$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
30.03.2020, 12:33
Аналитика

Автопром на карантине: что будет с ценами, поставками и производством машин?

Эксперты предрекают сильнейший кризис на автомобильном рынке 

Автопром на карантине: что будет с ценами, поставками и производством машин?
Фото: sap.com.kz

Коронавирус вкупе с выросшим в Казахстане курсом доллара может очень сильно подкосить отечественный автопром. Финансовые убытки грозят не только производителям, но и официальным дилерам.

Когда и на сколько подорожают машины и что в целом будет с отечественным авторынком, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Пир во время чумы

28 марта, когда весь мир живет в условиях карантина, на казахстанском заводе «СарыаркаАвтоПром» торжественно прошел запуск совместного с узбекистанцами производства автомобилей марки Chevrolet. На новой линии будут собирать такие модели как Damas, Labo, Tahoe, Traverse, Trailblazer, Equinox, Malibu, Onix, Spark и другие. Выпускать их решили не абы как, а по-стахановски: 26 тысяч машин в год.

А что же в мире? В Китае, к примеру, остановили работу многие заводы по выпуску машин и запчастей. Это сделали Tesla, Hyundai, Ford, Toyota, Honda, предприятия Nissan по производству комплектующих. Из-за китайского карантина пострадали и другие предприятия по всему миру, зависящие от Поднебесной. Им не из чего собирать машины.

В Южной Корее приостановили работу завода Hyundai из-за срыва поставок запчастей. Конвейеры остановятся и на российском заводе в Санкт-Петербурге, США, Чехии и Словакии. В последних трех странах остановится производство и KIA. Немецкие автоконцерны BMW и Volkswagen закрыли свои предприятия в США и Мексике.

В Европе, где бушует коронавирус, встали все заводы, даже выпускающие Ferrari и Lamborghini.

Во многих европейских странах свои заводы поставили на паузу Toyota, Honda, Nissan, Ford, Renault VW Group, Audi, Daimler, BMW, Hyundai и Kia.

Учитывая, что в этих странах сосредоточена половина мирового производства, смело можно ожидать снижения поставок нового транспорта. Это может привести к дефициту авто. Как минимум – самых популярных моделей, конечно. С другой стороны, вместе с производством пикируют и продажи новых авто. Желающих обновить транспорт все меньше и меньше.

Чего ждать казахстанским автолюбителям?

Что касается импорта машин – первыми дефицит могут ощутить далеко не казахстанцы. Наш авторынок, если судить по мировым меркам, очень и очень мелкий. Большинство заводов отправляют нам машины по остаточному принципу. Будет ли дефицит «иностранцев» – зависит исключительно не от нас. Впрочем, так же, как и цены. После окончания карантина купить новый транспорт еще можно будет по адекватным ценам. Но как только закончатся «запасы» авто, привезенных по старому курсу в 383 тенге за доллар, ценники на железных коней тут же подскочат.

«Курс, как правило, стимулирует продажи. Официальные дилеры в свое время подзакупились, автопарк свой сформировали исходя из старого курса. По тому курсу, по которому они закупились, они, в принципе, имеют возможность продать машины. Как только эти стоки закончатся, тут же цена поднимется настолько, насколько доллар поднялся. На 20% вырос доллар, вот на 20% и поднимутся цены машин. Но цены вырастут однозначно. Наши за доллары все покупают, она не может не подняться», – поделился мнением член правления Союза независимого автобизнеса Максат Мирманов.

Максат Мирманов, член правления Союза независимого автобизнеса

Не все продавцы, правда, рискнут резко поднять цены. На рынке попросту высокая конкуренция и поэтому даже незначительное колебание цены может заставить клиентов перейти на другие бренды.

«Цены будут подниматься очень плавно. То есть дилеры боятся сразу на 20% поднимать. Такая конкуренция между ними начинается. Если Mercedes поднимется на 20%, то Lexus сможет за счет договоренностей с производителем, за счет собственных машин ужаться немного и поднять на 12% или 15% и тем самым попытаться стимулировать объем продаж и увеличить долю на рынке. Люди будут бегать в один салон, потом – в другой, спекулировать, но в конце концов все придет к одному знаменателю», – считает эксперт.

Но куда большая проблема заключается не в поставках, производстве и ценах, а на упавшей потребительской способности. Для автодилеров специалист предрекает худшие времена. Покупка машины у людей в ближайшее время уйдет далеко на задний план.

«Подушка безопасности из тех машин, которые получили ранее, может стимулировать какие-то объемы продаж. Но тут другая ситуация очень сильно давит. Во-первых, все закрыто. Во-вторых, у людей денег все меньше и меньше. От коронавируса ситуация тяжелая. Доходов нет, население сейчас сконцентрировано на том, чтобы покушать в прямом смысле этого слова. Пока люди адаптируются к новым условиям, я думаю, покупка автомобиля уйдет на третий план. Если не на четвертый», – прогнозирует Максат Мирманов.

Вслед за новыми авто подорожает и транспорт на вторичном рынке, уверен эксперт. Серьезно пострадает, разумеется, и сборка отечественных машин. Никакого прироста ожидать точно не следует, утверждает спикер.

«До вот этого кризиса коронавируса шел постепенный рост. Ежегодно на 10%, допустим, прирастает рынок. Но здесь есть очень большой существенный момент. По моим ощущениям, рынок на самом деле не прирастает. То есть то, что там официальные дилеры, АКАБ говорят, что вот мы увеличили объем продаж. Мы видим очень важные цифры: сколько автомобилей trade-in стоит у официальных дилеров. То есть те автомобили, которые они получили взамен нового автомобиля с доплатой. Эти авто немного статистику искажают, поэтому то, что там на 10% прирастает автомобильный рынок, то вполне вероятно, что trade-in прирастает на 20%», – предположил член правления Союза независимого автобизнеса.

В ближайшее время авторынок Казахстана попросту встанет, предрекает эксперт. Выживут только сильнейшие.

«Дай бог, чтобы как-то наметились пути-выходы из положения. Я считаю, что будет очень и очень тяжело. Это негативно отразится на 60-70% населения. Актуальными станут обычные простые вещи. Не до машин будет. Это, конечно, может привести к закрытию дилерских центров. У нас уже бывало такое. Непопулярные бренды могут «провалиться», – заключил он.

Ромина МАКАРИМОВА

Новости партнеров