Анатомия экстремизма и религиозного радикализма в Казахстане

Откуда в светском Казахстане появился религиозный экстремизм, рассказали эксперты

Анатомия экстремизма и религиозного радикализма в Казахстане
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Светский и мультикультурный Казахстан долгое время оставался за границами проблемы мирового масштаба – религиозного экстремизма. Однако во время трагических январских событий жители впервые и в таком масштабе столкнулись с его проявлением, как говорится, лицом к лицу. Пока большинство казахстанцев жили своей размеренной жизнью, прямо под боком «просыпались» и расцветали всевозможные спящие ячейки, которые в начале года и проявили себя во всей красе. В интервью корреспонденту Azattyq Rýhy эксперт Центра изучения религий Олег Синяков рассказал, как в светском Казахстане появились подобные религиозные направления, какова их конечная цель и почему они все-таки нашли своих приверженцев среди граждан.

Накануне генпрокурор Берик Асылов сообщил, что во время трагических январских событий произошло «сращивание экстремизма, криминала и религиозного радикализма». Для многих казахстанцев эти понятия – что-то из разряда далекого и малопонятного. Как же сейчас распознать радикализм и как он все-таки появился в светской стране, где религиозная жизнь и государственная четко разграничены?

По мнению религиоведа Олега Синякова, радикализм и экстремизм во всем его негативном проявлении пришли в страну из-за рубежа. Они массово хлынули уже после распада СССР,  когда Казахстан обрел независимость и открыл всем свои двери, когда народ находился на перепутье, а экономика была в упадке.

«Народ еще в годы перестройки стал тянуться к духовности, но не знал, как, не мог тогда распознать, где есть настоящая духовность, где ложная. Некоторые начали ударяться в целительские направления, оккультные, может, помните, был Кашпировский, Чумак. К нам начали массово прибывать и различные мошенники. Ими распространялись чуждые идеи, например, идеи ваххабизма, подменялись подлинные для казахстанского народа понятия веры, добра и зла», – рассказывает наш собеседник.

В то время религиозная деятельность мало интересовала наше правительство. Все были заняты тяжелыми экономическими и политическими проблемами. Но суть в том, что именно тогда сложилась ситуация, когда люди хотели духовности, но не знали, каким образом ее обрести.

«Многие в те годы уезжали за границу, получали религиозное образование, кто-то в Саудовскую Аравию, кто-то в Египет. Не все, но многие, приносили какую-то чуждую идеологию и распространяли ее здесь. Сюда хлынуло большое количество мигрантов. У нас появилось множество различных зарубежных миссионеров, которые принесли в казахстанские степи какую-то чуждую, далекую для нашего общества идеологию. Здесь же появились какие-то мошенники от религии. Кто-то вообще изобретал свои собственные, «авторские» направления. Тот же Ата жолы – оккультно-мистическое течение на базе ислама, Алля аят, целительские организации», – рассказывает эксперт.

В 2011 году, как говорится, грянул первый гром. Произошли первые теракты в поселке Шубарши. Тогда государство обратило внимание на религию и на религиозное положение дел. Был принят новый закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях, который начал все это дело контролировать. Появились информационно-разъяснительные группы по вопросам религий, но к тому времени эта «опухоль» нетрадиционной религии уже появилась и разрослась по стране. То есть проблема уже стояла остро, поясняет Олег Синяков.

«Казахстан изначально выбрал светский, близкий по духу мультикультурному, образованному государству демократичный путь, не стал ориентироваться на Турцию, или на Иран, или на какие-либо другие страны. Полностью демократично ко всем религиозным вопросам подходил, и эта демократия начала 90-ых в какой-то степени сыграла злую шутку, потому что в Казахстан наряду с традиционными, мирными религиями, были привнесены чуждые идеи», – считает эксперт Центра изучения религий.

Сейчас многие жители связывают январские события и расцвет экстремизма с операцией «Жусан», когда из зон боевых действий были возвращены сотни казахстанцев, ставшие жертвами крайних религиозных направлений. По мнению Олега Синякова, операция «Жусан» здесь ни при чем.

«Когда казахстанцы, став жертвами идеологического обмана, начали втайне от близких, родных бросать родину, в Сирию уезжать, на чужую войну, их надо было выручать. Их вывели, проделали большую работу, реабилитировали. И эта проблема уже тогда была широко распространена. Сама по себе операция «Жусан» ни при чем. Те, кто вернулся оттуда с чужих религиозных войн, они наоборот, играют большую роль в дерадикализации наших людей. Кто имеет этот опыт, может рассказать, как их обманули, обещали истинную духовность, веру, большие деньги, а они в итоге просто стали пушечным мясом, женщины попадали в гаремы и так далее. Они стали жертвами экстремистских, чуждых нашей стране идеологий», – убежден он.

Олег Синяков считает, что сейчас, с учетом всех этих уроков, государство проделывает большую работу: вкладывает миллиарды в информационно-разъяснительную работу, в просвещение населения, в дерадикализацию, реабилитацию жертв, пострадавших от религиозного экстремизма и терроризма. Поводятся социологические исследования, выявляют приверженцев деструктивных, псевдорелигиозных течений. 

«Работа проводится очень большая, и она не прекращается. Государство борется, но, тем не менее, все равно, корень проблемы остается. Проблемой стало то, что платформой экстремистско-террористических организаций является ваххабизм. Несмотря на то, что в стране официально запрещается ваххабитская литература, их идеология и работа организаций на платформе этой идеологии, сам ваххабизм в Казахстане не запрещен. Это позволят снова и снова возникать новым и новым организациям, ячейкам. Правоохранительные органы их находят, штрафуют, ставят на учет, с ними проводят работу, но все равно искоренить не получается», – объясняет Синяков.

Многие казахстанцы наверняка наслышаны о так называемых салафитах и большинство людей считает, что именно это течение в большей степени привело страну к январской трагедии. По мнению эксперта, это нынешние ваххабиты, которые лишь берут себе название «салафиты». На самом деле от истинных салафитов у них только название, говорит наш собеседник.

«У нас приверженцы салафизма учат тому, что они якобы потомки праведных предков, чистого ислама. Якобы у нас все плохо, все загрязнили, а они вернут их к чистому исламу. Соответственно, они себя называют салафитами. Но на самом деле мслам их таковыми не признает. Это религиозно-политическое течение. Соответственно, они себя ложно называют таковыми. Они преследуют и политические цели. Цель любой экстремистско-террористической организации – захват государственной власти, а религия является лишь прикрытием. То, что они говорят, мол, мы верующие, мы намаз читаем, мы то делаем, это делаем, на самом деле это лишь прикрытие для политических целей», – утверждает эксперт Центра изучения религий.

Для захвата государственной власти они используют инструмент террора, устрашения, манипулирования, поясняет Олег Синяков.

«Пытаются запугать, пугают тем, что мы живем в кафирском (понятие в исламе, обозначающее неверующего), неправильном государстве. Что вокруг все плохо, правительство все кафирское, все вокруг виноваты, и нужно возродить чистый ислам, убивая других, надо построить правильное исламское государство и так далее. Многие у нас говорят «Мы не такие», у нас это просто философия, мы на самом деле ничего не хотим. На самом деле, они все находятся на удочке зарубежных шейхов, они смотрят, подражают им, и, если сигнал из-за рубежа поступит, любая ячейка может стать террористической, может выйти в атаку, как это произошло во время январских событий. Организация Йакын Инкар попыталась взять власть на волне экономических и политических требований», – отмечает эксперт.

Так почему в нашем светском Казахстане подобные течения получили поддержку некоторых граждан? Олег Синяков считает, что людьми очень умело манипулируют.

«Население тянется к духовности, к религии, большинство у нас считают себя верующими, несмотря на то, что в религиозной жизни почти не участвуют. Мусульмане, христиане, многие не участвуют в религиозной жизни, но, тем не менее, они считают себя верующими. Уйти от манипуляции сложно, многие находятся в их сфере влияния. Люди тянутся к духовности, а экстремисты пытаются создать видимость, мол, то, что они предлагают, и есть настоящая вера. Любая истинная религия, настоящая вера учит духовности, любви к ближнему, у них же путь террора, с конечной целью захвата государственной власти, а это в любой религии запрещено», – разъясняет эксперт.

Сейчас государство работает по трем направлениям – проводит социологическую работу, где выявляет приверженцев радикальных течений, информационно-разъяснительную, то есть профилактическую. Так людей просвещают, рассказывают об экстремизме, о том, что это не настоящий ислам, что на самом деле это политическая организация, прикрывающаяся исламом. И если находят приверженцев, с ними проводят уже реабилитацию.

«Конечно, большую работу проводят правоохранительные органы, силовые органы борются, сажают таких личностей. Но они же тихо сидеть не могут. Если они распространяют свою деструктивную литературу, их тогда подвергаются наказаниям согласно действующего законодательства, штрафам или уголовному наказанию согласно Уголовному кодексу. Государство следит, чтобы на учете состояли эти все личности», – рассказывает он.

В первую очередь под влияние таких экстремистских организаций попадают обычные граждане. Многие из них ищут духовное, либо находятся в депрессии. Защититься от влияния экстремистов очень сложно, они все – очень тонкие психологи. Они настраивают на крайнее нетерпение других людей и культур, которых необходимо физически уничтожать. Такие организации крайне опасны для любого общества, любого государства, что мы и увидели наглядно в январе, считает Олег Синяков.

«Защититься очень сложно, если бы был 100% рецепт, тогда сложностей с борьбой бы не было. Понятно, что они прельщают деньгами, гуманитарной помощью, гарантируют любовь, или, например, подобрать невесту или мужа верующей, защититься от такого как можно? Надо правильное воспитание в семье получать. Родители должны прививать правильные взгляды на добро и зло. Дети и взрослые должны иметь критическое мышление, должны понимать, когда есть настоящая религия, несущая добро и духовность, а когда вами пытаются манипулировать, говоря, что уничтожение, преступления, убийства людей – это хорошо. Должно быть четкое понимание добра и зла. Только слаженная работа государства и общества поможет искоренить эту проблему», – резюмирует религиовед Олег Синяков.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.