Многоэтажки высотой более 100 метров тушить нечем
В дни январских событий прямо на глазах у алматинцев полностью сгорел городской акимат. И хотя здание условно можно считать высотным, крупный пожар снова поднял уже набивший оскомину вопрос – как тушить пожары в высотках, ведь пожарные шланги и лестницы с земли не достанут, поэтому не удивительно, что таким ЧП присваивают самую высшую категорию сложности. Какой спецтранспорт сейчас есть в распоряжении казахстанских огнеборцев, как они тушат пожары в высотках и какие проблемы могут возникнуть при этом, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Высотки в Алматы, как и во многих регионах страны растут как грибы после дождя. И хотя застройщики обещают золотые горы в виде использовании якобы безопасных строительных материалов, факты говорят сами за себя – пожары в высотных домах случаются, и не маленькие. Не так давно в Актау горел элитный 16-этажный жилой комплекс, в Алматы из-за пожара в одном из домов эвакуировали более 100 человек. В прошлом году уже во время пожара в алматинском ЖК Тау-Шатыр выяснилось, что к строениям не так просто подъехать. А в случае возгорания в подземной парковке спецтранспорт и вовсе не может туда заехать, потому как высота ворот не позволяет. Тема пожаров в высотках далеко не новая. Вот только есть ли возможность тушить пожары в многоэтажках?
В пресс-службе Министерства чрезвычайных ситуаций редакции AR сообщили, что на вооружении Службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ алматинского ДЧС есть 194 единиц пожарной автотехники различного функционального назначения, оснащенность гарнизона противопожарной службы составляет 82,5%.
В их арсенале есть в том числе два телескопических подъемника, который нужны для проведения аварийно-спасательных работ в зданиях повышенной этажности. Высота подъема этой техники доходит до 90 метров, но при одном условии – если отсутствуют сопутствующие помехи. Фактически спецтранспорт может проводить аварийно-спасательные работы на высотах в 27 этажей включительно.
При тушении пожаров в небоскребах, как правило, еще используют специальные высотные лестницы. Они позволяют подняться на высоту до 15 этажа. Пожарная автолестница со спасательной люлькой имеет большую маневренность, широкие возможности по подаче воды на высоту, а также возможность проведения эвакуации с нескольких позиций без дополнительной переустановки автомобиля.
«Учитывая, что средняя высота одного этажа равна 3 метрам (соответственно, 90 метров – это 30 этажей), следует отметить то, что конструктивные особенности здания в зависимости от планировки могут отличаться от вышеуказанных параметров», - отметили в пресс-службе ведомства.
При этом в ведомстве признались, что отдельных норм для тушения пожаров в высотках нет.
«Нормы только есть по расстоянию, в зависимости от степени огнестойкости здания от 6 метров. А так высотки должны быть обеспечены системами противопожарной защиты здания», - пояснили в министерстве.
Учитывая, что не все застройщики обеспокоены возможностью проезда спецтранспорта, потому как с удовольствием выстраивают многоэтажки близко друг к другу. Получается, что жители верхних этажей в случае ЧС попросту рискуют остаться один на один с пламенем, потому как любое высотное здание представляет собой вертикальную трубу, по которой дым и огонь стремительно поднимаются вверх. Так, случись пожар на пятом этаже, и уже через несколько минут будут задыхаться жильцы 12-го и 13-го этажей. Спасаться бегством по задымленной лестнице опасно – человек может преодолеть всего один лестничный пролет, а после этого он теряет сознание. Пользоваться лифтом при пожаре тоже запрещено – дым, стремительно распространяясь по лифтовой шахте вверх, может замкнуть электричество, и человек окажется в ловушке. А скорость распространения дыма через лифтовые и коммуникационные шахты – 10 метров в секунду.
Значит, в высотке должны идеально работать системы дымоудаления, пожаротушения, дымовые и температурные датчики, должны быть открыты и свободны эвакуационные лестницы, ну и, конечно, необходимо иметь индивидуальные средства спасения.
Архитектор Айдын Акбай заявляет, что казахстанские строительные нормы есть, и они довольно жесткие и порой даже жестче, чем на западе. Чаще всего в проекте все предусмотрено, но потом в процессе строительства могут изменить проект, утверждает архитектор. А в период эксплуатации бывает, что производят несогласованные с проектом перепланировки, изменения в здании и иногда даже отключения противопожарных систем, а также перекрываются проезды для пожарных.
«В общем, это чаще всего халатное отношение эксплуатантов и, возможно, покрывание этих нарушений. И, конечно же, не исключена коррупция среди пожарников. Но есть еще другая проблема у пожарной службы. ВАлматы не хватает пожарных депо и, соответственно, специальной техники», - считает архитектор Айдын Акбай.
Активист Салтанат Ташимова заявляет, что тема пожаров в высотных домах известна давно.
«Из-за того, что нет машин, у которых подъемный кран дотягивается до верхнего этажа, поэтому в Актау выгорела высотка. К тому же застройщики в рекламных проспектах сообщали о невоспламенющихся материалах, однако мы все видели, что здание горело очень сильно. Поэтому мы считаем, что высотные здания необходимо ограничить в этажности не только в Алматы, но и по всей стране. По всей республике эти нормы должны быть введены, потому что это угрожает безопасности жителей.
Не соблюдаются строительные нормы и правила(СНиП). Расстояние между домами должно быть не менее высоты здания. Но у нас везде идут нарушения, практически по всем стройкам. Расстояния между домами даже не дают подъехать пожарной технике. Поэтому правила должны касаться всех застройщиков – нельзя строить выше того уровня, до которых могут дотянуться пожарные краны», - считает Салтанат Ташимова.
Как известно, самые высокие здания в Алматы – это бизнес-центры Esentai Towers в 38 этажей (161 метр), Нурлы-Тау в 108 метров, а в столице – 75 этажей или 320 метров, это комплекс «Абу-Даби Плаза», в котором еще на стадии строительства случались пожары. Чем в случае пожара тушить эти здания, если имеющийся спецтранспорт может дотянуться только до 100 метров в высоту, непонятно. Только если не с вертолетов, которые могут за считанные секунды сбросить на горящее строение несколько тонн воды. Но и тут непонятно, как с воздуха можно потушить пожар во внутренних помещениях. К сожалению, в настоящее время строительство высотных зданий опережает оснащение спасательных служб.