Образовательная платформа оставила родителей без миллионов, а детей без занятий в Астане и Алматы
У компании нет финансирования вернуть пострадавшим деньги в полном объеме
В Астане и Алматы разгорается громкий скандал вокруг образовательной платформы детских активностей YaYa. Руководители детских центров и сотни родителей заявляют о невыплатах, продаже абонементов при уже существующих долгах и попытках рассчитаться «копейками» вместо полной суммы. Корреспондент Azattyq Rýhy выслушал жалобы родителей.
Пострадавшие семьи твердят одно и то же: компания собирает деньги за абонементы, но не выплачивает их образовательным центрам, из-за чего многие договоры разрываются, а дети остаются без занятий.

По словам директора детского центра «Altyn Kids» Екатерины Лишик сотрудничество с компанией длилось почти год, но с августа 2025 года начались проблемы с выплатами.
«Менеджеры нас просили постоянно подождать, потерпеть, мол лето, проблемы. Мы, как добрый руководитель, прощали, ждали, ежемесячно писали. С августа 2025 по январь 2026 года включительно центр не получил ни одной выплаты. Полгода мы принимали детей бесплатно. Было жалко детей и родителей, ведь многие брали абонементы в кредит. Дети привыкли к центру, и по-другому поступить мы не могли», - рассказывает Екатерина Лишик.
Задолженность перед центром, по ее словам, составляет 1 млн тенге. Однако на днях ей предложили лишь 375 тысяч тенге - около 36% от суммы долга.
«Это издевательство. Я платила зарплату педагогам из своего кармана. Плюс налоги, аренда. И нам предлагают 375 тысяч? Это смешно. По моей оценке, через центр проходили 40–50 родителей. Почему мы должны как центры и как родители страдать? У каждого руководителя есть машины, есть дома. Мы намерены вернуть всю сумму», - пожаловалась собеседница.

«Продолжали продавать абонементы, зная о долгах»
Родители заявляют, что абонементы активно продавались даже тогда, когда центрам уже не перечислялись деньги.

Жительница Астаны Райхан рассказывает, что купила абонемент 9 ноября 2025 года за 400 тысяч тенге.
«Оказалось, что уже с октября центрам не платили. То есть абонементы продавались, заведомо зная, что услуги не будут оказаны. После перерасчета мне предложили 127 тысяч тенге вместо почти 300 тысяч остатка. Даже 50% от оставшейся суммы нет», - сетует женщина.
Еще одна родительница заявляет, что заплатила 950 тысяч тенге за годовой абонемент.
«Я требую вернуть 480 тысяч за шесть неиспользованных месяцев. Мне предлагают 88 тысяч. Это 18% от суммы долга. Представитель компании объяснил это просто: мы знаем, что мы вам больше должны, но у нас нет других денег», - поведала родитель.
«Берите, пока есть»
Родители также утверждают, что им предлагают подписывать медиативные соглашения на частичную выплату.
«Медиаторы пишут: берите, пока есть то, что дают, потом не получите ничего. У нас есть скриншоты, мы передали их следователю. Мы уже подали заявление в полицию. Завели дело о мошенничестве в особо крупном размере. Я собрала группу, где уже около 800 человек, мы подаем в суд и пойдем до конца», - рапортуют астанчане.
Родители подчеркивают: изначально их привлекла концепция до 30 посещений в месяц за фиксированную сумму.
Сейчас родители и представители центров требуют полного возврата средств и прозрачного расследования. На собрании с родителями присутствовала руководитель YaYa Лаура Ералиева. Она заявила о намерении вернуть деньги, но ее счета заблокированы.
«Мне очень стыдно, что мы подвели кого-то и искренне хотела извиниться. Вчера нам заблокировали счет, когда я начала разбираться, мне сказали, что это МВД Астаны. Я приехала в Астану. Нам выделили финансирование, но не в полном объеме. Мы хотим, чтобы теперь этой суммы хватило всем родителям. Мы уже отчеты делаем в соцсетях по возвратам», - оправдалась основатель платформы.

Однако по словам пострадавших, реальные предложения существенно отличаются от озвученных обещаний. Родители не согласны на те суммы, которые им обещают вернуть. Они требуют 100%-го возврата. Скандал набирает обороты. И главный вопрос, который задают родители: если проблемы начались еще в октябре, почему абонементы продолжали продавать до декабря?