$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
31.08.2021, 17:23
Аналитика

Минобороны: рапорты, взрывы, коррупция

Настало время для хладнокровного анализа событий – от Арыси до Байзака

Минобороны: рапорты, взрывы, коррупция

Помимо авторского взгляда, ниже будет представлена позиция политологов Замира Каражанова и Расула Жумалы, передает Azattyq Rýhy. Я попросил их ответить на следующие вопросы:

  • Химик, инженер-экономист возглавлял оборонное ведомство на протяжении нескольких лет. Оцените период руководства Нурлана Ермекбаева.
  • Какие, на ваш взгляд, фатальные ошибки допустил Ермекбаев? Те, что, возможно, и привели к Арыси и Байзаку? Считаете ли вы в целом, что он несет персональную ответственность за случившееся?
  • Сразу после взрывов в Жамбылской области Ермекбаев рапортовал о проделанной после Арыси работе – мол, шли даже с опережением графика. Так почему же взорвалось тогда, если Минобороны, как они утверждают, работали не покладая рук?
  • Насколько логичным выглядит назначение на должность Бектанова – первого замминистра? Разве он не несет ту же ответственность, что и Ермекбаев?
  • Является ли плюсом тот факт, что он в отличие от предшественника прошел весь путь – от рядового до министра?

24 июня 2019 года на складах войсковой части № 44856, дислоцированной в Арысе, в результате пожара был взрыв – сдетонировали боеприпасы. Тогда разлетавшиеся снаряды повредили почти 90% домов и строений города. Власти области объявили режим ЧС и провели эвакуацию населения Арыси – около 45 тыс. человек. В результате ЧС погибли трое, к врачам обратились более 400 человек. Кроме того, погиб ребенок, попавший в ДТП при стихийной эвакуации жителей. С восстановлением города помогала вся страна, и осенью того же года жилые и социальные объекты были отремонтированы или построены заново.

Пожалуй, уже на следующий день действующий министр должен был сложить с себя полномочия. Но нет. В Минобороны разработали большую программу, защитили ее и вроде как принялись за реализацию. Если максимально просто, то суть документа заключалась в обеспечении максимально безопасного хранения оружия и боеприпасов. Рапортовали тогда о том, что предусмотрят «технические средства охраны, системы видеонаблюдения и автоматического пожаротушения».

То ЧП обнажило ряд локальных и системных проблем.

Из отдельного можно отметить абсолютную неготовность военных к подобного рода техногенным происшествиям: чего стоят свидетельства о том, как некоторые из них бежали сломя голову, напрочь позабыв о долге помощи мирному населению. Об этом, кстати, в интервью AR красноречиво рассказывал теперь уже экс-военнослужащий Исатай Алибаев. Казахстанцам, да и не только, он известен как «плачущий солдат».

Из системного… Тут, что называется, только успевай загибать пальцы.

Начнем с самого очевидного – коррупция. Да, именно тотальное воровство государственных денег и есть основная причина происходящего. Тот же Исатай после службы, находясь уже «на гражданке» откровенно поведал о масштабах хищений.

«Официальную версию если посмотрим, да, то говорится, что было выделено 4 млрд тенге на утилизацию боеприпасов в каком-то году, я уже не помню, в 2016 вроде. Но эти деньги не ушли на утилизацию боеприпасов, а налево, ну, как это обычно у нас любят в карман, строить замки там… Вот и результат данной коррупции», - сказал он нашему корреспонденту осенью 2020 года.

Далее. Почему годами, уже во времена Независимости, не решался вопрос с перевозкой боеприпасов, передислокацией соответствующих воинских частей подальше от населенных пунктов? Сколько еще трагедий стоило пережить, скольких человеческих жизней лишиться?

Тот же Арысь, если помните, грянул после череды смертоносных происшествий:  

В марте 2009 года в НПО «Казарсенал» от взрыва погибли 3 человека. 26 июня 2014 года на предприятии по утилизации боеприпасов взорвался порох, погибли 2 человека. В ноябре 2015 года на полигоне во время уничтожения отходов произошла детонация взрывчатки. В результате погиб 1 человек.

Этих смертей, выходит, оказалось недостаточно?

Но даже Арысь, как видим, не стал той самой отправной точкой к нормализации ситуации.

«Вроде была эта трагедия, президент дал конкретное поручение, чтоб не повторилась подобная трагедия, а именно говорилось о том, что надо провести инвентаризацию всех военных складов на предмет того, чтобы выявить какие виды вооружения устарели, какие взрывоопасны, как их дезактивировать. О том, чтобы все военные склады в стране перевести подальше от населенных пунктов. К сожалению, мы видим, что эти поручения были выполнены не должным образом и трагедия повторилась», - с горечью констатирует политолог Расул Жумалы.

Так почему же у офицеров слова расходятся с делами? Куда подевались рапорты о «налаживании» обстановки после Арыси?

Тут-то мы и подбираемся к следующей системной беде – склонности к красивым отчетам. И эта вредная привычка присуща не только верхушке Минобороны. К великому сожалению.

«Здесь такой момент, наверное, характерный для всего правительства. Они там друг другу рапортуют, что все идет замечательно. Но в правительстве человек, который сидит, он же по идее должен объезжать эти объекты, которые сдают рапорта, но по каким-то непонятным причинам наш министр обороны не объезжал, не контролировал этот процесс. А надо контролировать. Это проблема не только Министерства обороны, в социальной сфере точно такая ситуация: рапортуют, что все хорошо и идет все по плану, пока не произойдет что-то такое. Это проблема правительства. Здесь должно и гражданское общество участвовать.

Вот у нас есть социальный сектор. Люди терпят, не дают знать об этих проблемах. И, естественно, наверху об этих проблемах не знают и думают, что все нормально. То есть нужны механизмы, которые позволяют контролировать те рапорты, которые идут наверх. И если этих механизмов нет, то мы получаем то, что получаем. Это касается не только гражданского общества. Нужны источники, которые должны подтвердить или опровергнуть те данные, которые они получают. В данном случае, скорее всего, министру обороны рапортовали, что все хорошо, ну а он, естественно, дальше Президенту сообщал, что все круто и прекрасно», - считает политолог Замир Каражанов.

Это что касается предшествовавших серии взрывов в Байзакском районе событий.

Теперь непосредственно о новом кризисе.

26 августа в воинской части близ села Кайнар в Байзакском районе Жамбылской области произошло возгорание возле одного из складов, затем последовала серия взрывов. Число погибших при взрыве в Жамбылской области достигло 15 человек.

Жертв, как утверждают выжившие пожарные, было бы гораздо меньше, если бы не приказ, который многие окрестили преступным – тушить. По прибытию на место, по словам Асыла Мухамбетжанова, военные заверили их, что больше взрывов не будет – мол, ерунда. Спасатель Алмаз Турсынов утверждает, что разговаривавший с ним военный начальник при этом начал «отступать».  

Что это – незнание, банальный непрофессионализм или надежда на авось?

«К сожалению, во время самого этого инцидента, мне кажется, допущены были ошибки. Особенно протокол действий, который тогда применялся. Склады горят, боеприпасы взрываются, туда отправляют непонятно почему пожарных тушить. Вроде бы главный приоритет – это сохранение человеческих жизней, будь то военных, будь то гражданских. Несмотря на это людей отправили тушить этот опасный склад. Произошла, к сожалению, трагедия. Были смерти, которые, как мне кажется, можно было избежать, если бы действовал правильный протокол, как в таких случаях действуют.

Насколько я могу судить, в других более-менее развитых странах, когда такое происходит, прежде всего оцепляют этот район, это место, подальше эвакуируют людей будь то военные, будь то гражданские. Когда уже все прогремело, все взорвалось, тогда уже переходят к дезактивации, тушению, разминированию. Вот это для меня тоже непонятно, мне кажется из этого тоже надо делать выводы», - считает Жумалы.

Во второй части материала попытаемся проанализировать персональную ответственность экс-министра обороны Нурлана Ермекбаева, а также его преемника – Мурата Бектанова. Неужели замминистра, коим был Бектанов, не несет столь же суровой ответственности, что и глава ведомства?

Кроме того, с помощью Расула Жумалы и Замира Каражанова проанализируем будущее казахстанской армии – какую еще работу над ошибками предстоит выполнить нашим военным.

Продолжение здесь.

Новости партнеров