Металлургия и машиностроение: путь Независимости
За годы независимости крупнейшие казахстанские предприятия благодаря политике и поддержке государства выросли до уровня мировых компаний
230 тысяч наших соотечественников трудятся в горно-металлургической отрасли Казахстана, на долю которой приходится 8,2% ВВП страны и без малого четверть национального экспорта. Именно поэтому ГМК считается одним из главных локомотивов экономики нашей страны, передает Azattyq Rýhy.
За годы независимости объемы промышленного производства продукции цветной металлургии в действующих ценах выросли с 14,7 млн тенге в 1991 году до 4 трлн тенге в 2020 году. Добыча руд цветных металлов увеличилась с 3,5 млн тенге в 1991 году до 1,8 трлн тенге в 2020 году. В цветной металлургии увеличение объемов производства достигнуто за счет формирования новых предприятий.
Первые годы независимости для горнодобывающей промышленности Казахстана (1991-1994 годы) стали периодом значительного и длительного экономического спада. 1995 год стал началом возрождения отечественного горно-металлургического комплекса. В горно-металлургический сектор пришли долгосрочные иностранные инвестиции, начало оживать производство, были закрыты огромные долги по заработной плате, продукция стала востребованной на внешнем и внутреннем рынках. Уже в 1998 году Казахстан стал одним из крупнейших экспортеров меди, цинка, свинца, глинозема.
После распада Советского Союза, особое влияние на развитие горно-металлургического комплекса нашей страны оказала приватизация. Она позволила привлечь инвестиции и технологические инновации для повышения эффективности производства. Постепенно, на базе статерритории страны появились крупнейшие металлургические предприятия: ТОО «Казцинк», ТОО «Корпорация «Казахмыс», Группа Kaz Minerals, Eurasian Resources Group, АО «УК ТМК» и др.
Многочисленные иностранные компании с участием местных компаний приступили к разработке и разведке месторождений Казахстана. В 1999-2004 годах индексы физического объема добычи железных руд и руд цветных металлов постоянно росли.
Казахстанская металлопродукция начала соответствовать международным аналогам - по международным стандартам. В 2000 году сертифицировано около 50% продукции черной и цветной металлургии.
В 2002-2003 годах экспорт продукции металлургического комплекса обеспечил 24% валютных поступлений страны. В 2005 году была запущена первая очередь Казахстанского электролизного завода в Павлодарской области (запуск 2 очереди произведен в 2010 году).
В 2007 году продолжился постепенный переход государства от политики обеспечения «мягкого» инвестиционного климата к ужесточению требований к иностранным инвесторам. В законодательной сфере началась работа по внесению поправок в Налоговый кодекс, Закон «О недрах и недропользовании», в законодательство об окружающей среде.
За годы независимости крупнейшие казахстанские предприятия благодаря политике и поддержке государства выросли до уровня мировых компаний, стали высокодоходными и инвестиционно привлекательными.
Горно-металлургический холдинг ERG одним из первых откликнулся на призыв Главы государства о размещении части своих акций среди населения в ходе народных IPO.
Выход на Лондонскую фондовую биржу группы компаний «Казахмыс» в 2005 году и Eurasian Resources Group (ERG) в 2007 году обратил внимание западных инвесторов.
Для справки: На сегодня цветная металлургия в структуре ВВП занимает 5,2%. В отрасли активно действует около 150 предприятий различной формы собственности, где работают порядка 80 тыс. человек.
По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК в 2020 году в цветной металлургии объем производства продукции в действующих ценах составил – 4,0 трлн тенге, ИФО – 102,6%.
Кроме того, в целях диверсификации промышленного производства реализуются инвестиционные проекты и уже имеются конкретные результаты по базовым металлам:
Отвечая необходимости наращивания конкурентных преимуществ нашей страны, увеличения присутствия Казахстана в мировой цепочке добавленной стоимости в продукции из цветных металлов, в период с 2015 года по текущий период в стране введено в эксплуатацию 8 проектов на общую сумму 30 млрд. тенге по производству продукции 4 и 5 передела.
Так, за последние 5 лет особый рывок по переходу на глубокие переделы удалось осуществить в алюминиевой отрасли.
Этому способствовало открытие «Казахстанского электролизного завода». Производимый первичный алюминий стал фундаментом дальнейшего развития алюминиевых переделов:
- алюминиевые профиля;
- алюминиевые радиаторы;
- алюминиевые сплавы, порошки, проволока и другое.
К примеру, проект 5-го передела по производству автомобильных алюминиевых колес, мощностью до 1 млн. колес в год из отечественного легированного алюминия.
Данный проект успешно интегрирован в цепочку производства отечественного автопрома (партнеры: АО «Азиа-Авто», ТОО «СарыаркаАвтоПром»).
Запуск в 2018 году нового кабельного завода в городе Алматы ТОО «Евразкабель» (инвестиции – 12,3 млрд. тг), дал мощный импульс развитию медной отрасли.
В этой связи инвестиционная компания ТОО «КМК Инвестмент» в 2020 году завершило строительство второго завода ТОО «Евразкупер» по производству медных и алюминиевых изделий мощностью 70 тыс. тонн изделий в год. Выпускаемая продукция направлена на загрузку кабельного завода ТОО «Евразкабель» и на экспорт.
Кроме этого, реализуются еще 4 проекта:
- Проект по модернизации линии по производству алюминиевых и биметаллических радиаторов компании ТОО «Арайстроймаркет» в г.Тараз, мощностью 300 тонн изделий в год с дальнейшим доведением до 700 тонн изделий в год, сумма инвестиций 370 млн. тенге.
- Проект по выпуску пятиокиси ванадия и феррованадия в Кызылординской области (ТОО «Балауса»). Это высоко востребованная продукция в мире, готовая лигатура для металлургии, сумма инвестиций 13,7 млрд. тг.
- Проект по производству алюминиевых банок для напитков в г. Шымкент (ТОО «KazAlPack»), сумма инвестиции 23 млрд.тг.
- Создание совместного предприятия с Индией (Mishra Dhatu Nigam Limited «MIDHANI») по производству титановых биоимплантов и медицинских инструментов на базе казахстанского титанового сплава ELI производства АО «УК ТМК».
В целом по итогам реализации всех вышеуказанных проектов, в Казахстане будет осуществлен переход на 4 и 5 переделы в алюминиевой, медной и редкометальной отрасли.
Обрабатывающие отрасли в ГМК могут усилить влияние горнодобывающего сектора на внутреннюю экономику, обеспечивая экономическую диверсификацию и занятость кроме деятельности по добыче. При этом оценивая потенциал для переработки, следует учитывать близость к конечным рынкам, и для Казахстана замещение импорта металлургической продукции является очевидной возможностью роста.
Сейчас экономика Казахстана, как и во всем мире, переживает последствия пандемии. Тем не менее, несмотря на трудности, в экономическом развитии нашей страны наблюдается положительная динамика. Но нужно отметить, что ситуация все еще остается непростой. Нам необходимо продолжать работу по диверсификации экономики, расширению номенклатуры производимых товаров, обеспечению потребностей внутреннего рынка и увеличению географии экспорта.
Это позволит в условиях нестабильности в мировой экономике сохранить конкурентоспособность казахстанской металлургической продукции. В этой связи хотелось бы отдельно останоиться на основных аспектах развития металлургической отрасли.
Развитие человеческих ресурсов и вклад в человеческий капитал был и будет важным звеном прогресса, как для государства, так и для бизнеса. Сегодня человеческий капитал выступает центральной ресурсной парадигмой основных достижений человечества.
В отрасли кроме лучших базовых компетенций, геологам, горнякам и металлургам необходимо развитие корпоративной культуры, нацеленной на повышение эффективности работы и ответственности за ее результат. Для этого нужно продолжить инвестировать в их профессиональные и личностные развития, а также создавать условия, которые способствуют повышению профессиональных навыков и вовлеченности в решение корпоративных задач.
Цифровая трансформация, адаптация к стремительно меняющимся условиям жизни, контроль и мониторинг производственных процессов с применением искусственного интеллекта все это – реалии нашей сегодняшней жизни.
Поэтому, необходимо продолжать работу по модернизации технологических процессов с переходом к индустрии 4.0. На сегодняшний день крупными горно- металлургическими предприятиями внедрены передовые решения по оптимизации бизнес-процессов в результате чего, наблюдается экономическая эффективность таких решений.
Привлечение транснациональных компаний в горно- металлургическую отрасль нашей страны, акцентируя внимание для производства продукций с высокой добавленной стоимостью должна стать основной задачей в данном направлении. Этот шаг позволит углубить степень переработки металлов внутри страны.
Сегодня именно транснациональные компании позволяют избежать изолированного взгляда при решении отраслевых проблем, а также указывают на передовые мировые тренды в развитии горно-металлургической отрасли.
Немаловажными аспектами являются ведение политики ресурсо- и энергосбережения, а также по обеспечению углеродной нейтральности нашей страны. В целях сохранения твердых полезных ископаемых для будущих поколений, сегодня необходимо применять новейшие технологии по наиболее полному извлечению полезного сырья при наименьших энергетических затратах и стремиться к сокращению объемов выбросов парниковых газов путем перехода на экологичные альтернативные источники энергии.
Защита и сохранение окружающей среды является важной предпосылкой для будущего устойчивого развития промышленной экономики. Для этого сегодня необходимо достичь баланса между реализацией политики экономического роста и зеленой экономикой.
Как отметил в своем послании Глава Государства, что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне.
В данном направлении необходимо улучшать технологии обнаружения и увеличивать инвестиции. Создание национальной геологической службы, которая будет оказывать комплексную поддержку инвесторам и создаст открытую цифровую базу данных геологической информации, сыграет ключевую роль в развитии геологоразведки страны.
В рамках перехода от сырьевой модели развития к обрабатывающей, перед нами стоит задача по развитию перерабатывающих производств. Для этого на сегодняшний день, правительством разработан Закон «О промышленной политике», целью которого является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.
Является не менее актуальным, развитие емких под- отраслей с большим экономическим потенциалом. Например, производства редких и редкоземельных металлов, используемых в производстве современных материалов и технологий. На сегодняшний день такие крупные компании как ТОО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Ульбинский металлургический завод» уже успешно производят редкие металлы, однако для производства продукции с большой добавленной стоимостью необходимо углубить уровень передела.
Вместе с тем, в стране есть большой потенциал развития ювелирной промышленности. Нужно создать благоприятные, привлекательные условия, как для отечественных, так и для мировых брендов производителей ювелирных изделий. Коллаборация богатой национальной культуры в ювелирном деле с мировыми трендами приведет к новому импульсу развития в данном направлении.
Есть определенный потенциал развития угле-химии. Как известно, путем переработки каменного угля можно получить более 300 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля, а побочные продукты, получаемые на коксохимических заводах, превосходят стоимость самого кокса.
Машиностроение
Развитие машиностроения является одним из основных показателей перехода сырьевой экономики к инновационной.
Распад СССР негативно повлиял на экономику страны, приведя к дестабилизации технологических, предпринимательских, производственных связей. Казахстану пришлось практически из руин восстанавливать машиностроение и за 30 лет благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса, а также расширению рынков сбыта устойчиво сформировались такие направления машиностроения как автомобилестроение, кластера по производству железнодорожной и сельскохозяйственной техники, нефтегазовое и горнорудное машиностроение и другая продукция.
За период 1991-2020 гг., доля отрасли в обрабатывающей промышленности незначительно увеличилась с 11,7% до 14%, однако это связано с увеличением долей других отраслей и ростом промышленности всей страны.
Объем производства в период с 1991 года по 2020 год существенно вырос с 16,8 до 1 823 927 млн тенге. В 2020 году на производство автомобилей, прицепов и полуприцепов пришлось - 34%, производство ж/д транспортных средств (локомотивы, ж/д вагоны)-11%, производство с/х техники – 11%, производство электрического оборудования – 9%.
Объем экспортируемой продукции с 2004 по 2020 год увеличился в 4,4 раза с 299 млн долл. США до 1 309 млн долл. США. Основными экспортными рынками являются близ расположенные страны: Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Армения.
Также, значительно вырос объем привлекаемых в год инвестиций. Согласно данным Бюро национальной статистики РК в 2003 году было привлечено инвестиций на 12 млрд тенге с постоянно растущей динамикой в последующие годы. Затем с 2010 года запуск Государственной программы индустриально- инновационного развития позволил значительно увеличить приток инвестиций. На сегодня сумма привлекаемых инвестиций в 2020 году достигла 63 млрд тенге.
Продукция обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью стабильна к мировым колебаниям цен. Точечный курс на развитие обрабатывающего сектора Казахстан взял в 2009 году, приняв государственную программу индустриально-инновационного развития.
Две пятилетки индустриализации придали дополнительный импульс в развитии машиностроения (2010-2014 годы и с 2015-2019 годы). Основные цели Государственных программ индустриально-инновационного развития в машиностроении были ориентированы на увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, технологическую модернизацию промышленности, стимулирование конкурентоспособности, повышение производительности труда, увеличение объемов экспорта обработанных товаров. Принятые меры кардинально изменила машиностроительную отрасль Казахстана. В 3,5 раза увеличился экспорт продукции (с 373 млн долл. США до 1 309 млн долл. США), в 2 раза вырос объем физического производства (с 376 млрд тенге до 1 824 млрд тенге), а количество предприятий, занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения, которая помогает развитию других секторов экономики.
За годы индустриализации в машиностроении (2010-2020 гг.) введено 152 проекта на общую сумму порядка 473,7 млрд тенге, создано более 16,5 тыс. постоянных рабочих мест.
- За 2010–2014 гг. (первая пятилетка) введено 67 проектов на сумму 198,4 млрд тенге, создано более 8,8 тыс. постоянных рабочих мест.
- За 2015–2019 гг. (вторая пятилетка) введено 68 проектов на сумму порядка 191,4 млрд тенге, создано 5,4 тыс. постоянных рабочих мест.
- За 2020 г. введено 17 проектов на сумму порядка 83,8 млрд тенге, создано более 2,2 тыс. постоянных рабочих мест.
Можно отметить следующие ключевые проекты индустриализации:
- ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», организация производства электровозов в г. Нур-Султан (20,15 млрд тг, 665 рабочих мест, 50 электровозов в год)
- ТОО «СарыаркаАвтоПром», Организация серийного выпуска автомобилей (JAC, Chevrolet, KIA) в Костанайской области (2,6 млрд тг, 60 рабочих мест, 25 тыс. шт. в год)
- ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», Производство автотранспортных средств (Hyundai Accent, Elantra, Sonata, Creta, Tucson, Santa Fe) в г. Алматы (28 млрд тг, 700 рабочих мест, 45 тыс. шт. в год)
- ТОО «Проммашкомплект», комплекс по производству колес для железнодорожного назначения в Павлодарской области (54,1 млрд тг, 435 рабочих мест, 200 000 железнодорожных цельнокатаных колес в год)
- ТОО «КМК Investment», производство кабельно-проводниковой продукции с изоляцией из сшитого полиэтилена в г. Алматы (2,4 млрд тг, 50 рабочих мест, 24 тыс. тонн в год).
За 30 лет независимости в Казахстане в секторе машиностроения было запущенно более 1000 предприятий. Также следует упомянуть следующие.
В Карагандинской области инвесторами из Германии было создано СП «Бемер Арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры. Качество и надежность выпускаемой продукции соответствует международным стандартам.
«Alageum Electric» – крупная электротехническая компания Казахстана, включающая в себя более 30-ти крупных предприятий и заводов, успешно действующих в сфере электроэнергетики, электромашиностроения и строительства. Данная компания постоянно работает над совершенствованием и модернизацией продукции, увеличением товарной номенклатуры.
В 2019 году на предприятии ТОО «Cool infinity» начали производиться рефрижераторные вагоны, аналогов которым нет во всем СНГ.
Единственное предприятие в Казахстане по производству вентиляционного оборудования и климатической техники - ТОО «Алматинский вентиляторный завод» создано в 2008 г. Благодаря качеству продукции компания вышла на российский рынок создав предприятие в Казани, является партнером LG. И продолжает завоевывать новые рынки.
Одно из лидирующих предприятий Казахстана по производству кабельной продукции - АО «Казэнергокабель» было создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, приступило к выпуску первых партий продукции в 1994 году.
АО «Агромашхолдинг» крупный производитель сельскохозяйственной техники, после процесса восстановления производственного комплекса в 2003 году приступило к производству комбайнов в 2006 году. На сегодня ведется локализация производимой продукции.
АО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры» одно из крупнейших машиностроительных предприятий Казахстана по производству трубопроводной арматуры и нефтепромыслового оборудования запущено в январе 2013 года. Предприятие имеет высокие темпы роста и планирует в ближайшее время расширить номенклатуру изготавливаемой продукции. И этот список можно продолжать долго.
Главное достижение независимости - Казахстан начал экспортировать продукцию машиностроения
Продукция казахстанского машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной не только на казахстанском рынке, но и за пределами.
Объем экспортируемой продукции в 2020 году достиг 1 309 млн долл. США. Рост был обеспечен за счет увеличения экспорта следующей продукции: подшипники шариковые - 6 159 835 штук, аккумуляторы – 1 582 925 штук, трансформаторы мощностью не более 1 ква и не более 650 ква – 35181 штук, вентиляторы - 11 320 штук, локомоттивы – 20 штук, транспортные средства (ТНВЭД 870323). -4 607 штук, колеса ж/д ходовые - 2 895 тонн, насосы центробежные – 3 726 штук.
Основными производителями вышеназванной продукции являются АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ». АО «Казцентрэлектропровод», АО «Казэнергокабель», ТОО «СарыаркаАвтоПром, ТОО «Алматинский вентиляторный завод», ТОО Георгиевский завод насосного оборудования, ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод», АО «Мунаймаш» и другие.
К экспортным рынкам относятся страны СНГ: Россия, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Молдова, а также Великобритания, Германия, Испания, Канада, ОАЭ, Иран, Бенин и другие.
Кадровый вопрос в машиностроительной отрасли Казахстана
Качественные кадры — один из главных и важных факторов любого производства. Машиностроение, как и другие отрасли, сталкивается с проблемой нехватки высококвалифицированных специалистов.
PriceWaterhouseCoopers провел опрос руководителей 60 предприятий Казахстана. Более 90% указали на дефицит квалифицированных кадров как главную проблему среди всех существующих и отмеченных производственных вопросов.
Несмотря на наличие достаточно большого количества работающих специалистов, потребность в качественных кадрах, связана, прежде всего, с развитием и модернизацией действующих предприятий, появлением новых производств и нового технологического уклада, демографическими изменениями и другими факторами.
Сегодня в машиностроении Казахстана наиболее подготовленные кадры имеют возраст от 40-45 до 65 лет. Поэтому в Дорожной карте развития машиностроения, которая действует до 2024 года, обеспечение отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами стоит в числе главных задач, решить которую государство намерено за счет совершенствования системы дуального образования.
Тесное сотрудничество предприятий с учебными заведениями дает положительный эффект. Кадровый дефицит при помощи сотрудничества и даже полного владения профильными образовательными учреждениями в машиностроительной отрасли решают уже ряд предприятий. Это позволяет давать студентам и курсантам самые нужные знания в рамках производственного процесса, а учащимся рассчитывать на реальные рабочие места и успешную карьеру.
Качественный образовательный процесс позволяет дать толчок и развитию рынка труда. Адаптация образовательных стандартов под актуализируемые бизнесом отраслевые рамки квалификации и профессиональные стандарты должна добавить казахстанскому машиностроению компетенций и капитализировать их в новые успехи.
Дальнейшие планы
Третий этап индустриализации нацелен на точечное развитие экспортоориентированных проектов. В ближайшие пять лет государственное внимание и меры господдержки ориентированы на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и ее дальнейший экспорт.
В фокусе - поддержка выпуска продукции с глубоким уровнем обработки и высоким уровнем добавленной стоимости.
В Костанайской области запускается масштабный проект по формированию крупного машиностроительного кластера, где будут выпускаться компоненты для производства сельхозтехники и автомобилей, почти тысяча наименований деталей и узлов. Здесь же, в промзоне Костаная, начато строительство литейного производства комплектующих к двигателям «КамАЗ».
В текущем году ТОО «Kaspy Service» планирует начать строительство завода по производству башенных кранов и лифтов, ТОО «United Energy Qazaqstan» - по производству ветрогенераторов, ТОО «Корпорация Сайман» - приборостроительного завода, ТОО «Qaztehna» - по производству автобусов и спецтехники, ТОО «Green Spark Limited» - по производству солнечных панелей, ТОО "Казахстанский завод нефтяного оборудования" – по производству мобильных буровых установок. ТОО «Проммашкомплект» планирует увеличение мощности комплекса по производству колес для железной дороги до 300 000 колес в год, ТОО «HYUNDAI TRANS AUTO» - проект расширения завода с проектной мощностью 45 тыс. штук в год, Компания «Евразкабель» и ТОО КМК Investment - расширение производства кабельно-проводной продукции с проектной мощностью 25 тыс. тонн медной катанки в год. И это только часть проектов запланированных на 2021 и последующие годы.
Особое внимание развитые рынки Европы, Японии, Канады, США уделяют развитию производства экологически чистой продукции и транспорта. Этот тренд актуален и для нашей страны.
С 2017 года в Казахстане началось развитие производства электромобилей, когда в послании Первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», было поручено проработать вопрос дальнейшего развития производства электромобилей с экспортной ориентацией, предусмотрев создание необходимой инфраструктуры.
На сегодня Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК утверждена дорожная карта по развитию производства и созданию необходимой инфраструктуры, в рамках которой прорабатывается вопрос субсидирования части стоимости электромобиля, возможности передвижения по автобусным полосам, выделенные парковочные места и бесплатная парковка на платных стоянках и др. меры. Отечественный производитель ТОО «СарыаркаАвтоПром» готов к запуску серийного производства электромобиля JAC iEV7s. Кроме того, на ТОО «Qaztehna» освоено производство электроавтобусов YUTONG. Также на предприятии ТОО «Hyundai Trans Auto» запущено производство электроавтобусов Golden Dragon. Таким образом, созданы все необходимые предпосылки для развития электромобилестроения в Казахстане.
В целом, согласно индикаторам третьей пятилетки индустриализации, к 2025 году в машиностроении и обрабатывающей промышленности должны вырасти: экспортный объем почти в два раза, реальный рост производительности труда - в 1,6 раз, рост инвестиций в основной капитал - в 1,6 раз.