Утильсбор: снизятся ли цены на машины?

Смагулов Амир

Эксперты уверены, что снижение ставок благоприятно скажется на обновлении автопарка страны

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Эпопея с новыми ставками по утилизационному сбору наконец-то завершилась. Затянувшаяся интрига продолжалась около полутора месяцев и разрешилась снижением официальных ставок на 50%. Что даст казахстанским автолюбителям уменьшение платежа ровно на половину, последует ли за этим снижение цен на авто и на что пойдут собранные деньги, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Тема новых ставок утилизационного сбора вызвала горячие дискуссии в Казнете. Дебаты вокруг утильсбора муссировались с января. Накануне первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр сообщил долгожданную новость о снижении платежей на 50%.

Такое снижение важно в первую очередь тем, что цены на машины наконец-то пойдут вниз. В крупной сети дистрибьюторов компании «Астана Моторс» заверили, что цены на импортные автомобили BMW, MINI, Subaru, Haval, Chery после вступления в силу новых ставок уменьшатся на стоимость снижения утильсбора.

«При этом изменение ставки утильсбора не повлияет на стоимость легковых автомобилей Hyundai, а также коммерческой техники Hyundai, МАЗ, пассажирской техники Golden Dragon, так как стоимость автомобилей и техники отечественного производства не включает утильсбор», – подчеркнули в пресс-службе «Астана Моторс».

Вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева считает, что, несмотря на актуальность, острая тема с утильсбором касалась только нескольких вопросов. Во-первых, того, что эти деньги получала частная компания. Сейчас же руководит утилем государственная компания «Жасыл Даму». Это новшество в ассоциации поддерживают, но оснований для снижения цен на отечественные авто, говорят, совершенно нет, потому что казахстанские автопроизводители так же, как и другие игроки рынка, платили утильсбор.

«Снижение тарифов на цены на отечественные авто не повлияют. Все производители платили утильсбор так же, как и все. Это прописано в экокодексе РК и согласно законодательству РК эта сумма возвращалась, чтобы стоимость транспортного средства для наших конечных потребителей, для наших граждан не увеличивалась на эту сумму утильсбора», – пояснила Анар Макашева.

Утильсбор в стране нужен для того, чтобы машины для казахстанцев были доступнее, утверждает она. Другой важный вопрос, который будоражит умы казахстанцев – на что именно тратятся эти миллиарды.

«Все думают, что эти деньги тратятся на субсидии автопроизводителям. Это абсолютно неверно, неправда, и никогда, за всю историю автопроизводители не получали деньги от «Оператора РОП». Никогда такого не было. Тем более на строительство своих заводов», – проинформировала Анар Макашева.

Эксперт уверена, что собранные за утилизацию деньги должны идти на поддержание именно автолюбителей, на обновление казахстанского рынка, но никак не для поддержки автопрома. Сейчас главная проблема – это быстрое старение автопарка страны.

«В Казахстане парк авто состоит из 3,8 миллиона машин. Из них 2,8 миллиона – это машины старше 10 лет. Так вот, через 10 лет этим машинам будет уже 20 лет. Это те машины, которые официально зарегистрированы. Сейчас я не говорю о машинах на иностранных номерах с зарубежной регистрацией, которые ездят на постоянной основе в стране. В статистике только машины казахстанской регистрации», – поясняет вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса.

В Европе культура вождения заключается в том, что через определенный отрезок времени владельцы добровольно и самостоятельно меняют старые машины на более новые. Но в казахстанских реалиях подобный расклад пока невозможен, потому что у людей просто нет возможности как положено вовремя обновлять своих железных коней. Поэтому для наших автолюбителей важно, чтобы был инструмент, при помощи которого можно обновить свои машины, убеждена Анар Макашева. Именно поэтому собранные в качестве утильсбора 100 миллиардов тенге было решено направить на льготное автокредитование под 4%.

«То есть вам же все равно, какие именно налоги и расходы сидят в цене на автомобиль. Вам главное, чтобы вы могли купить себе новое авто, и чтобы он для вас был доступный по цене. Мы говорим о кредитовании под 4% годовых. Сейчас средняя ставка автокредита в стране – 17-20%. Это очень дорого. К примеру, если взять в кредит под 4% на 5 лет новый автомобиль стоимостью 10 млн, то средний ежемесячный платеж в месяц будет около 120-150 тыс тенге», - поясняет вице-президент ассоциации.

В пример Анар Макашева приводит тех, кто занят частным извозом. Если, к примеру, они будут работать по 8 часов в день на этой работе, то стабильно к концу месяца можно заработать от 400 тысяч тенге.

«То есть, если они возьмут автомобиль под 4% годовых, то новый автомобиль будет стоить им менее 20% от условного заработка. И для них это не будет сложно. Поэтому для граждан важно, чтобы был механизм покупки новых авто», – убеждена наша собеседница.  

Также надо учитывать и то, что машины в стране в большинстве своем старые. При этом продать их – не вариант, никто не покупает такие корыта. По мнению представителя Анар Макашевой, должен быть механизм как во всем мире, когда граждан стимулируют сдать машины в утилизацию.

«Наши граждане не должны страдать от того, что старый автомобиль некуда деть и продать некому. Вот Европа в 90-х годах что сделала? Они просто все старые машины условно продали в Советский Союз. А мы куда продадим? Мы никуда продать не можем. Значит, надо, чтобы кто-то выкупил эти машины. Потом, где взять деньги, чтобы кто-то выкупил эти машины?» – подчеркивает она.

Выделять деньги из госбюджета, то есть из денег налогоплательщиков, будет несправедливо, потому как многие пешеходы вряд ли будут рады таким расходам, к которым они не причастны.

«Почему за счет ваших налогов должны выкупать авто? Средства утильсбора будут тратиться на эти цели – на автокредитование, и на выкуп старых автомобилей. И это справедливо, и для граждан такой порядок лучше, потому что тогда у граждан не будет сложностей с тем, чтобы обновить свое авто. Тот, у кого совсем старое авто, у него выкупят этот автомобиль, и его хватит либо на первоначальный взнос для покупки нового автомобиля, либо на покупку другого авто. Соответственно, таким образом, парк будет обновляться», – считает вице-президент ассоциации.

Кроме того, Анар Макашева заявляет, что вопреки звучавшим требованиям о полной отмене утильсбора, таких ожиданий в Ассоциации не было.

«Наша позиция следующая – мы входим в состав ЕврАзЭС. В едином экономическом пространстве должны быть равные условия с другими странами. Никто не хочет и не просит каких-то преимуществ, мы хотим равные условия, чтобы они были равны для всех, должны быть равные условия игры, одинаковые для всех стран. Тогда это здоровая конкуренция. А равные правила игры в ЕврАзЭС – это тарифные меры, то есть таможенные пошлины, утильсборы. У нас не должно быть ниже, чем у них», – подчеркивает она.

В противном случае, если казахстанские ставки утильсбора будут ниже, чем в едином экономическом пространстве, высок риск, что в страну хлынет поток старых машин.

«Тогда парк будет еще старее, чем сейчас. Парк должен обновляться за счет новых машин, не за счет старых машин. Граждане должны ездить на новых машинах. Не должны наши граждане ездить на старых авто. Они должны иметь возможность приобрести новое авто. Не надо заставлять ездить на старых машинах, это неправильно», – заявляет Анар Макашева.

Кроме того, несмотря на критику по поводу новых ставок утильсбора, по мнению эксперта, выбранные тарифы были предсказуемы.

«Владельцы говорят о дорогих тарифах, которые их сдерживают, чтобы поставить авто на учет. Но на самом деле это лукавство. Среди этих машин очень много ворованных, в кредите, в залоге в других странах ЕАЭС. По сути, наших граждан обманули. Наши граждане не знали этого, а может некоторые и знали, но факт остается фактом – сейчас им некуда деть эти машины. Они и поставить на учет их не могут, и вывезти не могут, и продать. Эти машины куплены, деньги потрачены. Я понимаю их недовольство, но утильсбор к этому отношения не имеет. Поэтому снижение ставок и введение льготного кредитования приведет, наконец, к обновлению старого автопарка страны», – резюмирует Анат Макашева.

В Союзе машиностроителей Казахстана о новых тарифах высказались философски – сегодня электротехническое, железнодорожное, горнорудное и нефтегазовое машиностроение Казахстана зависит от импорта, объем которого превышает собственное производство и хорошо бы меры, подобные утильсбору, применить и в этих отраслях.

«В дальнейшем полагаю целесообразным применить аналогичные меры стимулирования и в указанных выше подотраслях машиностроения», – заявил председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

В завершение добавим, что утильсбор, по словам Романа Скляра, это международная практика, которая действует в большинстве стран Европейского союза и других странах мира, без которого страна рискует увеличить импортозависимость. Выбор, как говорится, невелик – либо мы поддерживаем и развиваем собственную промышленность, либо «кормим» иностранный автопром.

Напомним, 11 января Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал деятельность «Оператора РОП» и поручил передать утильсбор в государственную компанию. 19 января в Правительстве РК назвали нового администратора. Им стало государственное АО «Жасыл Даму». Мы писали о том, чем занимается компания. 

В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК прокомментировали информацию о «повышении» ставок утильсбора. Эксперты высказались о том, какие ставки сбора будут адекватыми, а также о том, подешевеют ли авто. Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев рассказал, когда утвердят ставки по утильсбору на автотранспорт.

1 февраля Жанат Самат назначена председателем правления АО «Жасыл Даму».

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ахметжан Примкулов и председатель правления ТОО «Оператор РОП» Медет Кумаргалиев были задержаны

Новости парнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.