Казахстанцы снова столкнулись с нехваткой солярки
Каждый год период с августа по сентябрь для казахстанских чиновников из энергетики начинается одинаково. Это стало традицией. Обычаем. Как перед отопительным сезоном не хватает угля, точно так же перед уборочной кампанией с заправок исчезает дизель. При этом толком разъяснить, почему возникает дефицит, чиновники не могут. Зато у аналитиков есть объяснение. Причем оно связано с ближайшим соседом, передает Azattyq Rýhy.
Нефтеперерабатывающие заводы выпускают дизель в необходимом количестве, для сельхозпроизводителей предусмотрены льготные расценки, рассказывает о положении дел генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов. По его словам, есть две причины возникшего дефицита. Во-первых, некоторые АЗС затоваривались дизтопливом и надеются удачно продать товар по завышенным ценам. Во-вторых, к нехватке может быть причастна Россия.
«Казахстан всегда импортировал из России дизтопливо. В частности, на сентябрь. Но сейчас дизель в России очень дорогой. Литр обходится в 500 тенге. Соответственно, никто сейчас не хочет импортировать его. Это основной фактор. Из-за курсовой разницы сейчас эта цена на дизель выросла.
Казахстан всегда ставил резерв на 500-550 тысяч тонн дизтоплива по беспошлинному импорту, потому что в стране всегда есть нехватка дизтоплива. А по факту мы 300-350 тысяч тон импортировали. Частный бизнес импортировал. В итоге получился дорогой импорт и дешевое дизтопливо на казахстанском рынке, и они балансировали. Если сейчас установят цены, то это пробудит частников импортировать больше топлива. К сожалению, все зависит от импорта дизтоплива. Это основной фактор на самом деле», - утверждает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.
Аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов считает, что с каждым годом солярки в Казахстане производят меньше, чем требуется. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов проблемы не решила. И даже льготы для аграриев не помогли – дизтопливо, предназначенное для них, продают по обычным рыночным ценам. Какое-то время его пытались красить в разные цвета, но без толку – все равно дизель уходил не на сельхозработы, а на обычную продажу. Плюс нельзя сбрасывать со счетов контрабанду – давно не секрет, что наше топливо по-черному перевозят в Кыргызстан, Узбекистан. Потому-то солярка нынче стоит дороже бензина.
«Себестоимость солярки ниже, чем ходовой марки бензина АИ-92. А причина все та же – дефицит. Если какого-то товара не хватает, то цена на него начинает расти. Это так же, как и с сахаром. Исчез сахар – цена на него начала расти, сахар стал появляться. И по всем товарам наше правительство решает проблему только так. Дефицит она решает не повышением производства, а увеличением цены на этот товар. Здесь все то же самое.
Вы посмотрите, тот же самый дизель стоит как бензин АИ-98, хотя в стоимости производства у них очень большая разница. То есть наши производители и продавцы зарабатывают на этой разнице, увеличивая себе маржу, искусственно завышая стоимость солярки. Если вы сейчас стоимость солярки снизите до уровня АИ-92, сразу возникнет дефицит. Народ начнет ее покупать и образуется дефицит», - говорит Сергей Смирнов.
В Минэнерго не нашли другого выход из ситуации, кроме как поднять цену на солярку для иностранцев. Для казахстанцев чиновники установили ценник в 230-260 тенге за литр, при этом купить они могут только сто литров в день. Для водителей фур, правда, лимит чуть выше – 300 литров в сутки. А зарубежным гостям дизель будут отпускать по 450 тенге за литр. Вот только зря чиновники стараются, говорит наш собеседник.
«Эта мера не поможет решить проблему. Помните, когда ранее был дефицит дизеля, ссылались на то, что якобы транзитники заполняли свои баки, были еще какие-то секретные баки, и якобы вывозили все это за пределы Казахстана. Тогда они вводили запрет на вывоз дизтоплива автомобильным транспортом. Это помогло? По факту – нет. Я думаю, что и эта идея не особо поможет, потому что главная причина дефицита в том, что у нас не хватает солярки для внутренних нужд. И идет большой теневой экспорт солярки. Она вывозится не машинами, а по железной дороге под видом печного топлива или присадок», - пояснил Сергей Смирнов.
Еще одна причина проблемы кроется в нехватке сырья. Дело в том, что три основных крупных производителя – месторождения Карачаганак, Тенгиз и Кашаган работают по СРП (соглашение о разделе продукции – AR), и согласно условиям этого соглашения они не обязаны поставлять на внутренний рынок ничего.
«Это их добровольное дело. Хотят за рубеж, хотят – на внутренний рынок, но обязать, их на какой рынок отправлять, наши власти не могут. На наши НПЗ поставка идет в основном с небольших месторождений. Причем, чтобы цена на нефтепродукты не была слишком высокой, они поставляют сырье на заводы по цене в 1,5-2 раза ниже, чем на мировом рынке. Плюс ко всему, когда мы экспортируем нефть за рубеж, то экспортерам идет возврат НДС. А если они будут поставлять нефть на наши НПЗ, то они еще будут платить НДС, и никто его возвращать не будет. Конечно, крупным производителям не выгодно поставлять сырье на наши НПЗ. Мало того, что по заниженной цене сырье, так еще и НДС надо оплачивать», - объяснил положение дел наш собеседник.
Выход из ситуации прост и очевиден: НДС следовало бы возвращать не экспортерам нефти, а внутренним поставщикам сырья. Либо можно снизить их расходы. Пока это не будет сделано, казахстанцы продолжат судорожно объезжать десятки заправок в поисках солярки или хотя бы талонов на нее.
Жан МУРЗА