Инфляция растет, инвестдоход падает: пенсионные накопления казахстанцев под угрозой?

Доходность пенсионных активов ушла в минус, экономисты переживают за последствия  

Инфляция растет, инвестдоход падает: пенсионные накопления казахстанцев под угрозой?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Ситуация с экономикой страны у экспертов все больше вызывает тревогу. Тем более, что прогнозы Нацбанка – один хуже другого – и не сулят нам ничего хорошего. В первую очередь неутешительные сценарии развития событий звучат по поводу инфляции. Показатель достиг 16,1% и не собирается останавливаться. В регуляторе уже отрапортовали об отрицательном значении инвестдохода с наших пенсий – он ушел в -7,5%. Почему наши сбережения обесцениваются, стоит ли казахстанцам переживать за свои кровные, и когда остановится рост инфляции, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.

К сентябрю этого года казахстанцы накопили на старость 13,9 триллиона тенге. О том, что эти деньги не могут лежать в Едином накопительном пенсионном фонде мертвым грузом, знает, наверное, каждый. Иначе, понятное дело, их «съест» инфляция. Поэтому параллельно с выплатой пенсий идет и инвестирование наших сбережений в банки, ценные бумаги, валюты, чтобы получить прибыль. Куда вкладывать наши накопления, решает Национальный банк. 

В регуляторе недавно отчитались о весьма плачевном положении дел как с инфляцией, так и инвестиционным доходом. Эксперты подчеркивают, что переживать за сами пенсионные накопления не стоит, а вот повод для волнений за проценты есть.

«Это плохой звоночек. До конца года инфляция, скорее всего, будет больше. А долгосрочная перспектива у Нацбанка – довести инфляцию до 4-6%. Мы давно ставим эту задачу себе, еще с 2015 года. Если мы хотим, чтобы наши пенсионные накопления не обесценивались, то мы должны достичь этого параметра. То есть инфляция должна быть в районе 4% в долгосрочной перспективе. Если мы этого добьемся, то проблемы не будет. А если перманентно у нас будет высокая инфляция, тогда это может стать проблемой», - утверждает экономист Мадияр Кенжебулат.

Экономист Серик Козыбаев считает, что убыток возник из-за инвестиционной деятельности ЕНПФ. Фонд, напомним, вкладывает пенсионные деньги в государственные ценные бумаги, в квазигоссектор, или, проще говоря, наши национальные компании. Казахстанские пенсионеры – нынешние и будущие – кормят также коммерческие частные компании и банки, в том числе и зарубежные.

«Активы, будь то акции, либо облигации, упали в цене, что неудивительно – волатильность на фондовом рынке была очень высокой. Основные фондовые индексы в последние несколько месяцев существенно упали», - пояснил Серик Козыбаев.

Как бы то ни было, ничего хорошего ждать казахстанцам не стоит – эксперты советуют потуже затянуть пояса и готовиться к очередным повышениям цен. На продукты, на услуги – абсолютно все скоро снова начнет дорожать.

«Я думаю, в этом году цены будут еще выше, но это будет зависеть от того, что в мире происходит. Если нынешняя ситуация и дальше будет такой, то пик инфляции к концу года достигнет 17%, а в следующем году понемногу начнет снижаться», - уверен Мадияр Кенжебулат.

Серик Козыбаев тоже придерживается практически такого же сценария. По его словам, прекращение роста показателя во многом зависит от политики центральных банков.

«Повышение базовой ставки в конце концов приведет к тому, что инфляция остановится. Но и ставка может быть настолько высока, что вполне может привести к рецессии в экономике. Давайте попробуем предсказать, что это может произойти во 2-3 квартале 2023 года», - прогнозирует Серик Козыбаев.

Нельзя, разумеется, сбрасывать со счетов другие факторы: мировой рост цен, инфляция продовольствия и энергоресурсов, дорогой рубль, нарушение логистических цепочек. Мы очень сильно зависим от внешней среды. Не стоит забывать, что около 40% всего импорта идет из России, а альтернатив у нас не так много.

«Заменить этот импорт нечем. Во-первых, есть товары, которые мы не можем заменить в силу логистики. Если сами производить, то на это уйдет немало времени. Чтобы что-то произвести, мы должны инвестировать,  а если сегодня инвестировать, то завтра мы не получим продукцию, на это уйдут годы. Да мало что мы можем сами производить.

Есть еще и такие факторы, которые мы вообще не контролируем. Если продолжится эскалация конфликта между Россией и Украиной, в декабре наметится эмбарго российской нефти, идущей морским путем. Плюс Россия может перекрыть наш основной трубопровод КТК. Если он остановится на длительный срок – на несколько месяцев, то это будет очень тяжело для нас, нам придется закрывать добычу нефти. ВВП у нас сразу в минус уйдет, доллар может улететь в облака. Я не думаю, что до этого дойдет, но нельзя никакие факторы сбрасывать со счетов. Если такой фактор будет, то у нас будет совсем другая картина инфляции, роста экономики и по другим моментам», - считает Мадияр Кенжебулат.

Так что убыточный инвестдоход пенсионных накоплений – не самое страшное, что может произойти с нами. В любом случае экономисты советуют готовиться к худшему.

Жан МУРЗА

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.