Срочно«Мы 30 лет вам дали для изучения казахского языка»: очередных нарушителей закона показал активист

Выборы акимов: сельчане ждут перемен

Сейтказин Ардак

Политологи оценили предстоящее политическое событие

Меньше двух недель осталось до исторического момента в стране: 25 июля впервые в истории страны акимов начнут выбирать люди. Правда, не все политические организации оказались готовы к предстоящей гонке – политологов разочаровала их инертность, ставшая уже традиционной. Почему большинство партий оказались в аутсайдерах, куда пропал их энтузиазм, ждать ли перемен сельчанам с избранием нового руководителя и почему с выборностью акимов городов и областей стоит повременить? На эти темы в материале Azattyq Rýhy рассуждали казахстанские политологи Расул Жумалы и Замир Каражанов.

Выборы сельских акимов – это новшество, к которому власть идет и осознанно, и из необходимости правильного управления, говорят эксперты. Все-таки лучше, когда определенной территорией управляет местный выходец. К тому же, еще с 90-ых годов оппозиция требовала прямые выборы, мол, какая это демократия, когда акимы назначаются сверху.

«Вроде само общество, оппозиция требовали, а когда дело дошло до практики, вот этого энтузиазма не видно. Как минимум полгода назад были анонсированы выборы, но я наблюдаю среди активных участников только «Nur Otan», а остальные действующие партии не видно и не слышно. Опять речь идет о том, что они оказались по тем или иным причинам не готовы. Стоит ли винить эти политические движения? Мне кажется, стоит. Именно здесь как на площадке демократии можно было бы поработать, выдвинуть своих кандидатов, начать с низового уровня. Но работа в поле, работа с людьми до сих пор не вызывает у них интереса», – утверждает политолог Расул Жумалы.

Особого ажиотажа вокруг выборов действительно нет, потому что остальные силы в обществе, кроме правящей партии, фактически самоустранились, игнорируя эту избирательную кампанию.

«Не чувствуется с их стороны активности. Для них ставки может быть не привлекательны – ну, что такое аким аула? Вот такой подход. Но если уж бороться за место в Парламенте, за место Президента, мы должны понимать, что политика начинается с низов. Но это почему-то игнорируется. Ставки для них неинтересны – идти в аулы проблематично, с людьми общаться, нет инфраструктуры и прочее», – продолжил наш собеседник.

Его коллега Замир Каражанов ждет от выборов серьезных перемен и реформ, но вместе с ними обязательно должны прийти и изменения в законах. В частности, сельских акимов пора наделять полномочиями, давать бюджет в их распоряжение и наделять ответственностью за принятые решения.

С 90-ых у нас действует административно-командная система: идет указ, чиновник обязан выполнить. Но если мы взялись переделать выборную систему, вместе с ними надо менять и законы.

«Мы сейчас со старым законодательством начинаем выбирать новых акимов, у которых нет ни бюджетов, ни возможностей. Ну, выберут его, а он дальше будет подотчетен не местному населению, а вышестоящему начальству. Надо переписывать законы. И не только закон «О выборах», а еще и Налоговый кодекс, потому что часть налогов должна оставаться на местах. Необходимо переделывать систему госуправления, потому что непонятно, какие задачи должен выполнять новый руководитель. Сейчас же аким должен выполнять постановления правительства, Президента, то есть то, что из столицы приходит. А местное население ждет не выполнения этих программ, они ждут, когда будут конкретные вопросы решаться – когда в селе появятся вода, свет, дороги. Если его выбирает местное население, по идее, он ответственен перед ними, но тут у правительства тоже есть задачи в регионах. Два параллельных мира у нас на глазах. Надо этот момент приводить в норму в рамках законодательства», – считает Замир Каражанов.

В норму надо будет привести и контроль местного населения за работой избранного акима. Человек может прийти, пообещать все что угодно, а на самом деле ничего не сделать.

«Может, для человека важнее занять этот пост и притащить в акимат своих родственников, поэтому надо усилить контроль. Но в целом, эти выборы давно ждали. Вполне возможно, что с местного уровня дальше начнутся выборы вышестоящих руководителей», – продолжил Каражанов.

Наступят времена, когда казахстанцы будут выбирать акимов городов и областей, однако торопиться с этим эксперты не советуют. Они приводят ряд факторов в пользу постепенной эволюции процесса.  

«У нас совместить централизованное управление с местным самоуправлением – это вопрос очень тонкий. Как бы не наломать дров, потому что регионы не будут согласовывать свою политику с центром. Надо учитывать, что из 14 областей у нас 10 являются дотационными. Завтра, допустим, аким региона-донора скажет: «Мы свои деньги будем на себя тратить, до свидания. Павлодар, Костанай, выживайте, как хотите». Это приведет к разбалансировке. С одной стороны, местное самоуправление нужно, но с другой нужно учитывать и центральное управление», – подытожил Расул Жумалы.

Местное самоуправление когда-то вводили наши соседи – Кыргызстан и Россия. Это привело к тому, что в районах появились своего рода князьки. Кто-то покупал голоса, кто-то раздавал популистские лозунги, где-то вообще к власти пришли криминальные структуры. Это привело к демонтажу всей властной вертикали. В итоге все пришлось отыгрывать назад, причем процесс восстановления оказался очень болезненным, говорят политологи.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно
«Кабинетные министры»: что не так с Минсельхозом?
Медотвод от вакцинации: сколько стоит и где его продают?
История праймериз двух «яблочных» городов