Техосмотры через WhatsApp: кто крышует транспортную ОПГ?

Сейтказин Ардак
15.11.2021, 13:58

Наши источники уверены, что в многомиллионной махинации замешаны высокопоставленные чиновники

Фотоколлаж AR

Транспортный контроль в Казахстане как королевство кривых зеркал. Вместо того, чтобы бороться с теми, кто выдает автомобилистам фиктивные техосмотры, высокопоставленные сотрудники Комитета транспорта сами возглавили эту «работу». За 4 года чиновники сорвали куш на полмиллиарда тенге. И это только по официальным данным.

Но антикоррупционеры недавно прикрыли лавочку. Как так получилось, что непосредственные подчиненные главы комитета Самата Гилимова столь длительное время вели незаконную деятельность прямо у него под носом? В ситуации разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Водители сейчас прекрасно знают, что в абсолютно любой станции технического осмотра нарисуют все, что вам нужно. И стоит процедура копейки. Благодарить за такую «свободу» на рынке надо, полагается, чиновников, которые весьма сильно поспособствовали такому положению.

Для справки: На техосмотре проверяют следующие параметры ТС: 

  • Тормозное управление;
  • Рулевое управление;
  • Обзорность стекол;
  • Внешние световые приборы;
  • Колёса, шины, подвеска;
  • Содержание вредных веществ в выхлопных газах;
  • Состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси;
  • Состояние и функционирование прочего оборудования (ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель и т. п.).

Должностные лица Комитета транспорта МИИР, как выявил Антикор, создали настоящую ОПГ: открыли и оформили на подставных лиц 28 фирм по прохождению техосмотра. Правда, существовали они только на бумаге – по зарегистрированным адресам станций попросту не было, как и оборудования, специалистов, ангара.

Целых 4 года чиновники подделывали диагностические карты. За это время они выдали больше 260 тысяч таких карт без фактического техосмотра. Такая «услуга» причем занимала всего 5 минут времени и стоила 2 тысячи тенге. Поэтому не стоит удивляться, как столь спокойно ездят по дорогам убитые «в хлам» автомобили, которым единственный путь – на утиль.

На деле, оказывается, открыть СТО не так-то просто. Для этого потребуется немало усилий и денег, рассказывает Айдар (имя изменено по просьбе собеседника), владелец одной из станций.

«Раньше у нас было несколько единиц станций технического осмотра по всему городу. А сейчас на каждом углу стоит станция, у которой даже оборудования нет. Даже элементарного тормозного стенда нет. А по правилам должно быть 6 видов стендов. Это специальное оборудование: тормозной стенд, регулировка руля, регулировка фар и другие.

А сейчас хозяин машину фотографирует, а ее уже вставляют на компьютере на тормозной стенд и вот вам готовый техосмотр за 2000 тенге. Разве это можно делать? Это же формально, незаконно. По закону минимально 3000 тенге стоит техосмотр, за объем 1.6 – уже 3500 тенге, свыше объема 1.6 и дальше по легковым уже 4000 тенге», - говорит предприниматель.

Глава Общества содействия автомобилистам (ОСА) Руслан Лазута считает, что такая подпольная работа не могла остаться вне поля зрения руководства комитета. Общественник предполагает, что в ОПГ замешаны высокопоставленные лица, чьи фамилии Антикор пока не называет.

«Руководство комитета всегда в курсе всего происходящего. Это происходит с их молчаливого согласия, а может с прямого указания. Для меня это абсолютно неудивительно. И руководитель комитета прекрасно знает, что происходит», - предполагает руководитель ОСА Руслан Лазута. 

Его поддержал и владелец СТО. Проводить техосмотр нынче не так-то просто.

«Эти 28 компаний, которые поймали, могут еще и дочки открывать по всей республике. А вообще просто так техосмотр не проведешь, потому что по закону за каждую единицу машины налог оплачивается. Каждому водителю на руки дается талон, который проводится через базу, техническая карта о прохождении осмотра, даем фискальный чек, все данные водителя и его автомобиля заполняем и передаем на основной компьютер – это все обязательно и прописано в законе. На стендах работают два человека. Причем у них должно быть образование.

Еще каждое оборудование имеет сертификат годности, который выдается на один год. Чтобы работать официально – это большая работа для хозяина станции технического обслуживания. Я не знаю, как эти компании проходили эти процедуры при открытии, как их пропустили. Просто так это сделать невозможно – надо иметь каналы», - объясняет спикер.

Сейчас открыть станцию техосмотра не составляет особого труда, рассказывает он. Если раньше с них требовали юридические документы – чтобы компания была оформлена на реального владельца, бумаги о владении землей, на которой стоит СТО, заставляли строить здание и закупать оборудование по стандарту, то сейчас открыть объект можно онлайн в два клика.

«Раньше к нам приезжал представитель транспортного комитета и на три дня делался пробный вариант. За этот срок они проверяли все. Сейчас можно подать заявку на открытие онлайн и в Whatsapp-е уже получают разрешение на открытие. Сейчас онлайн вот так открывают, и никто их не проверяет», - пояснил владелец СТО Айдар.

Глава ОСА Руслан Лазута считает, что покончить с фиктивными техосмотрами можно одним путем – отменить его прохождение. По его словам, техосмотр не нужен для автомобилей физлиц – каждый водитель должен сам отвечать за свою машину. И тогда уберется огромный пласт коррумпированности. Вообще, Правительству давно следовало бы взяться за транспортный контроль, уверен Лазута.

«Транспортный контроль – это болезненная тема. Любой автомобилист, особенно дальнобойщик, расскажет, что это за организация – Комитет транспорта. Они расскажут, что невозможно проехать транспортный контроль, не заплатив им хоть сколько-нибудь. Это как саламалейкум: поздоровался и в руках у сотрудника осталась 1000 тенге. Но при этом сами водители конечно тоже виноваты, когда ездят с перегрузами. Собственно, вся страна так работает. К великому сожалению, все изображают вид, что кто-то с кем-то борется. Антикор изображает вид, что борется с коррупцией, транспортный контроль изображает вид, что он борется с дальнобойщиками, которые ездят с перегрузами, дальнобойщики делают вид, что ездят с нормальным весом своих фур. Вот такое вот государство создали уродливое», - говорит общественник.

Кстати, это далеко не первый случай, когда подчиненные главы Комитета транспорта попадаются на коррупции и незаконной работе. В августе прошлого года Антикор советовал министру индустрии и инфраструктурного развития Бейбуту Атамкулову уволить Самата Гилимова. Три его непосредственных подчиненных – руководители территориальных инспекций по Алматы, Костанайской, Атырауской областей осуждены за коррупцию. Однако ни один громкий скандал никак не пошатнул кресло Гилимова.

«Это в других государствах при первом же скандале руководитель уходит в отставку. В Казахстане ситуация всегда иная. Все руководители любого уровня как клещи вцепятся в свои кресла и их не выковыряешь оттуда, их прям как покойников только вперед ногами надо выносить – сами они никогда не уходят в отставку. Притом, что уже сколько раз говорено было, что при первом же случае в отставку уходят все руководители. Но когда трех замов на взятке берут, а он сидит, – соответственно его кто-то крышует. Кто его туда посадил? Почему его не сняли? Это очевидно – его кто-то покрывает», – заключил Лазута.

Вам будет интересно: