Миллионы на доставках: о буднях и заработках казахстанских курьеров

21.10.2024, 17:59

Зарплаты доставщиков нынче могут потягаться с заработками топ-менеджеров в крупных компаниях 

Фотоколлаж: Azattyq Rýhy / Әбілқасым Есентаев, фото Асета Кундакбаева и inDrive

После ковида и последующего карантина в Казахстане стало курьеров даже больше, чем врачей. Они стали едва ли не самыми востребованными кадрами на бирже труда. Такой высокий спрос, разумеется, привел к росту их доходов. За работу разносчиком сейчас предлагают вполне достойную зарплату – это подтверждают сами курьеры. Причем «плюшек» в этой деятельности достаточно – это гибкий график, предоставление транспорта, ежедневная оплата. Но несмотря на то, что по казахстанским улицам курсируют тысячи доставщиков, их все равно не хватает – рынок испытывает серьезный кадровый голод. Сколько же они зарабатывают на этом, кто «идет» на эту работу, как развивается рынок курьерских услуг и какое будущее его ждет, разберем в материале Azattyq Rýhy.

Курьерский бум 

Серьезные коррективы в работу этого рынка внес коронавирусный карантин. Именно благодаря ему произошел взлет популярности доставок. Пока все сидели по домам, настал звездный час сервисов доставки. Так курьеры и захватили рынок. 

«Рынок курьерской доставки в Казахстане начал свое бурное развитие еще в 2019 с приходом на рынок ряда крупных международных сервисов по доставке еды. Параллельно с этим пандемия COVID-19 в 2020 дала сильный импульс развитию рынка электронной коммерции, где курьерская доставка стала неотъемлемой частью работы бизнесов и сформировала у пользователей привычку заказывать услугу курьерской доставки. Этот рост наблюдается как в секторе B2C – бизнес для потребителей, так и в секторе B2B – бизнес для бизнеса», – говорит  старший специалист по развитию бизнеса Couriers EMEA, эксперт inDrive Али Сагидулаев. 

По словам эксперта, на казахстанском рынке активно развиваются абсолютно все направления курьерских услуг. В первую очередь он отметил ultra-fast delivery – доставку за 15-20 минут, далее идет доставка еды и продуктов через сервисы-агрегаторы, экспресс-доставка от бизнесов до дверей клиентов в пределах часа или дня, экспресс-доставка крупногабаритных товаров от 20 килограммов в черте города, а также логистика для электронной коммерции с целью доставки в другой город или страну. 

«Также появляется все больше решений для малого и среднего бизнеса. Например, inDrive представил версию сервиса для курьеров. Новая платформа позволяет управлять до 100 доставками одновременно через личный кабинет. Так же, как и в мобильном приложении, в десктопной версии доступны все типы доставки: пешая, на мопеде или авто. Можно отследить маршрут доставки вашей посылки и качество исполнения заказа», - отметил Али Сагидулаев. 

Согласно официальным данным от Бюро национальной статистики, курьерские услуги бьют все рекорды на рынке. По последним данным на конец июля, курьеры оказали услуги на 6,6 миллиардов тенге. Такие темпы – сильнейшие за 20 месяцев. 

Причем стоит отметить, что между регионами эта сумма распределена неравномерно. Больше всего курьеров работают в Алматы – на них пришлась доля в 60%, таким образом они оказали услуги на 3,9 миллиардов тенге. Столичные доставщики заметно отстают от алматинских – здесь объем услуг достиг 855 миллионов тенге. Активно доставками пользуются также жители Шымкента, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областей. Меньше всего этот вид сервиса развит в Улытауской, Абайской и Кызылординской областях. 



Свободные художники и их заработки 

По словам Али Сагидулаева, в основном в курьеры идут молодые люди от 18 до 35 лет. Эта работа привлекает молодежь из-за гибкости графика и возможности подработки, а также легкости регистрации – для этого требуется лишь наличие удостоверения личности и достижение минимального возраста 18 лет. Условия курьерской доставки различаются у разных бизнесов. 

«Кроме того, курьеры могут как сами выбрать заказ, так и предложить цену за его исполнение, и сразу видят конечную точку доставки. При этом низкая комиссия нашего сервиса позволяет им не просто работать, а зарабатывать больше», – подчеркнул он. 

Основная доля курьеров сейчас – это мужчины. Их примерно 70-80%.

«Это связано с физическими требованиями работы – например, доставка на велосипеде или мопеде, и условиями труда, такими как погода, интенсивность нагрузки и работа на улице. Однако число женщин-курьеров растет, особенно в службах доставки еды и документов, где физическая нагрузка может быть ниже», – отметил Али Сагидулаев. 

В этой работе, по его словам, есть много преимуществ, и главный из них – свободный график, что позволяет совмещать работу с основной деятельностью или учебой. 

«Важно отметить, что курьеры получают оплату сразу после завершения доставки, и в условиях повышенного спроса доход может увеличиваться, например, в часы пик или во время праздников. Кроме того, некоторые компании предлагают бонусы за выполнение определенного количества заказов. Из сложностей работы можно отметить зависимость от погодных условий и физическую нагрузку, в частности, для пеших курьеров», – рассказал он. 

По данным эксперта, средний доход курьера сильно зависит от времени работы и мотивации каждого конкретного курьера, но цена выполнения услуги является максимально справедливой, что обусловлено особенностью бизнес-модели сервиса при которой заказчик и исполнитель договариваются о цене услуги и прочих деталях непосредственно друг с другом.  

«Если цена устроила курьера, он принимает заказ и исполняет его. Если нет, то может предложить свою сумму, и клиент вправе согласиться, поторговаться или же найти другого исполнителя», – пояснил эксперт. 

В основном курьеры сейчас работают в режиме свободных художников, оттого и доходы зависят от них самих. Влияют на заработок график работы, расстояния в маршрутах, тяжесть грузов, сложность заказов и даже погода. Вознаграждение варьируется и в зависимости от вида доставки: пешие и велосипедисты получают меньше, чем курьеры-водители. 

Как рассказывает алматинский курьер Айдар Амиралиев (имя изменено), в дни повышенной нагрузки заработок активного разносчика может доходить до 35 тысяч тенге. 

«Я начинаю работать в 9-10 утра и заканчиваю около 8-9 вечера. За это время в среднем успеваю сделать 20 заказов. В основном доставляю еду из кафе, еще люди передают разные документы, товары, домашнюю еду в посуде друг другу отправляют, даже больничные листы забираю из поликлиник и отвожу в офис. Если постараться, то можно зарабатывать хорошие деньги. Я каждый день зарабатываю 20-25 тысяч тенге. Если расстояния дальние, то и за заказ платят больше. В плохую погоду и перед праздниками тоже можно много заработать – до 35 тысяч. Но в месяц я стабильно зарабатываю 400 тысяч тенге чистыми, иногда даже больше», – рассказывает он. 

Профиль Айдара – не типичный для курьера. Ему 44 года, он воспитывает двоих детей. В доставщики пришел из другой отрасли. За свои годы успел поработать во многих сферах. Последнее его место работы – менеджер в торговой компании. Работа была, как говорится, непыльной – офисной, но малооплачиваемой. Оклада в 250 тысяч не хватало, чтобы прокормить семью. 

«Прежде чем стать курьером я долго искал новую работу, не увольняясь со старого места. Но везде предлагали небольшую зарплату. Чтобы не терять время, решил по выходным подрабатывать курьером. Зарегистрировался в приложении, начал доставлять все подряд. Так и втянулся, потому что зарабатывать курьером стал больше, чем на основной работе. В итоге, уволился и начал полностью работать курьером», – говорит он. 

Мужчина работает на собственном авто. На топливо – газ – в день уходит 3-4 тысячи тенге. Но даже при таком раскладе он остается в большом плюсе.

«Преимущество этой работы также в том, что ты сам себе начальник, – говорит он, – сам устанавливаешь график, выходные, отпуска, а еще получаешь оплату каждый день». 

Несмотря на то, что по дорогам нынче колесят тысячи курьеров, рынку их все равно не хватает – число заказов растет, как и дефицит разносчиков. Поэтому популярный сайт вакансий буквально пестрит объявлениями о поиске доставщиков. К примеру, вот одна из вакансий: 

За работу курьером здесь предлагают от 650 до 900 тысяч тенге. Причем обозначено, что это заработок после всех отчислений, эти деньги сотрудник получит «на руки». Взять на работу готовы без опыта, вдобавок обеспечат мототранспортом. Возможна даже подработка: сменами по 4-6 часов или по вечерам. Оплата за каждый заказ – от 1 100 до 3 тысяч тенге, а в часы пик обещают увеличенные тарифы. Вот что еще предлагает работодатель: 

  • Гарантированная оплата за часы простоя, 
  • Гарантированная часовая оплата от 1 800 тенге,
  • Бонусы за количество доставленных заказов: сделай 20 заказов – получи 9 000 тенге, 
  • Ежедневный доход от 24 тысячи тенге,
  • Групповые заказы с одного заведения до трех адресов, 
  • Быстро подключение, поддержка операторской службы в течение всей смены. 

В обязанности при этом входит одно условие – доставка заказов от ресторанов до клиентов. Эта же компания предлагает такой же заработок с теми же условиями и пешему курьеру. 

В некоторых объявлениях курьерам предлагают заработок даже выше этого. К примеру, крупная торговая сеть в поиске доставщика. Зарплату при этом предлагают выше среднего на рынке – от 450 тысяч до миллиона тенге «на руки». 

Опыт при этом не требуется, а график работы гибкий: возможна частичная занятость, подработка или работа в смену 2/2. Обозначена также оплата труда: так, доход за смену обещают от 39 тысяч тенге. При этом нужно будет выполнять 15-20 заказов за один выезд в одном районе. 

С учетом такого спроса на курьеров, думается, что будущее курьерских доставок безоблачное. Эксперты с этим действительно согласны, поскольку электронная коммерция в Казахстане продолжает расти быстрыми темпами. 

«В связи с этим большое внимание будет уделяться оптимизации и развитию логистики «последней мили», то есть доставки товаров до конечного клиента. Компании будут стремиться улучшить скорость и качество обслуживания. В случае Казахстана, находясь на перекрестке транспортных путей между Европой и Азией, страна также имеет все шансы развивать международную логистику и трансграничные поставки», – считает Али Сагидулаев. 

А с развитием международной электронной коммерции появится потребность в создании новых складских хабов и пунктов выдачи для ускорения доставки и уменьшения издержек. 

В завершение подчеркнем, что рынок внутри страны курьеры уже завоевали и показали успешность работы. Теперь задача – масштабироваться и выходить за рубеж.

Вам будет интересно: