Строительство школ по-казахстански
Разбираем плюсы и минусы возведения школ по госзакупу и ГЧП
Мечта, пожалуй, любого среднестатистического казахстанского родителя – отдать своего ребенка в частную школу. Фанатов государственных учебных заведений найти нынче можно лишь в рядах чиновников от образования. И то, отнюдь не в высокопоставленных рядах. Но для родителей в последние годы появилось настоящее спасение – государственные школы, построенные по ГЧП частным инвестором по лучшим стандартам с отличным техническим оснащением. И что важнее всего – они бесплатные. Однако в последнее время отдельные группы поднимают тему дороговизны таких школ. Инвестора обвиняют в запредельных ценах. Оправдан ли ценник в 7,5 млрд тенге за современную школу с новым оборудованием? Стоит ли она этих денег? Корреспондент Azattyq Rýhy решил разобраться в теме строительства школ по ГЧП и по госзакупу.
Предметом спора стала вот эта столичная школа Binom в Нур-Султане, которая начала работать с 1 сентября 2021 года.
Школу построил казахстанский застройщик в рамках проекта государственно-частного партнерства за 7,5 млрд тенге. Много ли это или мало? Давайте разберем на конкретных кейсах.
То, как выглядят государственные школы, думается, объяснять большей части казахстанцев не придется. Я и сам, просидевший за старой ободранной партой 11 лет, прекрасно запомнил все «прелести» такого обучения – четырехсменка, 33 ученика в одном классе, по 1 компьютеру на троих в единственном кабинете информатики, один захудалый проектор на всю школу, уличный туалет с дырками в земле. Вот, собственно, и вся имеющаяся инфраструктура большей части государственных школ по всей стране.
Новые госшколы, конечно, не сравнятся с теми, в которых учились мы – по сравнению с учебными заведениями 30-летней давности их можно назвать настоящим раем – свежий ремонт, нормальные уборные и новые парты. Вот, к примеру, так выглядит школа № 94 в Нур-Султане, которая распахнула свои двери в том же 2021 году.
Обе представленные школы новые (слева на фото – школа № 94, справа – Binom). И обе государственные. Но выглядят совершенно по-разному – даже невооруженным глазом заметно, что в первой техническое оснащение намного лучше, а вторая больше походит на пустую коробку, в которую внесли самые дешевые парты и стулья. Никакого тебе современного оборудования для кабинетов химии, физики, продуманных коридоров и холлов в виде коворкинга. А все потому, что на оборудование в этой школе потратили всего лишь 5,2% от общего бюджета строительства. В Binom на оснащение израсходовали куда больше – 21%, что почти на уровне Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ) – 25%. Для сравнения – так выглядит НИШ.
Теперь взглянем на финансовую часть. На школу № 94 государство потратило 3,6 млрд тенге из бюджета. При этом учиться здесь могут 2400 детей в две смены. На Binom затрачено почти вдвое больше – 7,5 млрд тенге. Но обучаются здесь почти вдвое больше ребят – 4 тыс. На строительство НИШ в Туркестане, который открылся в 2021 году, потратили примерно столько же – 7,4 млрд тенге. Но грызть гранит науки здесь могут всего лишь 720 учеников.
Теперь взглянем, на что конкретно потратили деньги в этих проектах. Никаких эмоций, только сухие факты – в данном случае цифры. Итак, площадь школы № 94 в два раза меньше – 11,6 тыс. квадратов, у Binom площадь – 21,5 тыс. квадратов, у туркестанской НИШ и того больше – 22,4 тыс.
Но для пущей убедительности углубимся в финансовые показатели. В школе № 94 строительно-монтажные работы (СМР) за 1 квадрат обошлись в 285 тыс. тенге, а в Binom по СМР потратили на каждый квадратный метр 261 тыс. Отсюда выходит, что стоимость строительно-монтажных работ типовой госшколы даже дороже.
И еще немного о финансовой стороне вопроса. Если разделить общую стоимость школы на количество учеников (в одну смену), то получатся следующие цифры: В типовой школе – это 3 млн 48 тыс., в Binom – 3 млн 778 тыс., а в НИШ цифра значительно больше – 10 млн 328 тыс. тенге, то есть стоимость школы на одного ученика здесь в 2,7 раза дороже.
При этом попасть в НИШ весьма трудно – они зачисляют только по спецтестам. Отдать ребенка в Binom проще – зачисление идет по типовым правилам Минобразования. Право на обучение у всех одинаковое вне зависимости от материального положения и уровня успеваемости школьников. Подушевое финансирование здесь осуществляется так же, как и в типовых школах. То есть, особых изменений в этом плане нет.
Плюс ко всему Binom построили гораздо быстрее – строительство заняло 8-9 месяцев. Законом о ГЧП частный партнер не имеет права на корректировку ПСД. Таким образом, он заинтересован в быстром завершении проекта. Учитывая, что инвестор берет обязательство эксплуатации объектом в последующие пять лет, то и в высоком качестве требование не снижается.
В то время как возведение обычной школы через тендер длится в лучшем случае 22 месяца. А если финансирование затягивается или пересматривается проектно-сметная документация, то срок реализации может затянуться до 3-4 лет, как это было со школой № 94 – ее строили целых три года. К тому же не факт, что после открытия дети смогут учиться в них – может случиться так, что денег не хватит на парты со стульями, не говоря уже о другом необходимом оборудовании.
«Я была в школе в селе Толе би Алматинской области. Там школу построили, но ничем не оснастили. Пустые кабинеты. И потом говорят: вы знаете, пока школу строили, оказалось, что она стала дороже, чем по проекту. Денег не хватило ничего приобрести и вот стоит пустая школа. Просто стены. Спасибо, конечно, за стены, но дети же не получат знаний, которые они должны были приобрести. Еще один пример – в селе Даулет Талгарского района Алматинской области школу только сдали в эксплуатацию и тут же ее признали аварийной. И уже несколько лет она не работает. Я была там месяц назад, она не работала. Это государство построило государственную школу, но государство строит же не своими руками, а по тендеру кто-то выиграл и построил. И он не понес ответственности. Он же не вернул деньги обратно», – рассказала депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
По сути, все школы строятся за госбюджет – и обычные общеобразовательные, и НИШ, и Binom. Но между госзакупом и ГЧП есть одна большая разница – подрядчику, выигравшему тендер, деньги государство выплачивает в течение двух лет по мере выполнения работ. А в случае с ГЧП выгода для бюджета куда существеннее – инвестору его вложения возвращаются в течение 5 лет и после (!) завершения всех работ. Выходит, что частники дают дополнительную привилегию государству в виде 5 лет. В сухом остатке мы имеем один факт – ГЧП весьма и весьма выгоднее тендеров.
«Когда строят частные лица, они стараются все сделать качественно, так как потом они берут в управление это здание. То есть они уже нацелены на то, чтобы меньше делать ремонты, чтобы все было сделано качественно из лучших материалов. Когда это строят государственные структуры, то мы не исключаем коррупцию. Мы просто говорим о то, что когда строят государственные структуры – это чаще всего есть откат. Давайте мы сразу отнимем 10% от стоимости этого здания, которых уже не будет. Второе, им главное построить и сдать. Построить как можно дешевле и иметь как можно проще проект для того, чтоб им было удобно и дешево строить, и чтобы на этом очень хорошо заработать. Что и происходит. Поэтому у частника такая постройка может быть дешевле, чем у застройщика по тендеру в полтора-два раза. И я видела очень серьезный подход к тому, как школу построить. Люди вкладывают душу в это дело. Какая это будет школа? То есть продумывается концепция, миссия, перед тем, как строить эту школу», – констатирует депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
Кто-то может возразить, что затрат при ГЧП больше. Но как мы видим, строительство школ нового формата – удовольствие не такое уж дорогое. И когда дело касается качества образования и будущего наших детей, может, стоит оставить принципы и порадоваться, что у каждого ребенка, наконец, появился шанс учиться в хороших условиях. В конце концов, ведь на наши налоги содержатся убийцы, насильники и грабители, но отдельных блогеров почему-то это мало волнует. Зато их не беспокоит тот факт, что дети вынуждены учиться в трехсменных и аварийных школах.
Отдельная тема о статусе учителя, который вынужден растить целые поколения в недооснащенных школах, рассказывая о химреакциях или законах физики на словах, пальцах, а если повезет, то по роликам в ютубе.
Всего 30 школ в стране признаны аварийными, а трехсменных и того больше – в одной только Алматинской области насчитывается 54 школы. При этом дефицит мест в учебных заведениях только растет. Сейчас это цифра – 265 тыс. Но уже к 2025 году, по словам Президента, миллиону детей не хватит мест.
Жан МУРЗА