Птицеводы Казахстана – о проблемах внутреннего рынка и экспорте

Автор: Azattyq Rýhy

Повышать цены на экспортных направлениях и отбивать свои затраты за счет зарубежных потребителей казахстанские птицеводы не могут

Фото: exk.kz; world-nan.kz; turantimes.kz

Еще три года назад казахстанские птицеводы заявляли о намерении нарастить экспорт куриных яиц (с 400 млн штук в год) в два раза за счет завоевания рынка соседнего с Казахстаном Китая. Однако в прошлом году отрасль произвела всего 3,5 млрд штук яиц, что не покрывало даже внутренних потребностей, передает Azattyq Rýhy.

Вместе с производством в 2021 г. упал и экспорт: 211 млн яиц отправили в Россию, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан – против 425 млн штук в 2019 г. Что происходит с, казалось бы, многообещающей отраслью для экономики Казахстана, пока в мире продовольственный вопрос выходит на первый план?

В этом году, по данным информационно-аналитического центра МГУ, в Республике Казахстан планируется нарастить производство яиц до 4 млрд штук, а экспорт увеличить до 300 млн штук. Пока без расширения географии за счет поставок КНР. Выходить на рынок Китая имеет смысл только тогда, когда внутреннее производство стабилизируется, поскольку китайские партнеры разрывов в поставках не прощают. Но стабильности на внутреннем рынке не предвидится, об этом говорили и участники недавно прошедшего IX Казахстанского форума птицеводов.

Казахстанских цыплят по осени могут и не досчитаться

За январь–апрель 2022 года казахстанские птицеводы получили 1,6 млрд яиц – это на 12,1% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Положение дел позволило закрыть внутренние потребности на 96,1% и даже отправить на экспорт 72,7 млн яиц, что на 12% больше прошлогоднего показателя.

Однако особой эйфории по этому поводу в отрасли не испытывают – президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов напоминает, что цыплят по осени считают.

А до осени многие будущие несушки могут и не дожить из-за недоступности кормов и их высокой цены: по данным эксперта, за три последних года цены на корма подорожали с 40-42 тыс. тенге ($83) за тонну до 180-190 тыс. тенге ($390).

«При этом 70% от стоимости мяса и яйца зависит от корма: если он будет дешевый, то и наша продукция снизится в цене. Здесь основное решение – только господдержка. Ранее правительство нам дешевый корм выдавало, в последние годы не отпускает. Нужны субсидии и удешевление корма. По яйцу решение только вынесли, а до сих пор субсидий не выдали», – заявил Шарипов.

Он же добавил, что министерство сельского хозяйства субсидии не начисляет сразу на счета птицеводов, а делегирует это право вместе с бюджетными переводами местным органам исполнительной власти – акиматам. Которые и решают на свое усмотрение, кому из птицеводов на местах эти деньги выдавать.

«Я 13 лет возглавляю союз, и за это время ни разу все 100% субсидий птицеводы не получали. Одна область дает 30%, другая – 50%, третья – вообще ничего. Мы просим, чтобы субсидировали корма или нам выдавали удешевленную пшеницу. В этом году "Продкорпорация" закупила 150 тыс. тонн пшеницы третьего класса и нам продавала за 117 тыс. тенге за тонну, а на рынке она стоит 180-190 тыс. тенге. Но этот удешевленный корм мы до сих пор не можем получить на руки: то элеваторы закрыты на ремонт, то вагоны не дают, уже четыре-пять месяцев как не могут птицеводы забрать эти 150 тыс. тонн», – продолжил Шарипов.

В результате, по его словам, казахстанское яйцо, которого и внутри страны не хватает, становится на внешних рынках неконкурентоспособным в сравнении с российским и белорусским.

Повышать цены на экспортных направлениях и отбивать свои затраты за счет зарубежных потребителей казахстанские птицеводы не могут: россияне и белорусы в этом случае моментально заберут за счет разницы в цене у них и региональные ниши в РФ, и Таджикистан с Афганистаном.

Внутри же страны сверхприбылями отрасль также похвастаться не может, поскольку цена на яйцо внутри страны достаточно жестко регулируется государством. И сейчас речь, по словам представителей отрасли, идет уже не о развитии и расширении экспорта, а о банальном выживании отрасли.

Торгуйте себе в убыток

Полный расклад того, как складывается себестоимость казахстанского продукта, предоставил для Ia-centr.ru генеральный директор ТОО "Жас-Канат 2006" (птицефабрика в Рудном, городе в Костанайской области на границе с Россией) Кайрат Маишев.

По его словам, на сегодняшний день себестоимость яйца категории C1 на этом предприятии составляет 38,8 тенге, из которых корма – 22,9 тенге (59%), фонд оплаты труда – 5 тенге (13%), тара – 3,1 тенге (8%), затраты на ГСМ – 1,2 тенге (3%), административные расходы – 1,2 тенге (3%), кредитная нагрузка – 1,2 тенге (3%), вакцинация несушек – 4,3 тенге (11%).

При этом птицефабрики, согласно регулирующим нормативным правовым актам, имеют право реализовывать свой товар по цене, не выше 355 тенге за десяток, то есть за 35,5 тенге за яйцо – себе в убыток.

Любопытно, что потом в магазинах эти же яйца продаются по цене от 500 до 550 тенге за десяток, то есть регулирование касается только цены от производителя, торговые сети государство не трогает.

На вопрос о том, как казахстанские птичники еще не пошли по миру при такой системе регулирования Маишев поясняет, что яйцо C1 составляет 60% от всего производства, на оставшиеся 40% категорий C0 и C2 чиновники цены пока не ограничивают.

За счет прибыли на них птицефабрики выходят на ежегодную рентабельность от 3 до 5% - во всем мире этот показатель считается низким, для нормального функционирования отрасли рентабельность должна составлять хотя бы 10%, а для планомерного и полноценного развития отрасли должна достигать 20%, считает эксперт.

«По сути, государство установило тотальный контроль ценообразования над птицефабриками, потому что 60% доли производства составляют яйца категории С1, – говорит Маишев. – Причем это единственный премиальный продукт из 19 социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Почему-то если речь идет о молочных товарах, то они в этот перечень включаются небольшой жирности, если о курином мясе, то только о его бедренной части, если о муке, то это продукт первого сорта, ограничивать стоимость муки высшего сорта никому в голову не приходит. То есть предпринимателям в других отраслях дают заработать на других товарах, которые имеют наибольший спрос. У нас же таким товаром является яйцо категории С1, цену на которое устанавливает государство, тем самым лишая птицефабрики прибыли и средств к существованию».

Птицеводы предлагают устранить этот перекос, заменив в перечне социально значимых товаров, подпадающих под госрегулирование, категорию C1 продукцией категории C2. С таким предложением на съезде выступил президент республиканской Ассоциации яичных производителей Максим Божко.

С учетом средней наценки со стороны розницы в 15%, конечный потребитель будет получать это яйцо по цене 460 тенге за десяток (95 центов), что значительно ниже нынешних цен на премиальный продукт, подчеркнул глава отраслевой ассоциации.

По его же расчетам, вывод из-под госрегулирования 60% объема производства позволит птицефабрикам выйти на уровень рентабельности в 10-15%, то есть получить какую-то возможность наращивать мощности, что необходимо в ситуации, когда спрос на продукты питания в мире растет.

Спасение утопающих – проблемы самих утопающих

Государство на рост птицеводческой отрасли тоже рассчитывает: первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров на этом же форуме заявил, что в его ведомстве ожидают полного избавления от импортозависимости по мясу птицы в течение ближайших трех лет.

«В 2021 году на субсидирование развития птицеводства было выделено 19,8 млрд тенге, из них на мясное – 15,9 млрд тенге, яичное – 3,9 млрд тенге», – сообщил представитель Минсельхоза. Он также напомнил, что 30 июня вступили в силу правила, по котором установлен норматив на уровне 3 тенге за 1 реализованное яйцо, независимо от мощности птицефабрики. На субсидирование пищевого яйца из республиканского бюджета в 2022 году дополнительно выделено 6,5 млрд тенге», – отметил он.

А и.о. директора департамента животноводства Минсельхоза Ержан Ильясов, выслушав претензии представителей союза, заявил, что деньги, выделенные на корма, уже три месяца назад дошли до птицеводов.

«А субсидии на яйцо с 1 июня вступили в силу и тоже дошли, практически со всеми заключены соответствующие договоры. Не забывайте, что наша страна аграрная и полностью обеспечивает себя пшеницей и кормами, здесь проблем нет. Субсидии получает крупный, средний и мелкий бизнес, размер для всех одинаковый», – подчеркнул он.

После чего, доводить свое предложение о смене категорий яйца в списке социально значимых продуктов до правительства птицеводы решили не через аграрное ведомство, а через национальную палату предпринимателей «Атамекен». Как любопытно заметил один из участников съезда, «Атамекен» по оперативности напоминает ему DHL Express, а минсельхоз – «Казпочту».