Петр Своик призвал казахстанцев подготовиться к такому варианту развития событий
Воздушные гавани в Казахстане ныне смахивают на магазины у взлетной полосы, где торгуют не сэндвичами с чаем, а акциями аэропортов. Крупнейший порт в Алматы уже ушел с молотка, на очереди еще четыре – в Актобе, Атырау, Павлодаре и Шымкенте. И надо признать, разберут их как горячие пирожки – цены-то смешные. Но куда важнее не то, кто и за сколько в итоге приберет их к рукам, а скажется ли приватизация на авиационной отрасли и, в конце концов, на потребителе? Корреспондент Azattyq Rýhy разбирался, станет ли людям дороже передвигаться воздушным транспортом.
Итак, на витрине лот №1 – аэропорт Актобе, именуемый как «Международный аэропорт Алия Молдагулова» оценили в 7.3 миллиарда тенге. За эту сумму чиновники хотят продать огромное имущество, перечисленное на 396 страницах отчета – это терминал, все коммерческие площадки, административное здание, склады, зоны беспошлинной торговли, спецтехника, автобусы и многое другое. Не слишком ли занижен ценник для такого богатства? Ведь, по сути, покупатель получит готовый и работающий бизнес.
Не зря засуетились на этот счет депутаты и потребовали проверить, а честно ли провели оценку объекта? Стоимость, кстати, определяла алматинская фирма за каких-то 130 тысяч тенге, которых едва хватило бы на билеты и гостиницу для сотрудника.
Благо, в высших инстанциях прислушались к тревожному звоночку – оценку отправят на экспертизу, и проведут повторную независимую процедуру.
Но избежать своей участи воздушной гавани не получится – ее выставили на продажу. Торги состоятся уже в декабре, несмотря на то, что порт – один из немногих безубыточных в стране. Напротив, доходы и налоговые отчисления у него растут из года в год. Потому еще более непонятно, зачем продавать вполне себе прибыльный актив?
Для соседнего атырауского аэропорта, по данным госреестра, сроком продажи определили ноябрь 2024 года. Несмотря на то, что порт основан в 1931 году, он генерирует вполне приличные доходы, хоть они и падают последние годы.
Следующими на аукцион отправятся сразу две воздушные гавани – павлодарская и шымкентская. Сейчас на объектах идет предпродажная подготовка. С молотка они уйдут в декабре 2024 года.
Причем, шымкентской гавани придется пройти через торги во второй раз. Ее уже пытались продать год назад за 5.2 миллиарда. Но аукцион пришлось отменить из-за поднятой шумихи – мажилисмены посчитали ценник слишком заниженным и заявили, что «государственные органы зачастую передают в частную собственность стратегические объекты без должного отбора участников». После этого процесс продажи застопорился.
Хоть шымкентский порт и находится в не самом лучшем состоянии – терминал и все остальное имущество уже поизносились, но тем не менее он в состоянии содержать себя. Об этом ярко свидетельствуют приличные суммы, которые компания ежегодно перечисляет в госбюджет. А при должной финансовой помощи со стороны акимата, можно было бы и отремонтировать аэропорт.
С павлодарским портом ситуация куда более печальная. Состояние ужасное, гавань не международная, соответственно, туристов и большого пассажирского потока нет, а значит, и денег на ремонт с содержанием взять неоткуда. Наверное, это единственный убыточный аэропорт из всех перечисленных, который действительно нужно отдать в частные руки.
Отчисления в бюджет в последние годы не превышают 60 миллионов. Плюс ко всему, аэропорт успел задолжать по НДС 9.2 миллиона тенге.
Но смогут ли новые хозяева вытащить аэропорт из долгов, а на других активах – поднять на качественно новый уровень? Думается, что это остается под большим вопросом. Ведь когда продавали алматинской аэропорт, людей уверяли, что частник улучшит работу, отремонтирует терминал и обновит спецтехнику. Турецкая компания божилась, что вложит миллионы долларов на реконструкцию, однако прошло уже полтора года с момента сделки, а подвижек пока никаких.
Ожидать каких-то глобальных перемен в лучшую сторону от подобной распродажи не стоит, убежден экономист Петр Своик. На пассажирах это точно не отразится благоприятно – казахстанцам теперь станет дороже передвигаться по воздуху.
«Покупатель аэропорта, даже если он совсем не жадный человек и настроен самым позитивным образом в отношении пассажиров, должен будет отбить все затраты на свою покупку и получить еще доход сверху. Ну, допустим, он это растянет на 5-6 лет, но все равно будет отбивать. Аэропорт ведь предоставляет массу услуг не только пассажирам, но и авиаперевозчикам. Эксплуатация площадей, ангары, техническое обслуживание, заправка самолетов – на все это новый приобретатель будет накручивать свою наценку для того, чтобы вернуть инвестиции и иметь свой доход», – уверен Петр Своик.
При этом саму идею приватизации аэропортов эксперт считает привнесенной и даже называет ее идеологией, по которой считается, что государство плохой собственник и управляющий, а потому крупным активам лучше находиться в частных руках.
«Планы то приватизации аэропортов существуют уже 15-20 лет точно. И время от времени попытки продать очередной аэропорт продолжаются и продолжаются. А если попытаться найти информацию, где государство хоть как-то объясняет необходимость передачи аэропортов в частные руки, то вы таких объяснений не найдете. И второй момент – есть люди в Казахстане, не далекие от высших государственных инстанций, принимающих решения, которые заинтересованы в такой приватизации», – заключил наш собеседник.
Не лишним будет вспомнить про нацбезопасность. Аэропорт – это все-таки стратегический объект. Сможет ли частное лицо обеспечить нам безопасность?
Жан МУРЗА