Прибыль от нефти – народу. Возможна ли «модель Зеленского» в Казахстане?

Автор: Azattyq Rýhy

Недра являются собственностью народа, заявил Зеленский и предложил выплачивать дивиденды от их использования каждому ребенку Украины

Фото: azh.kz; for-ua.com

Новость от президента Украины Владимира Зеленского о том, что дети будут получать дивиденды от использования недр, конечно, взбудоражила социум. Впрочем, реакция ожидаемая: Казахстан – нефтяная страна, богатая ресурсами, со школьной скамьи нам как мантру повторяют, что в наших недрах есть практически вся таблица Менделеева.

В то же время, население чувствуют острую социальную несправедливость – когда богатые лишь богатеют, а бедные… Бедные рассчитывают на 42 500. В лучшем случае. При этом, многие финансовые аналитики и экономисты с горечью констатируют, что как такового среднего класса в стране за 30 лет независимости так и не появилось. Есть они, и есть мы.

Итак, сможет ли Казахстан примерить на себя украинский сценарий по выплате дивидендов или это утопия, корреспондент Azattyq Rýhy разбирался с известными экономистами.

Прибыль от добычи или использования недр люди получают во многих нефтедобывающих странах. Например, в Кувейте, Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах каждому новорожденному перечисляют определенную сумму и дальнейшие пособия, которые достигают 3 тысяч долларов.

В американском штате Аляска пошли еще дальше – абсолютно каждый житель ежегодно получает дивиденды от продажи нефти. Сумма выплат всегда разная, она зависит от объема поступивших денег и числа местных. Но всем причитается равная доля. В том числе и детям. В 2018, к примеру, каждый житель штата получил по 1600 долларов.

Сравнивать себя с этими прогрессивными странами не стоит – не тот уровень жизни, мышления, задач и проблем. То ли дело Украина. Все же мы когда-то жили в одном пространстве. После развала Союза развивались по одному пути и нынче объединяют нас одна и та же экономическая ситуация, и одни и те же проблемы.

«Экономические системы наших стран примерно одинаковы. Это олигархат, богатства страны, принадлежащие им, приватизация богатств. У всех постсоветских стран примерно одинаковая болезнь – это приватизация прибыли и национализация убытков. Поэтому в этом свете мера выглядит популистской, которая окажется недолговечной. Даже если удастся воплотить идею в жизнь, она окажется недолговечной, потому что нет в странах бывшего Советского Союза такого менталитета. Мы не доросли до того, чтобы делиться национальными богатствами, недрами. И с другой стороны, считаю эту идею популистской, чтобы поднять упавший рейтинг», – размышляет экономист Арман Бейсембаев.

Даже если идея популистская, она хороша и логична, о чем, собственно, напомнил и сам Зеленский. Процитирую его слова:

«Недра являются собственностью народа. Времена, когда существовал список фамилий, которые считались украинским народом и могли владеть и пользоваться недрами, закончились».

На деле, прогнозирует Бейсембаев, все окажется гораздо сложнее.

«Еще не факт, что идею у них примут, потому что давайте задумаемся: чьи интересы это ущемляет? Будут обязательно затрагиваться интересы конкретных лиц, элитных группировок, которые будут этому очень сильно сопротивляться. Начнется саботаж», – считает экономист.

Казахстану, говорит он, грозит идентичная история.

Его коллега Арман Байганов же считает, что технически можно провернуть похожую схему. Но лишь при развивающейся экономике.

«Сейчас экономическая ситуация у нас не самая лучшая. Если тенге девальвирует каждые несколько лет, если в бюджете дыры, о каких дивидендах может идти речь? Если у нас было бы меньше коррупции, криминала, теневой экономики, то могли бы сделать так же, как и в Арабских эмиратах – когда дети рождаются, уже младенцами получают деньги на свои счета. Чтобы воплотить эту идею в жизнь в Казахстане нужно поднять экономику. А сделать это можно, исключив коррупцию. К тому же, возможно, для поднятия экономики нужно будет поднять налоги, так как у нас налоговая база – одна из самых низких», – делится мнением Арман Байганов.

Финансист Расул Рысмамбетов считает, что в Казахстане этот сценарий по выплате дивидендов давно работает через Национальный фонд, куда поступают доходы от нефти. Этот Нацфонд регулярно пополняет бюджет через гарантированные трансферты, которые потом тратят на пенсии, пособия и все остальные социальные платежи.

«Если бы не было этого фонда, казахстанский бюджет был бы гораздо меньше, потому что мы собираем налогов примерно 70% от того, что мы тратим. Не будь фонда, мы бы все почувствовали бы это очень остро. То есть были бы перебои в выплате пенсий и так далее.

То, что Зеленский предлагает, мы давно уже осуществили. Да, это выглядит не так шикарно, как в Арабских Эмиратах. Да, они не идут напрямую детям. Да, у нас возникают вопросы по государственным тратам. Но сама система работает. Я всегда критикую с удовольствием наше правительство, но, как ни крути, у нас эта концепция давно реализована. Если бы у нас не было нефтяного фонда, наш бюджет был бы на 20% меньше. А это большие деньги», – говорит Расул Рысмамбетов.

Единственное, что отличает эти выплаты от тех же американских или арабских – отсутствие адресной помощи. Допустим, тех же дивидендов или, к примеру, материнского капитала.

«Многие считают идею Зеленского популистской. Но если президент хочет платить своим людям больше денег, разве это популизм? Это забота о гражданах. Я думаю, это благородное начинание. Задача президента – сделать так, чтобы людям жилось комфортно. Тем более, что это часть его предвыборной программы. Поэтому он просто выполняет свои обещания. Это народоориентированная политика. Никакого негатива не вижу в этом начинании», – заключил Рысмамбетов.

Жан МУРЗА