даже не надо. Огромное количество негативных отзывов пациенты оставляют на официальных страницах фонда медстрахования в соцсетях. К примеру, алматинка Марина Носенко пишет, что попасть на прием к врачу сразу невозможно, придется ждать даже при нестерпимой боли.
«Вообще ничего не изменилось с этим ОСМС. Мы с супругом за два месяца перечислили в фонд 11900 тенге, в 2018-м также перечисляли. 25 марта хотели попасть к невропатологу, боль нестерпимая в позвонке, пошли в Центральную поликлинику – там на учете стоим. На месте были только дежурные врачи. Дали талон на следующий день и только на прием к участковому! Якобы к невропатологу только участковый может направить. Я ждать два дня не могла, так как боль нестерпимая. Пришлось ехать в платную клинику. Мы бы эти 11 тысяч могли бы потратить сами на прием. Получается, платим в никуда эти деньги. Почему при ежемесячных платежах мы должны до сих пор платить за приемы?» – жалуется женщина.
Надия Муллашева пишет, что обследование превратилось в каламбур. Пациентов «гоняют» между врачами. Чтобы получить лечение, придется месяц бегать из кабинета в кабинет.
«Сейчас, чтобы попасть к гастроэнтерологу, сначала талон к терапевту (талонов день в день нет), терапевт выпишет направление (тоже на другой день), узкий специалист назначает дообследование – снова талон к терапевту, анализы на следующий день, а УЗИ – через месяц. Итог: лечение я получу в лучшем случае через месяц. Почему не направляют туда, где можно пройти день в день? Пока поставят диагноз и назначат лечение, можно осложнения получить и помереть», – недовольна женщина.
Вот что им всем отвечают SMMщики фонда:
«Цель ОСМС – создание здоровой нации и профилактика, на которую расходуется меньше средств, чем на лечение запущенных заболеваний. :) Врачи не будут заинтересованы отказывать пациентам в помощи, выдаче направлений, потому как сама система заинтересована лечить пациентов», – таков ответ на все жалобы пациентов.
Если цель системы – профилактика, то кто тогда займется лечением людей? Выходит, задача ОСМС – сэкономить, чтобы не тратиться на лечение запущенных болезней? И про «успокаивающий» смайлик не забыли. Интересно, как сама система может быть заинтересована в лечении пациентов, если люди не могут попасть на элементарный прием?
Тысяча и одна проблема здравоохранения
Искать причины такого положения дел надо в проблемах системы здравоохранения, коих у нас вагон и маленькая тележка. Прежде чем приступать к внедрению медстрахования, нужно было решить их. А сейчас ОСМС стал вишенкой на торте всех бед медиков. Как итог – быстро и бесплатно получить помощь не получится.
«По сути ничего не поменялось. Скоро народ поймет, что ОСМС – это не то, что они ожидали. Они потихоньку уже это понимают. Почему возникают очереди на месяцы вперед к врачам? У нас есть нормативы. Допустим, при 5 тысячах населения вы узких специалистов берете на 0,25 ставки. Допустим, это УЗИст, акушер-гинеколог, невропатолог.
А люди не понимают, что по нормативу врач приходит только на два часа работать и не каждый день. За два часа он сможет шесть человек всего лишь обслужить, а к нему 10 пришли. Вот отсюда и идет эта запись неделями, образуются очереди на месяцы вперед. Такая же ситуация с плановыми операциями. Если вы специалиста привлекаете на 0,5 ставки, вторую часть вы должны будете со своего кармана платить. Я так и говорю людям, что «врачи не хотят вас «крутить», деньги выпрашивать, просто такова система». Мы ничего не можем сделать», – говорит директор ТОО «Независимый консалтинг медицинского сообщества» Даурен Нурсапа.
Плохое качество медицинского обслуживания – это результат выстроенной Минздравом схемы работы медиков. В государственных поликлиниках на врачей свалили всю бумажную работу. Огромную долю времени занимает волокита, а на прямую обязанность – лечение – остается совсем мало.
«На врача почему нагрузку снизили? Раньше на одного врача приходилось 2,5-3 тысячи пациентов. Средняя посещаемость была 32% в день, он должен был 50-60 человек обслужить. О каком качестве можно говорить при таком объеме? Что за 10 минут можно сделать? Отсюда и начинаются жалобы. У нас система вообще неправильная. Врач должен заниматься своим делом – лечением. В частных клиниках так и работают. А в государственных у врачей голова болит каждый день, он думает: «А каких расходников мне не хватает, кучу отчетов надо сдать, все индикаторы выполнять». И сидят они бедные. То программа не работает, то Интернет плохой, сидят в бумажном варианте все заполняют. Врачи заняты не своей работой», – считает эксперт.
А бесконечные хождения пациентов из кабинета в кабинет и растягивание сроков – тоже результат требований Минздрава и фонда медстрахования.
«Я вам приведу пример. Я когда-то работал в частной клинике, которая одной из первых пошла работать в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи. Для меня это было шоком. Это тысячи приказов, тысячи правил! Вот одна болезнь, есть свой клинический протокол. Вот на эту болезнь есть свой приказ, есть свои правила, свое положение. Там голова кругом шла.
Портал «Бюро госпитализации» я вообще не понимаю. У нас система неправильно выстроена. Зачем он нужен, если мы все в одной информационной системе работаем и все видно. Допустим, пришел пациент на операцию, многопрофильные клиники же сами могут собрать анамнез, но нет, пациента нужно обратно в поликлинику отправлять, чтобы они оттуда через врача зарегистрировались на портал и дальше по направлению в клинику попали. Это вообще неудобно, когда в многопрофильных клиниках это все есть и они сами могут это сделать. Но вот такова система», – негодует Даурен Нурсапа.
Бесплатно пролечиться можно и не во всех платных учреждениях. Частные клиники, в которых качество услуг подхвачено и где ценят труд врача, не сильно хотят участвовать в системе. Для них тарифы, установленные Минздравом, мизерные.
«Подают заявки на участие в системе не все. Себестоимость МРТ, КТ высокая, а в тарифе намного меньше рыночной. Соответственно, любому частнику невыгодно работать. Зачем он будет свой аппарат и расходники гробить за копейки. Мы всегда говорим поднять тарификатор, сделать тарифы выше, потому что зарплата врача складывается из этих тарифов. У нас в рамках ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи – AR) прием врача 689 тенге был. Вы разве будете принимать за 689 тенге пациента? Многие частники берут госзаказ только для оборотных средств и все. Очень многие вещи там невыгодны», – подчеркивает Даурен Нурсапа.
Куда уходят деньги?
И сейчас, когда медстрахование показало провал, и пару лет назад, когда нам представляли проект сквозь розовые очки, казахстанцы считали и считают ОСМС бессмысленной затеей. Скепсис можно понять. Многие наверняка помнят попытку внедрить медстраховку в 1990 годах, которая закончилась полным фиаско.
В новой системе медстрахования обещали изменить все – доступность, качество в первую очередь. Но изменился только кошелек. В очередной раз людям приходится из своих карманов оплачивать новый навороченный проект. Наши с вами деньги перечисляют на медицинскую помощь социально уязвимым – пенсионерам, инвалидам, многодетным, малоимущим, коих в стране почти 11 миллионов, их счета будут оплачивать всего лишь 5,5 миллиона работающих людей. Это ли не показатель финансового «достояния» страны? Когда 65% населения страны не могут заплатить за свое лечение!
К тому же на плечи налогоплательщиков ложатся и кредитные деньги, которые государство взяло в Международном банке реконструкции и развития под проценты на внедрение ОСМС и его пропаганду. Возвращать их будут тоже за наш с вами счет. Речь идет о 80 миллионах долларов. Деньги нам дали на 15 лет.
Теперь непосредственно к финансам. В 2017 году казахстанцы перевели на счет фонда 32,2 миллиарда тенге, в 2018 году на порядок больше – уже 100,7 миллиарда. В 2019-м – пока неизвестно, так как финансового отчета на сайте организации еще нет. Тратить деньги на лечение из фонда только начали, но почему-то налоговые отчисления ежегодно у предприятия космические! Взгляните: в 2019 году фонд уплатил в бюджет 1,3 миллиарда тенге налогов!
В отчете за 2017 год обозначены следующие траты: 107 миллионов фонд потратил на аренду имущества, 39 миллионов – на рекламу, но большая часть денег ушла на зарплаты работников – 697 миллионов. Из них 83 миллиона заработали восемь членов правления фонда, остальное распределили между 250 сотрудниками. Напомним, что организация заработала с 1 июля 2017 года.
В 2018 году от казахстанцев поступило уже больше денег. В фонде расширился и штат – уже 416 работников. Их зарплата, как обычно, самая большая статья расходов – 3 миллиарда тенге. Интересно выходит: сотрудник получал в среднем 600 тысяч тенге ежемесячно. Руководство фонда заработало 190 миллионов тенге.
По данным портала госзакупок, в 2018 фонд совершил более 500 тысяч сделок на 4,9 миллиарда тенге, в 2019-м – уже на 5.4 миллиарда тенге. Закупали абсолютно все – воду, мебель, сейфы, автомобили, гербы и прочее. 2020 год только начался, но уже на портале появилось 224 тысячи объявлений от организации на 3 миллиарда 186 миллионов тенге. Вот одни из самых крупных планируемых сделок:
Так и живем. Пока одни тратят полученные деньги, другие бегают по кабинетам и месяцами ждут лечения.
Ромина МАКАРИМОВА