Прощай, «Сбер»? Выяснилось, кто получит $500 млн за цифровизацию Казахстана
Эксперты прояснили, какую роль в данном проекте выполняют россияне
Цифровая «колонизация» Казахстана Россией закончится, не начавшись? Члены экспертного совета, который создали при Министерстве цифрового развития сегодня рассказали о подвижках и последних новостях сделки со «Сбером». Общественник Мухтар Тайжан не преминул поделиться «радостной вестью»: отныне российская компания не будет заниматься развитием цифровизации в Казахстане. За дело возьмутся лично казахстанские специалисты. Звучит, конечно, абстрактно: куда же делись партнеры? Аривидерчи, «Сбер»? Сделка отменилась? Но не тут-то было. В этом материале Azattyq Rýhy объясняем на пальцах, что все это значит.
Свою аудиторию в соцсетях общественный деятель сегодня, конечно, встрепенул, заявив, процитируем:
«Сбербанк» не будет заниматься дальнейшей цифровизацией Казахстана (как, видимо, изначально планировалось). Дальнейшим цифровым развитием нашей страны будут заниматься исключительно казахстанские IT-компании. Это тектонический сдвиг в позиции Правительства, и думаю, что это заслуга активного гражданского общества, то есть нас с вами», – объявил Тайжан.
Но новость выдалась у него неоднозначной, поскольку возникло еще больше вопросов. В первую очередь, касающихся непосредственно «Сбера» – договор расторгли? Как оказалось, радоваться рано – сделка все еще в силе.
«То, что цифровизацией будут заниматься казахстанские компании – это было одно из изречений в ходе этого мероприятия. Это не решение. В принципе, и ранее так и подразумевалось, что работой на этой платформе будут заниматься казахстанские компании. «Сбер» нам просто предоставляет платформу, а уже наши компании сами ее разработают. Когда ты покупаешь какую-либо платформу, неважно, от «Сбера» или другой какой-то компании, тебе все равно надо учиться работать на ней», – объяснил президент Интернет ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
Шавкат Сабиров, к слову, входит в состав этого самого экспертного совета и присутствовал на том заседании. Так что мы все еще планируем покупать у россиян платформу для портала электронного правительства. А уже дальнейшей работой на ней будут заниматься отечественные айтишники.
При этом бояться, что «русские шпионы» получат наши данные, не стоит, успокаивает наш собеседник. Никакого слива личной информации, из-за чего и возникла вся эта буча, не будет.
«Сбер» никак не может получить личные данные казахстанцев. Вот эти разговоры о том, что данные куда-то утекут – это разговоры дилетантов. Потому что при реализации таких больших информационных систем, связанных с цифровизацией государства, вопрос данных переноса, перевода или как говорят айтишники «миграции» данных всегда идет только после того, когда система уже готова.
То есть процесс будет выглядеть каким образом? Работает старая версия портала электронного правительства. И рядом на пустом поле должен появиться дата-центр, на котором должны развернуться облачные сервисы, устанавливается новая платформенная система, о которой мы говорим. Когда новая система будет готова, после этого запускается отдельный процесс, который независим ни от чего. И этот процесс только внутренний. Поэтому речи о том, что они могут утечь «Сберу» вообще не может быть. И вообще, невозможно точно сказать, на каком именно сервере находятся эти данные, потому что все в облаке. Они могут быть на одном сервере, через доли секунды эти данные уже на другом сервере. Поэтому это и называется облаком. Но в любом случае все это будет в дата-центрах Казахстана», – подчеркнул Сабиров.
Собственно, поэтому, львиная часть денег из 500 миллионов долларов, которые хотят бухнуть в проект, достанется казахстанским IT-компаниям, а также для создания собственной серверной базы данных.
«Наши базы данных ни в коем случае не уйдут «Сберу». И я еще конкретно спросил про финансовую часть сделки. Все 500 миллионов долларов «Сберу» платить не будут, большая часть этих денег останется в Казахстане. Цифровым развитием будут заниматься только казахстанские компании», – пояснил нам уже в телефонном разговоре Мухтар Тайжан.
Отсюда у каждого здравомыслящего человека наверняка возникнет резонный вопрос: если наши специалисты сами будут заниматься дальнейшей работой на этой платформе, почему бы им не взять и не создать эту самую платформу? К сожалению, так уж сложилось, что к таким разработкам они еще не готовы.
«У нас нет, например, хорошего антивирусного программного обеспечения. Ну, нет у нас такого функционала, разработчиков. Точно так же с разработкой платформ. А в России таких платформ 4-5 штук. В сентябре кажется Россия проводила тендер – какую платформу выбрать в качестве портала для оказания госуслуг. И туда вышел, по-моему, один только «Сбер» и выиграл.
Россия в плане айти-сообщества на голову выше по своим кадрам, чем наши. Это однозначно, потому что они делают сложные информационные системы, интеллектуальные схемы, у них и масштабы, бюджеты другие. А что касается электронного правительства, то по этой части в России практически пусто. То есть, они только-только начали свои государственные услуги приводить в цифровой вид. К тому же любая цифровая госуслуга должна работать в правовом поле. У нас эти работы с правовым полем начались еще с 2005 года. А в России в этом плане работы еще даже не начались. У них непочатый край работ в этом направлении. Получается, в каких-то вещах они сильнее, где-то мы сильнее, где-то мы на равных», – отметил Интернет ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
В самом Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности информацию о прошедшем заседании экспертного совета предоставили совсем сухо, безлико и весьма расплывчато:
«Председатель совета Ростислав Коняшкин сообщил, что в ближайшее время МЦРИАП планирует предоставить экспертам информацию для выработки предложений и рекомендаций по технологической модернизации электронного правительства.
Ростислав Коняшкин также разъяснил членам экспертного совета ключевые аспекты по переходу на платформенную систему и заявил, что руководство МЦРИАП и АО «НИТ» намерены на системной основе вести диалог с экспертным сообществом для обсуждения технических аспектов перехода на платформенную модель. Ряд участников встречи также отметили, что крайне важным видится дальнейшее открытое обсуждение всех деталей цифровой трансформации», – сообщили в министерстве.
Может быть из-за столь высокой секретности, закрытости и отсутствия объяснений со стороны главных айтишников страны и случаются шумихи в обществе? В такой «танковой» обстановке и рождаются разные кривотолки и слухи.
Причем, представителю ведомства был задан вопрос конкретно про участие «Сбера» и о том, воздерживаются ли они от комментария по данному поводу. Ответа так и не последовало…