Литр дизеля – 330 тенге. Когда закончится беспредел на топливном рынке?
Что произойдет с ценами на горючее в ближайшее время, рассказали эксперты
Топливный, а точнее, дизельный апокалипсис происходит на казахстанских автозаправках – водители носятся по городу в поисках заветных литров, заправочные станции отпускают солярку (по сути, отходы от нефти) дороже премиальной 95-ой марки бензина, а сельхозпроизводители не могут собрать урожай. В довершение всех бед крупнейший авиаперевозчик заявил, что сорвутся едва ли не все полеты из-за нехватки горючего. Надолго ли затянется этот дизельный кризис и вырастет ли еще больше в цене ГСМ, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.
На просторах социальной сети ажиотаж – жители со всех регионов жалуются на перебои и выросшие дизельные ценники. Солярка нынче на вес золота, найти ее практически так же сложно, как и этот драгметалл: там, где она есть, цена едва ли не космическая для некогда самого дешевого вида топлива. Горючее, несколько дней назад стоившее 200 тенге за литр, сейчас продают в полтора раза дороже – до 330 тенге за литр. И даже этих заправок день ото дня становится все меньше – многие отпускают его по талонам. Вот уже несколько дней люди в соцсетях задаются одним и тем же вопросом: где купить дизель?
«Народ, подскажите, где можно купить дизтопливо? В каждую заправку заезжаем и его просто нет. Может быть кто-то продает талоны?», «Кто знает где можно купить дизтопливо или талоны на дизтопливо? Сколько дней ищем уже. Спецтехника стоит, сроки горят», – паникуют пользователи.
В комментариях братья и сестры по несчастью делятся координатами. В основном это мелкие частные заправки. Практически во всех литр продают по 330 тенге. И, как правило, это российские станции.
Проблема с дизелем для нас совершенно не в диковинку. Каждый год осенью и весной мы наступаем на одни и те же грабли под названием «дефицит солярки», которая напрямую ведет к продаже ее втридорога. Почему же так происходит, если Минэнерго рапортует о рекордных объемах производства? В этом году, к примеру, мы произвели 4.9 млн тонн – это максимальный показатель за последние 6 лет.
Разберемся, почему так происходит. Головная боль у дизельных водителей возникает по нескольким причинам. Итак, в августе власти объявили, что один из трех нефтеперерабатывающих заводов (на этот раз Павлодарский) закроется в октябре на плановый ремонт на целый месяц.
Как только об этом услышали трейдеры, иначе говоря компании, продающие топливо, стали закупаться под завязку, тем самым создав искусственный дефицит.
А учитывая, что в соседних России и Кыргызстане дизель стоит на 60-100 тенге дороже, трейдеры начали отправлять топливо им.
«У нас стоит вето на экспорт горюче-смазочных материалов, но как-то трейдеры умудряются. У нас же граница как дуршлаг – за определенную договоренность можно провезти все что угодно. И все это происходит в сезон уборки урожая. То есть спрос вырос очень сильно. А по законам рынка растет цена на такой товар», – объясняет председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
На выходе получаем не только дефицит ГСМ, но и подорожание всех продуктов.
«Это может привести к подорожанию товаров народного потребления и продуктов питания. Потому что все большие грузоперевозящие машины в основном ездят на солярке. При этом поставки дизеля из России, которые задумали наши чиновники, не спасут ситуации. В этом случае она будет еще дороже, чем сейчас у нас, потому что транспортировка дорогая. А если солярка будет дороже, потянутся другие проблемы: коммуналка, цены на товары и продукты. Цены сильно повысятся на все», – констатирует нефтегазовый аналитик Токтамыс Мендыбаев.
Весь октябрь водителям, сельхозпроизводителям, авиаперевозчикам придется жить в таком сумасшедшем режиме и заправляться дорогим дизелем. Ситуация устаканится лишь к ноябрю, прогнозируют аналитики.
«Через месяц, где-то в ноябре, у нас уже эту солярку некому будет продавать, потому что наступит зима, а наша не адаптирована под это время года. То есть мы вынуждены будем все равно заправляться российской соляркой, потому что у них она морозостойкая. У нас морозостойкость немного уступает. Наш дизель в основном ориентирован на летнюю продажу», – объясняет Рашид Жаксылыков.
Покончить с этой проблемой можно только тремя способами, считает наш собеседник. В первую очередь, как ни прискорбно для автолюбителей, повышением цен на топливо. Если ценники на бензин, дизель уравняются с российскими, трейдеров перестанет интересовать вывоз горючего.
Во-вторых, урегулировать работу этих дистрибьюторов. Порой между заводом и заправкой бывает до 20 посредников, каждый при этом накручивает свою маржу. Поэтому крупных трейдеров, имеющих более 50 заправочных станций, надо напрямую связать с заводом-производителем.
«В-третьих, надо аудировать все три перерабатывающих завода. Потому что они отрапортовали о том, что провели модернизацию и заводы выдерживают стандарты ЕВРО-5. Но в Европе почему-то перерабатывающие заводы на капитальный ремонт останавливаются в три года один раз, а у нас они закрываются каждый год. Поэтому тут надо провести четкую проверку», – анализирует Жаксылыков.
Причем по ходу проверки следовало бы уточнить, почему заводы закрываются на ремонт весной и осенью, именно в момент жатвы. Каждый гражданин имеет право спрашивать об этом, ведь на модернизацию этих НПЗ тратятся бюджетные деньги.
Жан МУРЗА