Кто лучше для Казахстана – Трамп или Байден? Ответ политологов
Внешняя политика у кандидатов в президенты США несколько отличается
Загадочный Джозеф Байден или эксцентричный, но уже ставший привычным Дональд Трамп? Вместе с корреспондентом Azattyq Rýhy анализируют политологи.
Для казахстанцев, не избалованных подобными политическими шоу, творящееся за океаном напоминает реалити – почти «За стеклом». Со всеми положенными атрибутами. При этом, вопрос о том, кто же в итоге займет овальный кабинет, отходит даже не на второй, а на третий план.
С рядовыми казахстанцами на сей раз солидарны и эксперты. Говорят, для нашей страны действительно нет принципиальной разницы между демократом и республиканцем. Центральная Азия в целом, и Казахстан в частности, не входят в орбиту приоритетов для США. В эпоху, когда саму Америку раздирают скандалы, в том числе этнические и расовые, в тяжелую фазу прочно перешла торговая война с Китаем, а тут еще и коронакризис подобрался – с внутренней бы ситуацией разобраться.
Другое дело, когда Казахстан рассматривают как огромную территорию между Россией и Китаем. В привязке с Москвой нам могут перепасть санкционные «тумаки», в случае с Пекином вроде как нейтралитет – ни дивидендов, ни проблем.
Кстати, наши спикеры не исключают, что победитель президентской гонки определится лишь в зале судебных заседаний.
«Я, честно говоря, не жду каких-то больших и кардинальных изменений в случае победы того или иного кандидата. Потому что Казахстан, Центральная Азия не являются крайне приоритетными или жизненно приоритетными регионами для США. Потом нужно понимать сам контекст того, что происходит. США были единственной супердержавой и это корежит и плющит сильно саму американскую политику.
Мы видим, что все события, которые происходят за последние 2-3 года, начиная от расовых конфликтов, это скорее всего внутренние проблемы, которые копились и сегодня выходят наружу. И соответственно, кто бы не победил, значительные усилия потребуются больше всего для урегулирования внутренней политики США. Надо определяться по многим вопросам, надо понимать отношение к Китаю и России. Потом нужно понимать и саму американскую внутреннюю политику – система лобби и прочего. Нельзя сказать, что приходит новый человек, и он может кардинально все поменять. Это совершенно не так.
Прежде всего, США – это огромная интеллектуальная машина, где происходят очень серьезные дискуссии по внешней и внутренней политике. Внутренняя политика – это скорее всего консенсус, который достигается на уровне элит и мозговых трестов, на уровне политических партий, лобби и так далее.
Поэтому, я думаю, что прежде всего США будут сосредоточены на внутренней политике. Во-вторых, если побеждает Трамп, то сегодняшняя политика будет пролонгирована с какими-то коррекциями. Если победит Байден, понятно, что будет примерно то же самое, но с большими акцентами на коалиции, какие-то коллективные вещи, на усиление очевидного лидерства в НАТО, в ЕС и так далее. Поэтому, я честно говоря, не жду каких-то выдающихся изменений и вряд ли они возможны.
Казахстан для США сейчас не является приоритетом. Мы должны себя рассматривать с точки зрения отношений США с Россией и Китаем. Если там до каких-то нюансов дойдет, то понятно, что США будут максимально давить на всех, кто является или союзником, или соседями, или сторонниками России. Здесь конечно есть определенные угрозы, но опять же очень много зависит прежде всего от состояния внутренней Америки, от экономики, от состояния элит, от состояния фондового рынка. В любом случае, сейчас даже американские эксперты не склонны видеть каких-то больших шараханий.
Для нас эта ситуация неприятна прежде всего из-за выбора, когда нас заставляют делать выбор: или вы с Китаем, или с Россией. Мы – страна, это не чемодан с ручкой, ее нельзя перенести и поставить в комфортную зону, где не происходят мировые конфликты и состязания геополитических интересов. С этой точки зрения понятно, что проводить внешнюю политику Казахстану будет с каждым годом все труднее. Это очевидно и вне зависимости от того, кто побеждает в Америке.
Отношения России и США не складываются в сумме отношений Трампа и Путина. Все достигается в результате больших споров, мозговых трестов, финансовых групп, интеллектуалов. Они в целом считают, что Россия – дестабилизирующий фактор в мире, головная боль.
Россия бросает вызов по всем наиболее узким для внешней политики США моментам, начиная от Северной Кореи, Ирана, Венесуэлы и так далее. Россия делает это сознательно, но и американцы это хорошо считывают и понимают, и, соответственно, это будет встречать противодействие. И противодействие в том числе в зонах, которые Россия считает зоной своих коренных интересов – это постсоветское пространство, отношения с Ираном, с Турцией и Китаем», – анализирует ситуацию политолог Айдос Сарым.
Но, послушайте, а как же милитаристские настроения Вашингтона? Продвижение альянса – как географического, так и с точки зрения идеологии. Этого, между прочим, всю предвыборную кампанию не скрывал Джозеф Байден, который прямо сейчас лидирует в гонке. Он за расширение сферы влияния НАТО, а это в свою очередь автоматически приводит к усилению противостояния с Россией. Тень тяжелого взгляда Вашингтона на Москву неизбежно упадет и на Нур-Султан.
«Центральная Азия, как и Казахстан, не занимает особого места в программе ни Байдена, ни Трампа. То есть мы для США не являемся приоритетной темой. По большому счету для нашего региона каких-то кардинальных изменений не будет. Потому что США сейчас волнуют другие вопросы – это коронакризис, восстановление экономики, вопросы климата, это Китай, но никак не Центральная Азия и Казахстан. Поэтому каких-то прямых последствий от этих выборов не будет.
Но в то же время мы видим, что если Байден победит, то вектор американской политики меняется и Америка может вернуться к внешней политике, которая была во время Обамы. Что это означает? Это означает, что США вновь попытаются стать лидером в глобализации, то есть в Вашингтоне будут выбирать глобалистский подход. Во-вторых, США при Байдене может усилить борьбу с Россией, и это означает, что могут быть новые санкции в отношении России. Здесь Казахстан может ощутить косвенные эффекты, потому что с российской экономикой у нас тесные связи и то, что там будет происходить, будет отражаться на нас.
Если победит Трамп, то будет продолжена линия, которая проводилась последние 3-4 года – линия на жесткое отстаивание интересов Америки и лозунг «Америка прежде всего». Под этим лозунгом Америка продолжит дальше идти в сторону, которую ведет Трамп. Это отказ от глобальных обязательств и жесткое отстаивание интересов США.
В двустороннем же формате США – Казахстан резких скачков или снижения прогнозировать не приходится. Все зависит от того, как будут развиваться отношения США, Китая и РФ. Это будет иметь более большое значение на нас», – считает Жумабек Сарабеков, эксперт Института мировой экономики и политики.
Следить за этим политическим шоу осталось недолго – власти штата Невада, выборщики которой могут принести одному из кандидатов победу на выборах в США, постараются опубликовать обновленную информацию о подсчете голосов в среду. Речь идет о 9 часах по времени восточного побережья (23:00 по времени Нур-Султана). Впрочем, процесс может и затянуться – как говорилось выше, противостояние Трамп – Байден может перекочевать в зал судебных разбирательств.