Взятки и завышенные цены от дилеров: аналитики советуют не торопиться со льготным автокредитом

Смагулов Амир

Аккурат перед запуском программы цены на авто в салонах резко подскочили

Взятки и завышенные цены от дилеров: аналитики советуют не торопиться со льготным автокредитом
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

4%-ная ставка кредита так и манит. Она, признаться честно, действует словно гипноз. Да к тому же первоначальный взнос отменен. Потому-то в автосалонах нынче даже яблоку негде упасть – все желают встать в очередь за новеньким авто при таких прельщающих условиях. Ажиотаж, разумеется, не оставил равнодушными наших производителей. Программа еще не запустилась, а салоны уже весьма серьезно накрутили цены. Но в Казахстане нет товара, который можно было бы получить вне очереди. О процветающем бизнесе на автомобильных очередях и хитрости олигархов читайте в материале Azattyq Rýhy.

Программа льготного автокредитования, думается, поддерживает отнюдь не людей. В числе первых, кто выиграет от нее – производители машин. Сравнив прайс-листы в одном из автосалонов Hyundai за февраль и апрель, невольно представляешь, с каким же воодушевлением они ожидали перезапуска проекта. Сознание рисует в голове картину хихикающего и потирающего толстые ручки олигарха. Но не будем дальше разглагольствовать, лицезрейте сами:

Перед вами прайс-лист на Hyundai Sonata за февраль этого года. Машина в базовой комплектации стоит 11 млн 290 тысяч тенге. Самый навороченный вариант High-Tech – 15 млн 290 тысяч.

А теперь взгляните на апрельский прайс и сравните цены:

Буквально за месяц-полтора, аккурат перед запуском программы ценники выросли на миллион и выше. Теперь машина в базовой комплектации стоит 12 млн 290 тысяч, а в варианте High-Tech авто подорожало сразу на 1,4 млн тенге – теперь за него придется выложить 16 млн 690 тысяч. Как говорят эксперты, столь внезапное повышение цен и грядущий запуск программы – вовсе не совпадение.

«Наличие льготных денег действительно может привести к увеличению цены. Вспомните, когда запускались программы льготного кредитования и спрос увеличивался – это толкало цены вверх. Недавний пример: когда разрешили пользоваться пенсионными накоплениями, цены на квартиры серьезно подскочили. Здесь то же самое. При ограниченном предложении любое увеличение спроса приводит к росту цен. Это закон экономики», – объясняет председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Подстегивают задирать цены еще несколько факторов – подорожавший металл и дефицит электронных компонентов. Плюс на все это накладывается война в Украине.

«Это тоже повлияет на рост цен в Казахстане существенным образом, потому что часть автомобилей шла из России, и теперь этих автомобилей нет. А это снижение предложений. Второе – часть автомобилей шла транзитом через Россию. Сейчас этого транзита нет и нужно ехать в обход России, а это тоже увеличивает стоимость автомобилей из-за удлинения и удорожания логистики. Это тоже будет толкать цены вверх», – продолжает наш собеседник.

Плюс на наши головы, а точнее, наших автобизнесменов свалятся клиенты из России – практически полная остановка российского автопрома перенаправит спрос в Казахстан.

«Вот пример: в прошлом году Казахстан реализовал 120 тысяч новых автомобилей, а Россия полтора миллиона. Представьте, весь этот спрос сократится в два раза. И при отсутствии внутри России возможности купить новый автомобиль, куда все поедут? В Казахстан, Узбекистан. Поэтому я предполагаю, что российские покупатели будут выгребать все наши запасы. Все это приведет к дефициту, а дефицит приводит к увеличению цены», – убежден Эдоков.

Очевидно, что на всех машин не хватит. На 100 млрд, выделяемых от «Жасыл Даму», купить можно будет всего лишь 10 тысяч авто. Учитывая, что в прошлом году дилеры продали около 120 тысяч новых машин, эта десятка – как капля в море. В очереди до сих пор стоят 15 тысяч казахстанцев еще с прошлой программы автокредитования. Но в Казахстане нет товара или услуги, которую нельзя получить за «дополнительную плату».

«За определенную плату можно и без очереди купить. Понятно, что есть какой-то поток автомобилей, который идет в салон, и какая-то очередь. Кто-то хочет срочно-срочно, а кто-то может подождать. И за место в этой очереди можно, наверное, торговать. Что, я предполагаю. Продажа очереди –распространенное явление и это часто бывает при продаже любых товаров. Так и при покупке автомобиля в условиях дефицита», – поясняет Эдуард Эдоков.

В автосалонах говорят машину ждать полгода, поэтому понятно, почему очередь продвигается так медленно. Потому и велик соблазн купить вне очереди. Но получить этот автокредит смогут далеко не все.  

«При получении кредита в сумме 10 млн тенге на 7 лет, в месяц придется платить около 140 тысяч тенге + ежегодная страховка + дополнительное оборудование на новый автомобиль. То есть большая часть населения даже этот кредит не смогут получить, так как не смогут подтвердить свои доходы», – утверждает глава Союза независимого автобизнеса, независимый директор Совета директоров «Жасыл Даму» Берик Заиров.

В одном из банков, который будет работать по данной программе, по КАСКО запросили 908 тысяч тенге. В эту сумму входит страхование на 7 лет, причем заплатить эти деньги надо сразу при покупке авто. В другом банке более выгодные условия – здесь страховку оценили в 215 тысяч, но только на год.

Так что раскошелиться на дополнительные траты все же придется, автосалон ведь не предоставит зимний комплект шин и сигнализацию, которые стоят немалых денег. Отсюда делайте выводы – насколько выгодна эта программа.

Жан МУРЗА

Новости парнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.