Срочная новостьБраконьеры жестоко избили егерей арматурой и веслами в Туркестанской области

Авто из Абхазии и Южной Осетии: оправдан ли риск, рассказал эксперт

Azattyq Rýhy

На западе страны образовываются целые рынки по продаже таких авто

Эпопея с армянскими машинами закончилась, вместо нее завязывается другая – уже из Абхазии и Южной Осетии. Жители западных регионов Казахстана начали активно скупать такие авто. Налоговики даже пришлось пригрозить автовладельцам уголовной статьей и конфискацией транспорта. Что делать в таком случае и есть ли лазейки, позволяющие обойти закон, узнавал корреспондент Azattyq Rýhy.

Схема ввоза проста: граждане Абхазии, Южной Осетии и России ввозят в Казахстан свои машины, регистрируют их как временно ввезенные, а затем продают казахстанцам по доверенности с правом владения, распоряжения или отчуждения.

Налоговики и эксперты объясняют, что делать так в корне неправильно и незаконно. По действующему закону, машину можно завозить в порядке временного ввоза на 1 год. Если автомобиль пребывает в стране дольше – его необходимо регистрировать. По Таможенному кодексу ЕАЭС на таких машинах должны ездить лишь те, кто их завез. А для продажи их в Казахстане машины должны ставить на первичный государственный учет.

«Изначально сам факт ввоза автомобиля с иностранной регистрацией для личного пользования на территории РК, без постановки на учет, уже является нарушением законодательства со стороны наших граждан. Такая покупка, в целом рискованна – можно потерять и деньги, и сам автомобиль. Это общеизвестный факт. Тем не менее, многие идут на это нарушение сознательно», – говорит заместитель председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» Артур Мискарян.

«По своему статусу такие машины являются иностранными товарами (то есть не являются товарами ЕАЭС) и находятся под таможенным контролем. Подтверждающим временный ввоз документом является таможенная декларация транспортного средства, если владельцем транспортного средства является юридическое лицо Абхазии, Южной Осетии. Если владельцем транспортного средства является физическое лицо – резидент этих республик, то необходима пассажирская таможенная декларация», – объяснили порядок ввоза в ДГД по Мангистауской области.  

История, как это было с армянскими, российскими и кыргызскими авто, повторяется. Эксперты говорят, что, если скупка продолжится, мы снова столкнемся с тем, что на дорогах появятся проблемы с безопасностью. Зная, что наказания не последует, такие автолюбители спокойно «летают» по улицам, не боясь даже камер.

Других рисков тоже хватает: зачастую они ездят по дорогам без оформления страхового полиса. Соответственно, в случае ДТП возникают проблемы с возмещением ущерба пострадавшей стороне. Из-за того, что люди избегают регистрации авто, следовательно, в случае кражи найти угонщика будет невозможно.

«Другой, не менее важный вопрос – это проблемы с экологической безопасностью и техническим состоянием. Зачастую пользователи таких автомобилей в кустарных условиях проводят переоборудование по смене расположения руля, внося изменения в конструкцию автомобиля, что влечет отдельные риски для безопасности. Пренебрежение правилами обязательного техосмотра – еще одна проблема, которая встречается в таких случаях регулярно.

И еще: это явление, очевидно, никак не содействует омоложению автопарка страны. Недавно беседовал с коллегами по отрасли. Есть информация, пока не подтвержденная, о том, что в Актау и Актобе уже образовываются специальные рынки в виде стоянок по продаже автомобилей из указанных регионов», – пояснил Артур Мискарян.

У обывателя наверняка может возникнуть вопрос – а как, собственно, продают казахстанцам иностранные машины, если доверенности давно нет, ведь на ее смену пришла страховка?

«Действительно, для передвижения на автомобиле с казахстанскими номерами наличие доверенности не обязательно – достаточно оформленного страхового полиса, который даже не обязательно иметь при себе. Полицейские могут проверить его наличие и срок действия по специальной электронной базе. В случае с автомобилями, которые не зарегистрированы в Казахстане, необходимо наличие доверенности, паспорта транспортного средства и свидетельства о техосмотре», – сообщил наш собеседник.

Каких-то способов обойти закон нет. Проще всего – не покупать такие машины. Налоговики предупреждают, что за незаконный ввоз и продажу таких машин наказывают административно или уголовно. Кроме того, при любом из этих вариантов предусмотрена конфискация авто.

«Департамент государственных доходов по Мангистауской области доводит до всех заинтересованных лиц настоятельную рекомендацию не приобретать временно ввезенные транспортные средства, стоящие на регистрационном учете в Абхазии и Южной Осетии, а также не эксплуатировать данные транспортные средства на территории Республики Казахстан без соответствующих процедур таможенного оформления и постановки на первичный учет», – рекомендуют в ведомстве.

Если же вы купили такую машину, по нашему законодательству остается лишь одно – зарегистрировать транспорт и оплатить все сборы.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно
Как казахстанцы встретили российских пропагандистов
Русский центр в Караганде: очередная провокация депутата Никонова?
Платные дороги: деньги дальнобойщиков утекают в карманы богатейшего депутата